Вести с «коучинговых полей»: современные форматы методической деятельности в школе

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), методист МБОУ СОШ №95, г. Нижний Тагил

студент курса "Коучинг: возможности без границ" iCP Centre, выпускница ДПП ПК "Коучинговый подход для результативного образования в рамках ФГОС " (Гульчевская Наталья, Плотникова Татьяна)

Фейсбук ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО КОУЧА

Работа, дорога, города, люди, коуч, куратор, методист……Вдруг замечаю на  коучинговом  поле еще одного пахаря. Знакомлюсь – это методист. Как,  Вы то оказались  на «коучинговом поле»?

Учитель-коуч – раскрывает человеческие ресурсы, помогает мобилизовать их для достижения поставленной цели, вызывает к жизни лучшее в человеке, такая «непрямая» профессия, как пишет Майлз Дауни. Учитель-куратор, по словам К. Ушакова,  «…человек, который раскрывает человеческий капитал, организует обсуждение уроков через полученные протоколы, работает с профессионализмом учителя (разными уровнями, сокращая точку разрыва между ними), с социальным капиталом школы, выстраивая горизонтальные связи, основанные на доверии, обмене опытом и созидании своего педагогического опыта. И здесь такая прямая профессия – опыт куратора очень ценен, и его суждения тоже важны. То методист? Кто-он? По требованиям ЕКС должность педагогическая,  осуществляет методическую работу, анализирует состояние учебно-методического процесса (часто путают с наставником, иногда называют учитель учителей), кстати,  и здесь прямая профессия – опыт методический необходим.

Возможно ли учителя, применяемого коучинговый подход в обучении, куратора, реализующего кураторскую методику в учительской среде, и методиста  (руководителя ШМО)  разместить на «одном коучинговом» поле, или дать каждому разные «грядки», сейте вечное, ценное, но актуальное ли это сегодня?  

Я как начинающий коуч,  начинающий куратор смотрю "по ту сторону» зеркала, используя свое видеоизображение, как если это не я - а ваш самый лояльный участник, и спрашиваю «нужен ли нам еще методист?» глядя в зеркало». Инсайт  преображения – так это же все я: коуч, куратор, методист.  Зеркало-то как не крути, какие сильные вопросы не задавай, изображение МОЕ.

Чувствую себя «трехголовым» драконом, - 2 головы, где опыт на передовой (методист и куратор), третья голова – «непрямая» - недирективная, безоценочная, в общем коучинговая.

И если в предыдущей статье писала  о синхронизации идей коучингового подхода и кураторской методики для многих школ, в которых действительно всерьез задумываются, о том, как ребенок в этом школьном пространстве получит качественное образование. Сейчас думаю, а мне –то куда с тремя головами, да так, чтобы не только качество обучения повысилось, но и качество преподавания. Понимаю, необходим современный формат организации методической деятельности в школе.

Методическая деятельность – это самостоятельный вид профессиональной деятельности учителя по проектированию, разработке, конструированию и исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию урочной и внеурочной деятельности по предметной области. В последних инструкциях для региональных министерств по поводу методической деятельности дословно написано: «исключить практику запросов у учителей методической темы, отчетов о ее реализации; задачей ШМО является оказание методической поддержки учителю, методического содействия по реализации образовательной программы. Критерием эффективности деятельности ШМО является не количество мероприятий, а фактическое достижение планируемых результатов по предметной области учащимися». Вот и канул в лету мероприятийный подход, предметные недели, заседания, мероприятия, придуманные ради галочки, качество обучения то прежнее, как было «удовлетворительно» по предмету так и после предметной недели у ученика результат тот же.

Вот нам и стройные системы внутришкольного контроля, вертикали ШМО и горизонтали методической службы: все наши органиграммы, работающие годами  как управленческие кадровые схемы, – требуют либо корректировки, либо современных моделей.

Повторюсь, невозможно, чтобы один учитель работал под кучу пусть и благородных задач. И вот пытаюсь, как методист,  выстроить эту систему, проектируя методическую систему работы школы с использованием кураторской методики в коучинговом формате (формат коуч- сессий).  Стержневой основой системы методической деятельности школы  определили формат коуч-сессии: доверительные отношения, цель, мозговой штурм (все, что необходимо «обмозговать»: анализ протоколов наблюдений или создание командного опыта принципами Уолта Диснея «Школы на колесах»), далее первые действия, шаги, полезность и ценность, благодарность.

Я вот только сейчас понимаю универсальность для управленца формата коуч-сессии.  Далее ключевые фигуры вертикали «с опытом» как прямая функция и без опыта – непрямая функция: коуч, куратор, методист, далее горизонталь – наши любимые учителя. Инсайт – так я могу совместить в системе методической деятельности себя как куратора и методиста (оба ОПЫТНЫЕ) с коучинговой позицией, с применением коучингового подхода, кураторской методики, которые для школы определят новые методологические позиции. Супер!!!

И тут еще «2 товарища» стучатся в дверь: внутришкольный контроль и межаттестационный период – да, заходите, место на коучинговом поле хватит всем -  это «живая развивающая субстанция». В итоге в системе методической деятельности еще 2 компонента, но внутришкольный контроль и межаттестационный период выстраиваем также на основе кураторской методики (версионные протоколы – вещь уникальная, методисты хотя бы в руках подержите – запах современности останется как магический аромат) в коучинговом формате – опять коуч-сессии, инструменты коучинга («колесо компетенций или развития», шкалирование, поддерживающая среда» и т.п.).

Тематические педагогические советы тоже решили проводить коуч-сессиями. Есть задумка - один педагогический совет провести с применением Agile технологий (гибкого проектирования): работать будем спринтами  (этапами) многоплановыми действиями проекта (анализ, проектирование, реализация, тестирование и т.д.) от 2-4 недель. Тогда это этот педагогический совет как проект нашей совместной деятельности пройдет как педагогическое событие (так как 2 спринта будут выполнены до начала совета). Ужас!!! Или нет, но, глядя на свои совместные спринты, учитель может не будет «лихорадочно» проверять тетради и журналы на педагогическом совете (ст. 26. ФЗ №273, обязательный орган ГОУ, где принимаются важные решения).

Выбрали методическую тему общую для школы все вместе: «Коучинговые сессии куратора как управление качеством образования в школе».  Очень хочется этим опытом поделиться на конференции. Представить саму модель, первые результаты реализации.  

Предыдущую статью заканчивала словами: «Начинаем менять «дизайн образовательной и методической деятельности: нелинейные расписания, внеурочная деятельность как помощник в успешном обучении, предметно-поточное обучение, перевернутые комнаты – а в них преподают учителя с кураторским взглядом,  коучинговой позицией и методически образованные».  

Добавить комментарий