Вести с «коучинговых полей»: коуч и куратор на одном поле!?

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), методист МБОУ СОШ №95, г. Нижний Тагил

студент курса "Коучинг: возможности без границ" iCP Centre, выпускница ДПП ПК "Коучинговый подход для результативного образования в рамках ФГОС " (Гульчевская Наталья, Плотникова Татьяна)

Фейсбук ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО КОУЧА

Работа, дорога, города, люди, коучинг, куратор……Вдруг замечаю на  коучинговом  поле еще одного пахаря. Знакомлюсь – это куратор. Кто же Вы, куратор на «коучинговом поле»? «Куратор – человек, который раскрывает человеческий капитал и работает с социальным капиталом организации» (из справочника куратору, К. Ушаков, Е. Куксо). То есть куратор, это человек, который не только  подбирает задания, следит за прогрессом учителей, организует обсуждение уроков через полученные протоколы, но и работает с профессионализмом учителя (разными уровнями, сокращая точку разрыва между ними), с социальным капиталом школы, выстраивая горизонтальные связи, основанные на доверии, обмене опытом и созидании своего педагогического опыта.

«Супер!!!»  - восклицаю я. И вспоминаю прием, о котором на программе в обсуждениях рассказала Наталья Гульчевская: «… я всегда представляю слушателей "по ту сторону". Можно использовать свое видеоизображение, как если это не вы - а ваш самый лояльный участник. Этот прием используют в колл-центрах - разговаривают с клиентом глядя в зеркало». Так вот и я также начинающий коуч смотрю на куратора как лояльного участника и собеседника.

И понимаю, синхронизация идей коучингового подхода и кураторской методики для многих школ, в которых действительно всерьез задумываются, о том, как ребенок в этом школьном пространстве получит качественное образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 34 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» и … далее нормативный ряд не в одну строчку), реальный управленческий и педагогический инструмент.

Думаю о школе, в которой работаю - все есть: профессиональные кадры, хорошее муниципальное задание, оборудование, нелинейные расписание, предметно-поточное обучение, разные технологии (образовательное событие, решение НооГеновских задач, быстрые встречи учителей, проектная деятельность, дополнительное образование)…., но чего-то для целостности не хватает.

Понимаю, менять нужно систему методической деятельности. Невозможно, чтобы один учитель работал под кучу пусть и благородных задач. И вот пытаюсь, как методист выстроить эту систему, проектируя коучинговое образовательное пространство с использованием кураторской методики. Для меня прямо инсайтом явилось то, что куратор обсуждает не ошибки, не действия  учителей, а фокусирует внимание на то, как дети учатся, акцентируя внимание на обсуждении данных. Протоколы наблюдений именно на это направлено, ну наконец-то «не разбор полетов с учителем и ребенком», а коучинговый разговор об учебе детей, на конкретных данных, а не на домыслах. Вот она школа для всех и каждого, прямо как ФГОС заново читаю.

Попробовала провести установочную сессию. Задача стояла передо мной как начинающим куратором в коучинговой позиции – познакомить педагогов с форматом работы, объяснить правила игры и наметить ближайший план работы. Уменьшить их страх от риска нового, вселить силу духа открытий. И вот здесь моя коучинговая позиция прямо помогла крепко устоять на ногах: доверительные отношения (прием стикеров), активное слушание, не директивность, безоценочность, обязательно любимый прием о Натальи Гульчесвкой «Ставим амбициозные цели» (прокрутка через плечо, физически ощутили – сможем», при чем прием использовала в начале и в конце встречи, в конце амплитуда больше оказалась).

По времени встреча затянулась - 2 часа, у педагогов возникали вопросы, связанные с изменением их деятельности в ШМО, с выполнением рекомендаций межаттестационного периода, с изменением формата профессионального общения в рамках внутришкольного контроля. Про контроль смогли договориться сразу: контроль выстроим на кураторской методике с периодичными циклами, назовем не контроль, а «Коучинговые сессии куратора как управление качеством образования в школе». Реакция педагогов поразительна, слово контроль ушло, пришло слово - управление, а это уже лучше звучит. Да еще не контролер придет на урок и не наставник, который все наставляет на путь истинный, а «истина все, где-то рядом…». А сотрудничать буду с куратором в коучинговых сессиях, работать с протоколами, где все про учебу на основе реальных данных.

На установочной встрече нам важно было наметить цель всей работы, поэтому взяли и расписали долгосрочный цикл 17 недель, ожидания от работы с куратором определил каждый педагог, потом озвучил.  Ожидания звучали разные: позитивно хочу научиться наблюдать и обсуждать конкретные аспекты урока, хочу дать возможность ученикам повышать жизненные планы, хочу увидеть себя со стороны наблюдателей, хочу научиться размышлять с учеником об его реальных результатах и достижимых, хочу новенького, застоялись уже, хочу попробовать, но после отпуска …» - вообщем все о «вирусе постоянных улучшений» и ключевое слово «ХОЧУ!!!».

Провела инструктаж, перед этим педагоги хоть и тезисно с брошюрами по кураторской методике познакомились. Мы не стали «загонять» всех, кому стало интересно, тот и пришел на установочную сессию.

Визуальный план развития компетенций на ближайший 17 – недельный цикл из 7 компетенций наблюдения сделали инструментами коучинга «Колесо» и поддерживающая среда, я еще 3 зоны контроля добавила. Кстати, предложенное авторами программы «Колесо компетенций» очень понравилось педагогам, а вот на позиции «Компетенция на выбор педагога» пришлось засидеться, кто-то еще додумывать пошел. Задело…. Это же про себя,  а не в целом про школьную систему.

В конце составили план действий куратора и педагога (1 куратор – 2 педагога).

Завершилась встреча сервисными инструментами любой сессии, говорили о важности, ценности, полезности для себя.  А в целом, были в хорошем легком педагогическом шоке. Сразу пошли общаться между собой, вот он малый педагогический совет – мечта любого завуча. У меня есть задумка - 4 тематических педсовета в год (советское наследие) перевести в формат групповых и командных коуч сессий, мне, кажется, здорово получится.

Мой инсайт был таков: «Можно много в школе интегрировать, координировать, соединять разные технологии», но рационально, а затем и эффективно работают те, которые о тебе учитель, о твоих учениках, которые не контролируют, а раскрывают твой потенциал. Позволяют  посмотреть чуть дальше того, где ты сейчас, где зона актуального и ближайшего развития понятна, где школа для всех и каждого.

В следующей статье порассуждаю как управленец и представлю новую модель методической деятельности в школе на основе 3 К. Модель так и назову «3 К – основа методической деятельности учителя». 3 К: Компетентность, Коучинг, Куратор.

На вопрос, отчего в конечном итоге зависит качество образования ребенка: от возможности встречи с профессионально работающим учителем или от возможности получить равное внимание от педагога? Для меня ответ очевиден – получить равное внимание от профессионально работающего педагога. Поэтому мы учителя и наращиваем свои компетенции, не дожидаясь, введение «Профстандарта»; изучаем и применяем коучинговый подход, изучаем и применяем кураторскую методику. Начинаем менять «инфраструктурный рисунок образовательной и методической деятельности: нелинейные расписания, внеурочная деятельность как помощник в успешном обучении, предметно-поточное обучение, перевернутые комнаты – а в них преподают учителя с кураторским взглядом и коучинговой позицией».  

Добавить комментарий