Занятие для родителей на основе коучингового подхода «Сеем характер»

Разработка Самолетовой Татьяны Павловны

Воспитателя ГБУ СО «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение»

Выпускника курса КПК "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО"

Только те, кто готов расти духовно, способны менять себя и свою жизнь в лучшую сторону.

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания.

 Задачи:

  1. Расширить представление родителей о понятии характер, его чертах и влиянии на взаимоотношения человека с социумом.
  2. Выявить приоритеты родителей в видении желаемого результата – характера своего ребенка.
  3. Помочь родителям проанализировать применяемые в семье методы воспитания характера ребенка.  
  1. Способствовать осознанию родителями важности формирования положительного характера у ребенка, для его успешного взаимодействия с социумом.
  2. Пробуждать у родителей интерес к процессу семейной педагогики.

Целевая аудитория: Родители (лица их заменяющие) воспитанников находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

МТО:

  1. Флипчарт.
  2. Индивидуальные листы, авторучки (по количеству участников), цветные карандаши.
  3. Ватман, маркеры цветные.
  4. Информационный лист «Черты характера».
  5. Фрагмент х/ф. «Служебный роман» /сцена, в которой Новосельцев парирует называемые начальницей её черты характера, меняя их на противоположные /.

 Продолжительность  занятия: 40 минут.

Ход занятия

1.Приветствие. Знакомство.

Здравствуйте! Прошу всех садиться, располагайтесь поудобнее. Начинаем!

Предлагаю всем познакомиться. Для этого сейчас, мы будем передавать друг другу мяч (мягкая игрушка). Ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители  и закончить следующее предложение назвав положительную черту ребенка: «Мой ребенок  очень (самый)…(добрый, веселый, отзывчивый и т.п.).

/Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый.

Первым начинает воспитатель/.

 

Ознакомление родителей с правилами работы в группе. Получение их устного согласия на продолжение.

«Правила работы в группе»

- доверительный стиль общения;

- общение по принципу «Здесь и сейчас»;

- регламент высказывания;

- искренность в общении;

- конфиденциальность;          

- активное участие;

- уважение к говорящему.

 

2. Выявление проблемы. Вызов (побуждение к действию).

Воспитатель предлагает участникам  к просмотру фрагмент х/ф. «Служебный роман» /сцена, в которой Новосельцев парирует  называемые начальницей её черты характера, меняя их на противоположные /.

Воспитатель: Как вы все уже поняли, сегодня мы будем общаться по вопросам формирования (воспитания) характера наших детей.

Озвучивается тема занятия.

Вопросы родителям:

- Как бы вы оценили качество характера вашего ребенка в настоящее время по шкале от 1 до 10?

- Что для вас означает 10 относительно характера ребенка?

- Что мешает ситуации изменится?

/Выявление проблем-запросов родителей/.

Воспитатель: Определение положительных и отрицательных черт характера может помочь, например:

 - при выборе профессии;

 - при устройстве на работу;

 - при назначении на  должность:

 - при выборе спутника жизни (определив критерии ценные для человека).

 

3. Информация /мотивация для родителей/

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности.

Черты характера выражают отношение человека к действительности, проявляются в поведении человека, в его поступках.

Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица.

Проявления качеств характера в поведении людей:

  1. Отношение к окружающему миру, подразделяется на четыре типа:
  • Я хороший – все хорошие.
  • Я хороший – все плохие.
  • Я плохой – все хорошие.
  • Я плохой – все плохие.
  1. Отношение к своей личности (самоуважение, самокритичность, высокомерие, чувство собственного достоинства и т.п.).
  2. Отношение к труду (леность, трудолюбие, аккуратность, толерантность, небрежность, пунктуальность, ответственность и т.п.).
  3. Отношение в группах социального окружения (общительность, замкнутость, правдивость, лживость, вежливость, грубость и т.п.).

 

Оценка качеств людей в социальных ситуациях:

  1. Интеллектуальные особенности индивидуального лица, качество мышления человека (широта, глубина, гибкость, критичность, глупость и т.п.). Интеллектуальная группа включает проницательность, разумность, рассудительность, смекалистость, толковость, ум и др. Определяются в большей степени природной предрасположенностью, которая испытывает влияние наследственных генов и темперамента.
  2. Эмоциональные проявления – это группа, к которой относятся такие черты, как агрессивность, артистичность, вспыльчивость, впечатлительность, добродушие, жизнерадостность, замкнутость, импульсивность, капризность и другие формируются еще в раннем детстве, когда психика ребенка претерпевает этап становления под воздействием множества различных факторов.
  3. Волевые качества – это особенности свойств конкретного лица, которые проявляются в нестандартных ситуациях (выдержка, терпеливость, упрямство, смелость, трусость, мужество, дисциплинированность и т.п.). Волевые черты характера приобретаются на протяжении жизни – это целеустремленность, дисциплинированность, выдержка, мужественность, самостоятельность, напористость, инициативность настойчивость, осмотрительность, педантичность, преданность и др.

 

Положительные и отрицательные черты характера их качества в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. Позитивные могут прикрывать негативные черты характера индивидуального лица. Например, люди бывают ленивыми, но добродушными или эгоистичными, но аккуратными и трудолюбивыми, грубыми, но отзывчивыми и щедрыми и т.д.

Такие черты характера в людях как жестокость, лживость, лицемерие, леность, скупость, грубость и т.п., которые никогда не спровоцируют их на хорошие поступки

Задание № 1 «Колесо характера успешного ребенка» /выявление приоритетов на будущее/

Родителям предлагается:

  • составить и записать на листе, положительные качества характера желаемые для своего ребенка (не более 12, можно пользоваться информационным листом «Черты характера»);
  • составить «Колесо характера ребенка сегодня» в соответствии с получившимся списком качеств;
  • прошкалировать (от 1 до 10) уровень сформированности качеств характера, включенных в колесо; 

 

Воспитатель обобщает, резюмирует результаты и записывает на ватмане:

  • три самых сформированных («лидеры») качества характера ребенка (обобщая результаты исследования родителей).

Родителям предлагается поделиться своим опытом (методами воспитания) по формированию качеств, ставших «лидерами» характера детей. 

/Родители делятся опытом, высказывают мнения/.

Воспитатель:

Ян Каменский в своём труде «Материнская школа» писал:

«…молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии…

1) Постоянный образец добродетелей,

2) Своевременное и разумное наставление и упражнение.

3) Умеренная дисциплина».

 

Воспитатель обобщает, резюмирует результаты и записывает на ватмане:

  • три мало сформированных («аутсайдеры») качества характера ребенка (обобщая результаты исследования родителей).

Родителям предлагается ответить на вопросы:

- Что эти качества могут значить для ребёнка в будущем?

- Почему решение данной проблемы важно для Вас?

- Как вы можете формировать эти качества характера ребенка?

- Кто или что может вам помочь в этом?

- Как вы поймете, что получили ожидаемый результат?

- Что в итоге получит ребенок?

- Что в итоге получите вы?

 

Воспитатель:

Окружение ребенка играет такую же роль в становлении личности, как и то, что заложено природой. Характер – это следствие воспитания и условий проживания в социальном обществе.  Малыш растет, приобретает опыт взаимодействия с внешним миром и набор положительных и отрицательных черт личности. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и список уже имеющихся черт характера постоянно пополняется новыми личностными признаками. И если вначале этот процесс происходит бессознательно, рефлекторно, то впоследствии, когда человек осознает свои действия, он уже может делать выбор. Этот осознанный выбор и открывает возможности для преобразования характера, то есть личностного роста.

4. Рефлексия

Воспитатель: «Спасибо всем! Наше общение получилось очень интересным и плодотворным. Радует  ваше понимание значения качества характера для дальнейшей жизни ваших детей в обществе. Спасибо за вашу готовность личным примером воспитывать у детей  положительные качества характера. Такой характер позволит вашим детям стать счастливыми и успешными людьми!

 

Сейчас я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.
1. Что было для Вас сегодня интересным и полезным?

 

 

Благодарю всех за активную работу!

До новых встреч!

Положительные черты характера:

  • Доброта. Добрые люди бескорыстны и полны желания помочь ближнему.
  • Выдержанность.
  • Смирение. Этому учат в духовных семинариях, но и простым обывателям, негодующим на свою жизнь, и окружающих их людей неплохо было бы ему поучиться.
  • Щедрость, сострадание. Щедрый человек, готовый отдать последнюю рубаху, может даже спасти чью-то жизнь.
  • Доброжелательность, доверие. Доброжелательный, значит желающий другим добра.
  • Искренность. Честный человек всегда в почете и уважении.
  • Коммуникабельность. Умение общаться с людьми еще никому не мешало.
  • Вежливость.
  • Оптимизм. На никогда не унывающих людей хочется ровняться и быть такими, как они.
  • Мужественность. Мужественный – это значит стойкий, волевой, готовый прийти на помощь слабому и нуждающемуся.
  • Предупредительность.
  • Аккуратность.
  • Порядочность. Такое качество характера в человеке родителям нужно воспитывать своим примером.
  • Педантичность. У такого человека все разложено по полочкам, все идет по плану.
  • Открытость. Такие люди не держат«камень за пазухой».
  • Заботливость.
  • Внимательность.
  • Обаятельность. Даже самое ужасное лицо в сочетании с таким качеством делает человека притягательным для других.
  • Миролюбие. Неконфликтный человек, предпочитающий худой мир доброй ссоре.
  • Задушевность.

Отрицательные черты характера:

  • Гордыня. Человек, обуянный гордыней, превозносит себя выше других.
  • Эгоизм и тщеславие. Такие люди концентрируются на собственных нуждах и не способны на сострадание в принципе.
  • Тунеядство и лень. Такому человеку успеха в жизни не добиться.
  • Безответственность.
  • Жадность.
  • Зависть. Она разъедает человека изнутри и толкает его на неблаговидные поступки.
  • Хамство.
  • Жестокость. Жестокий человек – это слабая, неуверенная в себе личность, которая поднимает собственную самооценку, унижая и заставляя страдать других.
  • Фамильярность.
  • Злость и гнев. Эти эмоции характерны для всех людей, но не все готовы их подавлять. Такой человек запускает процесс саморазрушения, а спусковым механизмом являются детские обиды.
  • Мстительность. Неумение прощать является самой губительной для самого же человека чертой характера. Так как накопленные обиды имеют тенденцию селиться в теле человека и вызывать различные заболевания.
  • Хвастовство.
  • Хитрость. С точки зрения психологии у этой черты характера нет точного определения как положительной или отрицательной, все зависит от того, как эту способность человек применяет и для каких целей.
  • Болтливость, неумение слушать.
  • Ревность. Эта черта замешана на эгоизме и гордыни. Все эти характеристики вкупе заставляют человека думать, будто он может безраздельно властвовать над кем-то и указывать, кому и что делать.
  • Распущенность.
  • Угрюмость.
  • Главные черты характера у женщин:
    • Общительность и отзывчивость.
    • Доброта и забота о других, сопереживание.
    • Целеустремленность, дисциплинированность и трудолюбие.
    • Аккуратность, бережливость и практичность.
    • Терпеливость, нежность, мягкость и верность.

     

    Главные черты характера у мужчин:

    • Мужественность, настойчивость, самоотверженность.
    • Ответственность и остроумие.
    • Самообладание, сдержанность и решительность.

Добавить комментарий