Автор:
Пережогина Ирина Георгиевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 95
г. Нижний Тагил, Свердловская область
В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Предлагаю сценарий по использованию во внеурочной деятельности образовательного решения компании Lego®Education StotyStarter «Развитие речи 2.0» , позволяющего ученикам правильно структурировать свою историю, использовать фантазию и языковые навыки для создания, визуализации и изложения в письменной и устной формах своих собственных литературных произведений, а также описать и обсудить с одноклассниками созданных ими персонажей.
Внеурочное занятие проходит в коучинговом подходе. При разработке сценария мною были использованы следующие инструменты и техник коучинкового подхода: техника сильных вопросов, техника SMART-целей.
На мотивационном этапе используя технику сильных вопросов:
- С каким ожиданием вы сегодня пришли?
- Как вы поймете, что ожидание оправдалось?
- Почему это так важно для вас?
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
(звучит музыка из детского мультфильма «Три поросёнка») Дети угадывают, из какой она сказки, кто главные герои?
Сказка «Три поросёнка» известна с XIX века. Впервые она была напечатана в Лондоне в 1843 году Джеймсом Филлипсом. Через 40 лет сказка появилась на страницах книги американского писателя Джоэля Харриса в книге «Сказки дядюшки Римуса». А мы с вами встречаемся с забавными поросятами и злым коварным серым волком, которые пришли со страниц книги, написанной известным советским писателем Сергеем Михалковым.
-И как вам эта сказка? (высказывания детей- важно выслушать каждого и принять все мнения детей).
-Как получилось, что поросята остались без жилья?
-Могу ли я предложить вам написать новую сказку «Три поросёнка-4»?
-Кого берём в нашу сказку?
-Как их назовём?
-А если наши герои другие, то какие они?
(приветствуются все предложения детей)
-Ребята, Нуф-нуф никак не соглашается с нами. Он остаётся игривым, беззаботным лентяем в своём соломенном домике. И как нам быть?
-Оставайся. Подует ветер, и останешься снова без дома.
Обучающиеся с помощью образовательного решения «Первые механизмы» строят механизм «Мельница» с повышающей зубчатой передачей.
- Кто готов писать новую сказку? Наш видеооператор Данил готов сфотографировать новых авторов сказки.
(фотографирование детей и гостей)
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно.
При помощи образовательного решения StotyStarter « Развитие речи 2.0» мальчики строят дом для Фан-Фана, девочки строят дом для Фин-Фина, а наши гости позаботятся о том, чтобы поросята были сильными ловкими и здоровыми - им предлагается построить для наших поросят - СТАДИОН. А поможет нам в этом образовательное решение StotyStarter «Развитие речи 2.0»
(во время творчества детей работает видеооператор, который через программное обеспечение создаёт коллаж к данной работе).
Когда заканчивается работа с образовательным решением «Первые механизмы» проводится практическая работа. На домик, созданный из соломы, дети направляют движение МЕЛЬНИЦЫ, которая способна разрушить соломенный домик. В случае, если это не получается проводиться работа с помощью сильных вопросов:
-И как вам это?
-Я заметила, что вы сейчас задумались? Это над чем?
(Сила дуновения волка сравнивается с силой броска мяча.) Дети проводят практическую работу: обруч обтягивается листом ватмана, в цент которого с разной силой бросается мяч
- Что заметили? А если бросить с другой силой, то что? И как тогда?
-Удалось ли нам убедить упрямого поросёнка перестроить соломенный дом?
Далее следует защита мини проектов, построенных детьми с помощью образовательного решения StotyStarter «Развитие речи 2.0»
-Мне кажется, вы проделали большую работу.
-Что вы сами думаете об этом?
-Чему вы научились сегодня?
-На сколько вы удовлетворены результатом? И тогда как? И тогда что?
Результаты работы оформляются с помощью приложения StoryVisualizer, которое позволяет учащимся записывать и представлять свои рассказы. При помощи камеры учащиеся могут создавать изображения своих созданных рассказов и импортировать их в приложение. Приложение позволяет пользователям выбирать из разнообразия шаблонов ранее записанных рассказов или создавать свои собственные рассказы.