Вольберг Лариса Владимировна

image

МОСКВА: РОССИЙСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭРИКСОНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (МЭУК)

Даты учебной группы из списка, публикуемого на странице Конкурса: 29.01 — 01.02

Вольберг Лариса Владимировна

Место работы Москва ГБОУ СОШ №1231 с углубленным изучением иностранного языка им. В. Д. Поленова

Педагог-психолог.
Источники знаний о коучинге:тренинг «Введение в коучинг» от МЭУК, Мастер-класс Посадской Т.В. в рамках курса «Тьютор в образовании», участие в конференции Коучинг в образовании 2013 и 2014 года, самостоятельное изучение  литературы .

Мотивационное письмо:

  • Почему хотите обучаться коучингу?

Я хочу обучиться коучингу, потому что считаю коучинг наиболее эффективной и целесообразной технологией, способной изменить образовательную среду школы, повернуть ее в сторону гуманизма, создать поддерживающую среду для всех участников образовательного процесса.

Коуч-подход оказался эффективным и даже спасительным для меня во многих трудных профессиональных ситуациях. Особенно ценным явилось использование коуч-подхода в конфликтных ситуациях, в ситуациях где необходимо наладить сотрудничество, взаимодействие и поддержку. Коуч-подход помог мне организовать работу с родителями учеников имеющих трудности в обучении и регуляции поведения. В последнее время  делаю первые шаги в применении этого подхода в работе с классом и учителем.

Коуч-подход также помог в сложных профессиональных ситуациях, решение которых представлялось крайне неприятным и практически невозможным, вследствие чего отодвигалось как можно дальше во времени, теперь стали разрешаться гораздо легче и эффективнее.

Перед каждым школьным психологом стоит задача сопровождения внедрения ФГОС в педагогическую практику. Коучинг является прекрасным проводником новых технологий, позволяя педагогам их осваивать без стресса и перегрузок. На данный момент я ясно осознаю, что создавая видение и вдохновляя педагогов, я принесу гораздо больше пользы, чем занимаясь стандартной развивающей, консультативной, просветительской работой.

Честно говоря, я просто по-прежнему работать не могу, т.к. не вижу в этом смысла. Очень хочется помочь коллегам, а они, в свою очередь, помогут и детям и родителям.   Педагоги – активные по своей природе люди, а ещё они ответственные, творческие и очень сильные. Они действительно хотят помочь детям, просто пока не знают как это сделать наилучшим образом, их никто этому не учил.

Может показаться наивным взгляд на учителя, как на человека, готового к изменению, но я убеждаюсь в этом на практике. Именно опытные учителя готовы к изменениям и готовы учиться и пробовать на практике коуч-подход, т.к. видят, что старые проверенные методы не приносят прежних результатов. Одна из установок учителя «я отвечаю за этот класс, всё должна сделать сама, это моя территория, обращаться за помощью – признак неэффективности, слабости» сменяется установкой «мы работаем в команде, у меня есть группа поддержки, я не одна»

  • Что будет  для Вас наилучшим результатом обучения в МЭУК?

Наилучшим результатом обучения в МЭУК будет освоение технологии коучинга, получение опыта и способности грамотнои полноценно применять коуч-подход в своей ежедневной практике педагога и психолога.

  • Почему для Вас важно обучаться коучингу? Что изменится для вас и ваших учеников, если вы пройдете обучение? Мой опыт применения коучинга пока небольшой. И первыми моими партнерам стали дети и их родители. Это ориентированный на решение подход с элементами коучинга.  В данный момент мне необходимо полноценно научиться работать как коучу с педагогами. Это требует владения инструментами коучинга на уровень выше. Умение входить в коуч-позицию и удерживаться в ней, проведение коуч-сессии по стреле. Именно приобретя опыт как клиента коуча, учитель может транслировать этот опыт в работе с детьми и родителями, классом как сообществом, проводить занятия по-другому.
  • Каким образом: как, где и в чем, планируете реализовывать полученные знания и наработки (после завершения курса обучения, в течение года-двух, в долгосрочной перспективе)?

В течение года-двух я хотела-бы работать над созданием коуч-среды нашей школы, работая как коуч и, помогая осваивать инструменты коучинга педагогам. Фиксировать результаты продвижения в интеграции коуч-подхода, применять коуч-подход системно. В долгосрочной перспективе, имея наработки, мы могли бы транслировать наш опыт педагогическому сообществу. Хотелось бы развивать направление использования коуч-подхода на уроках.

Что Вы готовы сделать во время и по завершении обучения для продвижения коучинга в образовании?

Сейчас я применяю коуч-подход и убеждена, что инструменты коучинга должны быть в арсенале каждого школьного психолога и каждого педагога. Я готова пропагандировать коуч-подход в среде педагогов-психологов, учителей. Главный путь продвижения коучинга – создание разницы, наглядное и убедительное доказательство эффективности и результативности на практике. Это покоряет и вдохновляет.

  • Кто Вас может в этом поддержать?

У меня есть команда психологов(нас трое), которые вдохновлены коуч-подходом и готовы работать в этом направлении, педагоги начальной школы, которые уже включены в освоение коуч-подхода, есть педагоги которые явно готовы включиться в процесс, родители и дети, которые продвигаются благодаря коуч-поддержке и наконец администрация в лице директора и завуча начальной школы, завуча средней и старшей школы.

 

Название: классный час (конспект)

 

Введение:

a. Описание целевой аудитории (для кого разработано мероприятие)

КЛАСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

b. Цель разработанного мероприятия

РАБОТА С КЛАССОМ  В НАПРАВЛЕНИИ ПРОДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАССА КАК ГРУППЫ.

ВДОХНОВИТЬ КЛАСС НА РЕШЕНИЕ ОБЩИХ ЗАДАЧ КЛАССА КАК  ГРУППЫ:

-ПОВЫШЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ В ОСВОЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ,

— РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧИ ,

-ПРОДВИГАТЬСЯ К ИХ РЕШЕНИЮ И ИСКАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СТРАТЕГИЮ,

-СОХРАНЯТЬ СПОСОБНОСТЬ ПРОДВИГАТЬСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЧТО-ТО ПОЙДЕТ НЕ ТАК,

-СОЗДАТЬ ВИДЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

-ВВЕСТИ СПОСОБЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ

— ВДОХНОВЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЯ В ЕГО РАБОТЕ С ЕЖЕДНЕВНЫМИ «ВЫЗОВАМИ» ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

с. Основные формы, методы, приемы работы, способы достижения и оценивания ожидаемых результатов.

Наша психологическая служба получила запрос на работу с конфликтной ситуацией и драками в 3 м классе. Мы участвовали во встрече родителей конфликтующих детей, классного руководителя и администрации. Нам удалось, используя коуч-подход установить контакт с родителями и пригласить их к сотрудничеству. Классный руководитель увидев, что подход работает  проявил заинтересованность в работе не только с конфликтующими сторонами, но и с классом в целом.

Первое, с чего мы начали — описали принципы работы: ориентацию не на прошлое, а на будущее, модель обучения навыкам, а не исправления, принципы Эриксона, основные шаги. Обсудили видение учителем перспектив развития класса и спросили о том, какие важные задачи учитель поставил бы перед классом. Помню, что меня поразила смелость классного руководителя, которая сказала, что ей очень интересно на какие задачи выйдут сами дети и предоставила им полную свободу выбора.

Заручившись поддержкой классного руководителя мы договорились, что проведем совместный классный час.

Ход занятия:

Мы, два сотрудника психологической службы (в дальнейшем сокр.П) поприветствовали детей, представились и сказали им, что мы предлагаем  всему классу поучаствовать в одном интересном эксперименте.

П — Мы уже бывали у вас и знаем, что вы многому научились за время обучения в школе. Как вы думаете, какие сильные стороны есть у вашего класса?

Дети с удовольствием обнаружили, что они искренние, открытые, интересные, очень разные, учатся понимать друг друга, помогают друг другу, добрые, умеют высказывать свое мнение.

 

П — Прекрасно! У вас много действительно сильных сторон! Может быть, вы уже достигли совершенства, идеала?

Дети ответили, что нет, пока ещё не достигли, у них есть еще над чем работать.

 

  1.  П — Это очень интересно! Над чем же ещё вы хотите поработать, чему научиться такому, что сделает жизнь в классе лучше, а учеников и учителей счастливее?!

Дети составили целый список того чему хотели бы научиться : не мусорить (переформумулировали без “не” “что вы хотитите вместо этого”- поддерживать чистоту в классе), не драться, не приставать (уметь вести переговоры), не опаздывать (приходить вовремя),не вредничать (быть доброжелательными), не портить вещи, не красть (уважать частную собственность), не бегать по школе (безопасно играть), слушаться учителя, не выкрикивать на уроке (поднимать руку и ждать), выучить таблицу умножения, запомнить словарные слова, расширить запас немецких слов.

(список фиксируется на доске)

  1. П — Данные ученых и наши наблюдения за другими классами нашей школы говорят отом, что подобные проблемы наблюдаются во многих классах и так же как вам они мешают. Можно представить это как непонятное явление, которое поражает целые классы и даже школы, возможно это какой-то неизвестный науке вирус или что-то еще…На нас с вами возлагается ответственная миссия изучить это явление, дать ему название и найти способ победить его.

Дети придумали много названий: призрак, зомби, вирус Н25, школьный краб,собачья лихорадка, школьный мозговой призрак. Голосованием определили название явления – Школьный призрак

5. П — Что может победить Школьного призрака? Нам необходимо противоядие!

Дети представили себя “охотниками за привидениями” и стали придумывать различные приспособления: пылесос для мозгов, школьный ангел, насос для мозгов,флакончик добра и т.п.

6. П — Сразу хвататься за все невозможно, необходимо выбрать для начала самый простой, самый легкий шаг, скоторого можно начать действовать.

Дети выбирают навык –Поднимать руку и ждать.

П — Почему для вас важно, чтобы все владели этим навыком?

Дети ответили следующее, овладение навыком позволит им:

-Создать тишину в классе, чтобы голова работала, а не болела;

-Чтобы мы были умными;

-Стать богатыми, успешными и при этом добрыми;

— Заботиться, помогать другим людям;

— Попасть в колледж;

— Чтобы могли ждать, терпеть когда нужно и т.п.

 

7. Мы рисуем шкалу, от 1 до 10 и назвываем ее “ Умение поднять руку и ждать” .

П-  Давайте попробуем определить на каком уровне от 1 до 10 у класса в целом этот навык развит.

Дети ставят себе 5, объясняя, что половина класса владеет навыком, а половина ребят нет. Одни этому правилу следуют всегда, а другие не всегда.

П — А что же будет у нас 10, что значит владеть этим навыком на 10?

Дети приходят к идее, что 10 – это практически постоянное соблюдение правила всеми учениками.

П — Давайте на минуточку преставим что мы уже достигли 10, представьие, что мы на уроке, Что там  есть, что происходит ?

Дети называют :”рабочая тишина, учитель улыбается и рассказвает что-то интересное,  приятно находиться в классе, и т.п.

П — Я думаю, что когда вы достигнете такого прекрасного результата, можно будет устроить настоящий праздник! (Какой ? Подумайте, как бы вам хотелось отпразновать свое достижение! Например мы можем устроить урок игр или что-то еще!)

  1. П — Прекрасно! Однако на нашем пути могут встретиться трудности! Что мы будем делать, если кто-то забудет про навык и начнет выкрикивать с места? Как мы можем напомнить человеку, если он забыл про навык поднятой руки?

Дети приходят к идее, что учитель будет говорить голосом таинственного заговорщика “А хотите ли вы праздник?”

  1. П — Довольны ли вы нашим планом?

Дети “Да!”

Спасибо вам за прекрасную работу, мы получили истинное удовольствие от удивительных находок которые вы сделали! Это потрясающе , то как вы придумывали  и  школьное привидение и способы победить его! Как вы смогли слушать друг друга и заботиться. Желаем вам успехов! До скорых встреч!

 

  1. Отразить, как именно применяется коучинг.

На этом занятии мы использовали сильные вопросы, шкалирование, позитивное формулирование желаемого результата, благодарность, которые используются в коучинге. Так же важна активность детей, работа на уровне субъект-субъект, отказ от экспертной позиции психолога и педагога.

  1. В заключении представить основные выводы — в чем была ценность применения коучингового подхода.

Это было не единственное занятие в этом классе, мы продолжаем систематическую работу по поддержке учителя и класса. После первых же дней программы мы столкнулись и с первыми достижениями и с первыми трудностями. Поразительно, но это изменило состояние учителя. После того, как мы обсуждали с учителем состояние дел и дальнейшие шаги и поблагодарили ее за тот энтузиазм и вклад который она вносит в эту работу, она сказала «Это вам спасибо – я впервые чувствую, что я не одна, что у меня есть команда, у меня есть поддержка. До этого я все время думала, что или они на меня напишут жалобу или я должна что- то сделать что бы избавиться от проблемных детей. А теперь я вижу, с ними можно работать.» Учитель явно осознает себя как более эффективного классного руководителя, способного продвигать детей к наилучшим для них результатам.

  1. Список источников :

 

1. Аткинсон М. Достижение целей: Пошаговая система, М.,2012

2.Бен Фурман   Навыки ребенка в действии, М., 2013

3.http://socfaqtor.wordpress.com/2013/04/18/социальная-работа-в-школе-woww-коучинг-дл/

4. Наталья Гульчевская http://coachingineducation.ru/vvedenie-v-kouching-dlya-rabotnikov-obrazovaniya/ Введение в коучинг для работников образования