Урок от мотивации до рефлексии через сверку: или как ребенку учиться самостоятельно при помощи сильных вопросов?

Урок от мотивации до рефлексии через сверку: или как ребенку учиться самостоятельно при помощи сильных вопросов?

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), практикующий коуч ICF,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Образование не стоит на месте. Один из трендов сегодня – сотрудничество ученика и учителя в партнерской развивающей практике. Много говорим о сотрудничестве с учеником, о том, что учитель организует образовательное пространство для продуктивной урочной и внеурочной деятельности ученика. Много слышим о том, что в уроке очень важна позиция ученика, его мнение, его видение, как ему двигаться на уроке при освоении темы. Все говорят о том, что планируемые результаты освоения программы учеником – это совокупность предметных, метапредметных (УУД) и личностных результатов. Много говорим, а что делаем реально?

Реально на практике для многих учителей современная структура урока вызывает затруднения. Связано это с проведением этапов мотивации и рефлексии. Все осознают, что они взаимосвязаны и без одного не может быть другого. Все понимают, что какая-то сверка между ними должна быть. Но на практике часто получается переигрывание этих этапов: много кроссвордов, загадок, музыки, долгосрочная подводка к теме. Иногда проходит 20 минут урока, а тема так и неизвестна ученикам. Мотивационный этап с «добыванием темы» явно затянут.

Уместно будет привести сравнительную характеристику разных форматов обучения, которую мы используем при проектировании урока.

Так я работала, когда только начинала использовать коучинговый подход на практике (46% уроков-сессий проводила). Затем, когда начала развивать в себе новые компетенции учителя через компетенции коучинга ICF, то стала проводить развивающий урок в системно-деятельностном подходе, используя технику «сильных вопросов» (компетенция 7 ICF).

Современное обучение

формат 3.0

Традиционное обучение

формат 2.0

Классическое обучение

формат 1.0

пространство тишины без советов, указаний и рекомендаций

пространство тишины и паузы

пространство советов и рекомендаций

пространство правильных ответов и контроля

предметно-поточное обучение и обучение по индивидуальным планам с не директивным учителем

трансформация классно-урочной системы, предметно-поточное обучение и обучение по индивидуальной программе

классно-урочная система

учитель-партнер

учитель-эксперт

учитель-контролёр

урок-сессия

1.    Доверительные отношения.

2.    Цель урока.

3.    Создание учебного опыта. Мозговой штурм.

4.    План действий. Первые шаги.

5.    Итоги. Ценности.

6.    Благодарность.

 

развивающий урок

Структура развивающего урока (Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков)

  1. Мотивационный этап.

  2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  3.Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

  4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

  5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

  6.Первичное закрепление нового знания.

  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

  8.Включение в систему знаний и умений.

  9.  Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

комбинированный урок

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

5. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

7. Подведение итогов и результатов урока.

8. Задание на дом.

9. Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

системы обучения:

активное обучение на сессии и после нее,

интенсивная беседа партнеров

система обучения:

развивающее

проблемное

эвристическое

система обучения:

репродуктивное

объяснительно-иллюстративное

В статье я поделюсь своим опытом проведения урока от мотивации до рефлексии, когда ученик учится САМ  на разных этапах адекватной мотивации (7-12 лет – учебный мотив; 12-15 лет – мотив сотрудничества; 15-17 лет – мотив самоопределения и самореализации).

Мотивационный этап, рефлексивный этап и этап сверки для меня учителя важен с позиции формирования у ученика умения учиться (регулятивные умения) и развития личностных результатов, которые помогают ученику осознать, почему ему так важно учиться самому.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования должны отражать:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

основного общего образования должны отражать:

-  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

среднего общего образования должны отражать:

-  навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Я свела только те позиции стандарта, которые касаются осознанности, выбора и ответственности за свои личностные результаты ученика в разные этапы его взросления и социализации. Но картинка продуктивного обучения ученика впечатляет. Как же этого достичь на уроке, используя технику сильных вопросов?

Мотивационный этап – 7 минут на уроке (цель мотивации – фокус на результат, в том числе личностный и регулятивный)

На мотивационном этапе задаю 4 вопроса ученикам или ученики задают эти вопросы друг другу в парах, группах, командах либо самому себе. Послушайте, какие слова говорят Ваши ученики. Кто-то говорит о результатах, кто-то о цели, кто-то об ожиданиях. Слушайте внимательно, и задавайте вопросы, используя язык ученика.

Сильные вопросы мотивационного этапа, позволяющие формировать

 регулятивные умения и развивать личностные результаты

- Какой результат хочешь на этом уроке?

- Как поймешь, что достиг результата?

- Почему этот результат так важен для тебя сейчас?
- Как можешь достичь этот результат за 40 минут?

- С каким ожиданием сегодня на урок?

- Как поймешь, что ожидание достигнуто?

- Почему это ожидание так важно для тебя сейчас?

- Как можешь достичь этого ожидания  за 40 минут?

- С какой целью на урок?

- Как поймешь, что достиг результата?

-Почему эта цель так важна для тебя сейчас?

-Как придешь к этой цели за 40 минут?

- Как можешь улучшить результат? (не обязательный вопрос)

Эти вопросы мотивационного этапа мы задаем ежедневно, на каждом уроке, на внеурочном занятии, на классном часу. Родители эти вопросы задают ребенку дома при выполнении домашнего задания (мои родители не задают вопрос «как сделать, чтобы ребенок учился?» Звучит иной вопрос «Как поддержать своего ребенка в учебе?»). В итоге ученики привыкают рассуждать о себе, о своих целях, результатах. Ставить цели, достигать их и нести ответственность.

Эти вопросы мы не записываем в тетрадь, они у учеников записаны в портфолио. С помощью портфолио мы учимся, поэтому каждый свой шаг, свое продвижение фиксируем, обсуждаем. Я использую визуализацию информации, поэтому эти вопросы постоянно находятся в классе на плакатах, которые интерактивны, то есть позволяют ребенку продуктивно учиться. Помните, что при этом учебник должен быть открыт, тема максимально предъявлена, на интерактивной доске открыты ЦОР или ЭОР, в общем вся теоретическая картинка известна.

Помните, если Вы учитель-партнер, то задавая такие мотивационные вопросы ученикам, не забудьте сами на них ответить. Вы с чем пришли на урок, каковы Ваши ожидания, как Вы их достигнете и т.п.

Следующие вопросы помогают нам организовать этап актуализации знаний – первичного опыта освоения темы. Я использую 2 вопроса: «И что уже для этого у тебя есть? (И как планируешь действовать?) И с чем? (И с кем? И где?)»

Далее начинаем работать на уроке: кто-то с учителем и его объяснением, кто-то с интерактивной доской, кто-то самостоятельно. Интерактивных пространств в классе достаточно.

Приближаемся к сверке. Сверка – это обратная связь, она максимально близка к рефлексии. Чаще всего провожу моделью «Гамбургер» - ТриО, ТриЗ (автор Ольга Рыбина, МСС ICF).

МОДЕЛЬ «ГАМБУРГЕР» (прямая коммуникация)

Учитель замечает

ВОПРОС на разрешение поделиться (???? на разрешение)

Ученик разрешает поделиться

Могу поделиться своим ощущениями?

Учитель возвращает

!!!!! УТВЕРЖДЕНИЕ (наблюдение, чувства, интуицию, комментарии)

Ученик слушает

Уже прошло 30 минут, и у меня ощущение, что ты выполняешь задание, не торопясь.

Учитель задает вопрос на осознанность и продвижение

???????? ПРОДВИГАЮЩИЙ ВОПРОС

Ученик отклик осознанности и продвижения

Как тебе мои ощущения?

И как тогда двигаешься дальше?

Это реально в оставшееся время? Что важнее сейчас для тебя выполнить?

Модель ТриЗ – возвращаем факты- слова, поведение, жесты, мимика

Модель ТриО – делимся своими ощущениями

Возможные утверждения и перечень вопросов были представлены ранее в статьях из этой серии

 

Иногда для сверки использую технику «Шкала» (принцип – ешьте слона по кусочкам!) Технология, которая помогает сверять уровень продвижения к цели, к результату. Помогает построить шаги по достижению цели и корректировке результата, поддерживает ученика от изменения мышления «или-или» к опыту «и». Использую формат экспресс шкалы. Задаю вопрос «Насколько ты сейчас приблизился к результату?», «Насколько все, что ты уже сделал, приближает тебя к цели?» (так как эти вопросы зафиксированы на ватмане и в портфолио, ученики и сами могут провести сверку индивидуально, в паре, группе, команде – 7 минут). Тем самым автоматически отрабатываются регулятивные умения и развивается осознанный выбор, приводящий к ответственности - «личностные результаты».

Приближаемся к этапу рефлексии (определенному подведению итогов). Рефлексия по содержанию максимально похожа на мотивацию. Какие вопросы задаем на этапе «мотивации» - «С чем пришел на урок?», в итоге - «рефлексия» …«С чем уходишь с урока? Что берешь на домашнее задание? Сверься с портфолио, как тебе эта картинка?» Задаем сильные вопросы: «Что нового для тебя было на уроке? Что ценного было на уроке для тебя? Что полезного было сегодня для тебя?». И первые шаги к домашнему заданию «И что берешь домой? И тогда дома что? И тогда сколько домой? А это реально для тебя? Почему так важно именно столько? В какое время? И с кем? И что? И когда? И где? – 5 минут». В конце урока на этапе рефлексии очень важна обратная развивающая связь учителя как зона роста ученика.

Возможны такие сильные вопросы на регулятивные умения и личностные результаты:

  • Мне кажется, ты проделал большую работу.
  • Что ты сам думаешь об этом?
  • Чему ты научился сегодня?
  • Насколько ты удовлетворен результатом? И, тогда как? И тогда что?
  • Каким ты видишь свое движение после урока в домашней работе?
  • Как ты хочешь проявить себя в долгосрочном домашнем задании? Я заметила, как быстро ты сегодня сформулировал цель. Как тебе это удалось?
  • Без чего это было бы невозможно?
  • Сегодня я услышала больше уверенности в твоем голосе, когда ты рассказывал об … Что произошло?

Помните Вы учитель-партнер, не забудьте поделиться: «Вы с чем уходите? Что важного было для Вас учителя на уроке? Что ценного? И что домой? И с чего следующий урок?»

Если посчитать сильные вопросы, то от мотивации до рефлексии через сверку не так уж много получается – 7 вопросов (если с корректировкой в сверке, то 9). И не надо тратить время на шарады и музыку, потратьте время на ученика, на его развитие и обучение.

Есть одно условие проведения таких уроков – это соблюдение принципов сотрудничества (взято из принципов профессионального коучинга):

  • опора на факты;
  • безоценочно (не включайте эмоциональные суждения, оценки);
  • не терпение, а полное принятие;
  • - доверие к себе и ученику (не давайте советы и указания) в качестве примера хочу привести пример директивного и не директивного вопроса. Умный учитель дает советы, мудрый учитель задает вопросы.

«Маша, ты выполнила домашнее задание?», «Маша, когда ты выполнишь домашнее задание?» - директивные, закрытые вопросы из стратегии обучения «кнута и пряника».

 «Маша, что ты решила с домашним заданием?» - вопрос в более мягкой форме, но с внушающим эффектом.

«Маша, что с домашним заданием?» - вопрос сильный, потому что с открытым концом, личный, актуальный, невинный, четкий.

Сравнение закрытых и открытых вопросов

Закрытые

Открытые

Предполагают однозначный ответ «Да – Нет»

1. Ответы уже известны

2. Выводы фиксированы

3. Делаются выводы о прошлом в отношении настоящего

4. Подводят к ответу

Всегда начинаются с вопросительного слова

1. Подразумевают множественные ответы

2. Помогают людям думать шире и глубже, идти дальше

3. Направлены в будущее

4. Не наталкивают на суждения

Критерии сильных вопросов (по материалам Дж. Стар):

  1. Простые
  2. Их цель – расширить осознанность ученика
  3. Недирективные
  4. Учитель осознает намерение вопроса

Соблюдение этих принципов позволяет мне находиться в коуч-позиции, быть не директивной, быть партнером; не интерпретировать через призму собственных очков, постоянно не оценивать, включать фактичное мышление (автор Ольга Рыбина). Помните – личностные результаты не оцениваются, они наблюдаются и фиксируются в портфолио ученика.

Это позволяет мне осознать и принять то, что ученик всегда на полшага впереди учителя, но не по знаниям, а по своему саморазвитию. И я отказываюсь от ежедневного вопроса к ученику: «Какой мне важно вопрос задать тебе сегодня?» и перехожу к вопросу: «Какой важно тебе услышать вопрос от меня сегодня?»

Добавить комментарий