«Волшебные вопросы», или как развивать осознанность у дезадаптированных подростков с помощью коучингового подхода

Автор

Чернова  Дарья Сергеевна

социальный педагог ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова,

выпускница КПК «Коучинговый подход для результативного образования в рамках ФГОС» (Фоксфорд)

«Настоящий учитель не тот,

 кто постоянно воспитывает,

а тот, кто помогает тебе

стать самим собой!» (М.А. Светлов)

25 мая состоялось мое выступление на Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция-2018», организованной СГУ им. Н.Г. Чернышевского, с темой «Коучинговый подход в реабилитационной работе с дезадаптированными подростками». Данная тема вызвала большой интерес, так как многие коллеги впервые слышали о коучинговом подходе и инструментах коучинга.

Особенность моей работы в том, что подростки, проходящие социальную реабилитацию в центре, во многом отличаются от своих сверстников. Практически все имеют разной степени социально-педагогическую запущенность, неразвитую мотивационную сферу, различного рода зависимости. Ребята попадают в центр из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (родители не работают, злоупотребляют алкоголем, наркотическими веществами, не выполняют надлежащим образом родительские обязанности). В результате, формируется социальная дезадаптация: нежелание посещать школу, незаинтересованность в процессе обучения и достижении результатов, самовольные уходы из семьи, эпизоды правонарушений. Самое главное, что в таких условиях у подростков не сформирован положительный сценарий будущего, так как отсутствует позитивный жизненный опыт; взгляд на жизнь негативный, либо несоответствующий жизненным реалиям, часто потребительский («Я не буду ничего не делать, все как-нибудь устроится само собой»).

В связи с этим, основные задачи моей работы:

  • Создание позитивной атмосферы в подростковом коллективе
  • Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности
  • Формирование системы нравственных и общечеловеческих ценностей
  • Профессиональная ориентация, особенно, старших подростков
  • Формирование позитивного жизненного сценария (позитивного взгляда в будущее), т.е. установки на возможность преодоления жизненных трудностей через развитие своих личностных качеств и обучение.

 

Как специалист, я сталкиваюсь с рядом затруднений, некоторые их которых проистекают из особенностей психологического развития подростков 13-17 лет.

  • Склонность к противоречиям и желание отстаивать собственную позицию;
  • Склонность к отрицанию всего, что предлагает социум и, в том числе, любой взрослый как его представитель;
  • Нежелание и неумение принимать точку зрение другого человека, даже достаточно авторитетного и компетентного в том или ином вопросе;
  • Неприятие авторитетов в лице взрослых и их опыта: «Я сам все знаю и умею!»

 

У дезадаптированных подростков, находящихся на реабилитации в центре, эти черты выражены более остро, они менее гибкие в общении и поведении, чем их ровесники из «обычных» семей. В связи с этим, возникла потребность в методе, который позволил бы более или менее эффективно решать поставленные задачи. Таким методом для меня стал коучинговый подход в реабилитационной работе с подростками.

 

В своем выступлении я кратко презентовала этот метод, познакомила коллег с основными принципами и преимуществами коучингового подхода в работе с подростками:

  • Недирективность;
  • Коучинг – зона, свободная от советов;
  • Ориентация на потребности и интересы клиента;
  • Фокус на позитивные изменения и личностный рост;
  • Нацеленность на будущее и достижение результата;
  • Развитие осознанности, формирование своих жизненных приоритетов;
  • Формулирование и постановка целей;
  • Планирование конкретных шагов и действий, необходимых для достижения цели.

 

Как я могу помочь подростку, основываясь на коучинговом подходе?

  • Не критиковать и принять таким, какой он есть.
  • Отказаться от директивного общения и навязывания своего мнения и опыта.
  • Учиться слышать и слушать (активное слушание)
  • Избегать оценочных суждений
  • Сохранять доверие, позитивный диалог: «А что ты хочешь вместо этого?»
  • Быть тем, к кому легко обратиться за помощью.
  • Верить в подростка и возможность позитивных изменений.
  • Задавать открытые вопросы (Например, при разборе ситуации: Что произошло? Чему тебя это научило? Как можно поступить по-другому?)

 

Примеры коучинговых вопросов:

В конфликтной ситуации (цель саморефлексия):

  1. Что увидел ты? (фактическая сторона)
  2. Что увидел другой? (фактическая сторона)
  3. Что увидели бы сторонние наблюдатели? (взгляд со стороны)
  4. Представьте, что вас снимала скрытая камера… («Камера» безоценочный взгляд, без «лишних» эмоций, максимальная объективность)

Для анализа проблемных зон и создания поддерживающей среды:

  1. Что получилось хорошо?
  2. Что лучше, чем вчера?
  3. Над чем стоит еще поработать?
  4. Что можно сделать по-другому, более эффективно?

 

Так же в своем выступлении я рассказала коллегам об эффективности использования такого инструмента в работе с подростками как «Колесо баланса»

 

Пример использования «Колеса баланса»

Подросток, 16 лет, самостоятельно выявляет проблемные зоны, ставит цели на дальнейшее развитие, определяет необходимые шаги к их достижению.

Примеры использования данного инструмента с подростками младшего возраста 13 и 10 лет (с помощью педагога)

Мальчик, 10 лет, определил, как наиболее значимую область – занятия спортом, которые помогут ему развить свою дисциплинированность, следовательно, улучшить учебу в школе, укрепить отношения в семье и найти больше друзей.

Что позволяет достичь коучинговый подход в индивидуальной работе с дезадаптированными подростками:

  • Развитие мышления и осознанности;
  • Понимание своих истинных потребностей;
  • Формирование позитивного Я-Образа в будущем;
  • Прояснение и постановка целей;
  • Формулирование шагов в достижении цели;
  • Оценка результата в формате «Было – Стало», «Я смог сделать…», «Я достиг…»;
  • Формирование собственного жизненного опыта и приоритетов.

 

Бесспорное преимущество коучингового подхода в том, что педагог не предлагает каких-то готовых решений, а обращается к личному опыту и переживаниям подростка, при этом помогает развивать личную осознанность, стимулирует личностное развитие.

Добавить комментарий