Идея Клуба неравнодушных родителей зародилась у меня еще в пору работы в Школе приемных родителей, где я вела занятия. На них приходили будущие усыновители, опекуны, многие из которых уже имели своих детей. По окончании Школы, они отмечали, что получили знания, которые помогают лучше понимать и налаживать детско-родительские взаимоотношения, улучшились отношения и с другими членами семьи.
Работа в общеобразовательной организации подразумевает психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому, для повышения психолого-педагогической культуры родителей, для профилактики семейного неблагополучия, развития воспитательных компетенций был разработан цикл занятий родительского клуба.
Самое первое занятие Клуба неравнодушных родителей посвящено теме безусловного принятия, ведь оно является одной из важнейших потребностей ребенка. Так же, на этом занятии, мы рассматривается иерархия потребностей в виде пирамиды А. Маслоу и обсуждается, как удовлетворение или неудовлетворение той или иной потребности влияет на развитие ребенка, на формирование его «я-образа», представления об окружающем мире, желание развиваться и самоактуализироваться.
Автор статьи
Ольга Полякова
педагог- психолог МБОУ СОШ 83 г. Воронежа, студент МЭУК, Воронеж. Центр Системного Развития
Затем, родителям предлагается нарисовать семь шкал (каждая соответствует определенной потребности) от 1 до 10, подумать и отметить – насколько удовлетворена каждая из потребностей ребенка в их семье.
Потом, обсуждаются полученные результаты. Кстати, очень часто родители делают для себя важные для себя открытия, многие, на этом этапе, понимают, отчего возникают трудности во взаимоотношениях с ребенком в их семье.
Далее, каждый из родителей продумывает для себя пути развития в воспитании детей и намечает самые первые и простые шаги на пути достижения своей цели.
В качестве домашнего задания предлагается поисследовать мнение детей, о том, как они видят свои потребности и потребности родителей, оценить уровень их удовлетворения и как это влияет на внутрисемейные взаимоотношения. Предложить детям, продумать шаги по налаживанию ситуации.
Так проходит первое занятие. Мое обучение коучингу сильно повлияло на его структуру и наполнение. Если ранее, мы с родителями просто рассматривали иерархию потребностей, обсуждали, то теперь к этому процессу подключены коучинговые технологии, которые позволяют увидеть перспективу, наметить шаги для решения своих задач. После занятия, родители держат в руках план действия по налаживанию своих взаимоотношений с ребенком и приглашают его к участию в этом процессе. Думаю, это большой прогресс для многих семей.