В чем компетентность успешного родителя

Некоторое время назад я просматривала курс «Коучинговый подход для результативного образования» Натальи Гульчевской и Татьяны Плотниковой. И в одном из занятий меня очень вдохновила идея о том, что современный учитель, для того, чтобы быть эффективным в текущей реальности, должен развивать в себе компетенции, которые развивает в себе коуч.

И еще более мне откликнулись слова Натальи о коучинге: «Коучинг – это не что-то, что вот прямо сейчас появилось, какое-то модное словечко. Термин «коучинг» имеет свою историю. А сам коучинг – это естественным образом возникший способ взаимодействия, который сейчас наиболее отвечает реалиям мира».

Я хочу подчеркнуть фразу «естественный способ взаимодействия». Мы - люди, мы часть природы.  Наши дети – это не машины, которыми можно управлять с помощью гаджетов..Да, в каком-то смысле у каждого из нас есть свои программы, некоторые из которых мы приобрели еще до рождения, некоторые – в детстве и позднее, да, мы умеем манипулировать другими и неплохо научились управлять собой, но все же, в первую очередь, мы и наши дети – ЖИВОЙ, меняющийся организм, уровень эффективности которого зависит от того, насколько естественны условия, в которых он взаимодействует с окружающей средой.  Спросите себя или вашего ребенка, когда вы действуете наилучшим образом? Когда вы мыслите ясно, а речь ваша звучит уверенно и убедительно; когда в нестандартных ситуациях вы способны действовать творчески и быть гибкими в принятии решений? Когда вы точно знаете, чего хотите и как этого достичь?

Когда вы находитесь в таких условиях, где не ощущаете давления. Когда вы можете быть расслаблены и сосредоточены. Когда вы ощущаете и ведете себя естественным образом и получаете удовольствие от того, что вы делаете.

Инструменты не работают, если не создана такая среда, где есть возможность чувствовать себя и действовать естественным образом. Они могут сработать, но результат будет недолгим, поверхностным.

Истинное обучение и раскрытие потенциала человека происходит, когда есть место спонтанности, гибкости и свободе выбора.

Точно также, как коуч-мастер, будучи в абсолютном присутствии здесь и сейчас, создавая особое пространство доверия и уважения, одним сильным и точно попадающим в цель вопросом запускает процесс изменений, не используя при этом специальные инструменты, (хотя и они всегда есть в арсенале), также и родитель-мастер НЕ нуждается в специальных инструментах для того, чтобы запустить процесс позитивных изменений в отношениях с детьми.

Какими же тогда навыками должен обладать Родитель, чтобы создать для своего ребенка и близких такое пространство свободы и развития?

Я хочу остановиться на трех, на мой взгляд, базовых компетенциях, на которых построен коучинг как наиболее естественный процесс взаимодействия.

1). Создание фундамента. В коучинге в группу «создание фундамента» входят такие компетенции коуча как «соответствие этическим нормам и стандартам ICF» и « Заключение коучингового соглашения». Но позвольте, я использую  термин «создание фундамента» в его самом широком смысле. Если ваш ребенок вам доверяет, если он делится с вами важными для него вещами, если он обращается к вам за советами, иногда или всегда следует им, я искренне рада за вас: в ваших отношениях уже существует крепкий фундамент для какого-либо развития! Невозможно построить дом, не заложив фундамент, невозможно построить успешное будущее своего ребенка, не заложив крепкий фундамент отношений. Поэтому плавно перехожу ко второй группе компетенций

2). «Установление доверительных отношений» и «Коучинговое присутствие».

Я считаю, что эти навыки являются ключевыми для ЛЮБОЙ успешной коммуникации.

Что значит создание доверительных отношений?

Это такие отношения, в которых есть место взаимному уважению, любви и принятию.

Это определенный уровень лидерства и зрелости самого родителя.

Доверительные отношения создаются, когда в их основе лежит эмпатия, искреннее желание понять, отсутствует желание менять человека, когда мы уважаем природу ребенка, принимаем его вот как есть.

Одна мама как-то поделилась со мной таким опытом: «мне всегда очень сложно заставить своего сына сесть за уроки, но недавно что-то произошло, и он сам поспешил сесть за уроки со словами : «мама давай скорей сделаем уроки!» Я пока не уловила, что такого произошло, что я такого сделала, что это так на него повлияло».

Эта замечательная мама, одна из лучших мам, которых я знаю, сделала как минимум две ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ:

  • В какой-то момент она проявила понимание, и ребенок почувствовал, что его по-настоящему услышали.
  • Она начала задавать себе вопросы, чтобы осознать, что произошло, что она сделала по-другому, что вызвало такой эффект.

Для того, чтобы такое понимание и осознанность стали возможными, родителю крайне важно быть «в присутствии», то есть быть здесь и сейчас. И с этим очень перекликается компетенция «коучингового присутствия». Замечать свои эмоции и эмоции другого человека. Быть наблюдательным возможно только в том случае, если мы сами спокойны и расслаблены, наше внимание направлено не только на себя, но и на другого. Когда мы спокойны и сосредоточены, мы можем воспринимать информацию извне и замечать детали. Когда мы неспокойны, все наше внимание поглощено внутренними переживаниями, мы становимся слепы к сигналам, которые посылают нам близкие.

Есть такое знаменитое выражение: «Самое лучшее, что вы можете подарить другому человеку, это качество вашего внимания».

Дак настройте же свой канал восприятия. Уделите немного внимания самому себе, буквально - придите в себя - и только потом приготовьтесь слушать и замечать.

3). В третью группу компетенций «Эффективная коммуникация» входят «Активное слушание», «Постановка сильных вопросов» и «Прямое общение».

Эти компетенции, как и предыдущие, являются незаменимыми не только в коучинге, но и в осознанном, развивающем родительстве.

Хочу еще раз подчеркнуть, что все они являются следствием предыдущих. Так, никакое активное слушание не принесет результатов, если родитель не стремится искренне понять своего ребенка, если родитель не понимает, что происходит с ним самим, и ни один даже самый «сильный» вопрос не сдвинет ситуацию в лучшую сторону, если в его основе нет фундамента отношений.

Я хочу завершить эту статью такой метафорой: в коучинговой среде есть такое выражение «коуч приходит, чтобы уйти». Я считаю, что родитель тоже приходит в жизнь ребенка, чтобы уйти. По крайней мере, он должен стремиться к этому. И когда он осознанно будет развивать в себе эти компетенции, когда он будет понимать и уважать природу ребенка и создавать для него среду, где он, как цветочек, естественным образом, сможет раскрыть все самое лучшее, тем быстрее он сможет искренне сказать ему «дальше ты можешь идти сам».

Лидия Лузанова, любящая мама и профессиональный коуч ICF.

Больше статей и коучинговых историй вы можете найти в моей группе на fb или в vk:

https://www.facebook.com/groups/352795728435223/

https://vk.com/coachdiary

Добавить комментарий