Автор:
Анянова Ирина Викторовна,
зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), практикующий коуч ICF,
e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina
Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»
ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF
Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!
Впервые в образовательных стандартах школа получила такую обучающую деятельность как преобразовательная: проектную, учебно-исследовательскую. В ФГОС НОО гарантировано достижение планируемых результатов как создание основы для личностного развития и самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности.
Какова же обучающая структура в школе, обеспечивающая достижение таких значимых результатов учащихся?
Хочу поделиться в этой статье обучающей структурой «долгосрочное домашнее задание» в коучинговом формате. «Долгосрочное домашнее задание» связано с организацией продуктивной деятельности учащегося в рамках решения проектных и исследовательских задач, по времени от 3 до 14 дней, а иногда и год (проект в 9 классе).
В этой обучающей структуре очень важна педагогическая поддержка учителя, так как речь идет не только о мотивации, рефлексии и плане действий учащегося, но и об управлении его ответственностью и прогрессом.
Ученик при выполнении долгосрочного домашнего задания в индивидуальном, групповом и командном коучинговом формате должен осознанно совершать учебные действия, понимать, что он делает и зачем делает, какова важная полезность его для себя и других.
Учитель при «долгосрочке» организует не только среду познания, но и среду поддержки осознанности, выбора и самостоятельной ответственности детей.
Валерий Пазынин, директор школы №1561, говорит о том, что учебная самостоятельность – это когда ученик сам может понять, в чём его проблемы, чему он должен научиться, какие ресурсы для этого нужны и как всё спланировать. Может ли он сам оценить, получилось у него или не получилось что-то, и поставить себе учебные задачи. Если ученик всё это умеет, он сможет легко переучиваться в будущем.
Валерий Пазынин,
В основе управления ответственностью и прогрессом лежит опыт ребенка: актуализация опыта идет на основе первичных восприятий и знаний, освоение опыта идет через познавательную учебную деятельность благодаря регулятивным умениям и учебно-познавательной мотивации (рис. 1).
Как учитель-коуч, организующий долгосрочное домашнее задание, и управляя ответственностью и прогрессом ученика проявляю следующие умения:
- Четко запрашиваю от ученика действия, которые продвинут его вперед к поставленным целям в «Портфолио».
- Отслеживая происходящее, спрашиваю у ученика о тех действиях, за которые ученик взял на себя ответственность (это минимальная сверка-зачистка – прорыв домашнего задания).
- Узнаю, что ученику удалось, что не удалось сделать, чему он научился от этапа к этапу.
- Фокусирую на плане «долгосрочки».
- Активизирую самодисциплину ученика.
- Развиваю умение принимать решение.
Алгоритм деятельности учителя в управлении ответственностью и прогрессом ученика:
- Учитель предлагает, как измерить успех и структуры ответственности ученика и/или помогает ученику разработать способы измерения успеха и структуры ответственности, которые являются понятными и относятся к достижению учеником его целей и решением обозначенных вопросов.
- Структуры ответственности и измерение достижений должны иметь четкие цели и потенциал для продвижения ученика вперед в его размышлениях, обучении и действиях, касательно обозначенных вопросов и к достижению измеримого успеха.
- На этом уровне учитель может так же предложить инструменты и структуры для того, чтобы помочь ученику, если они не навязываются ученику и имеют прямое отношение к решению обозначенных вопросов и достижению желаемого результата.
Использование техники сильных вопросов в данном алгоритме:
- Отслеживает происходящее, спрашивая у ученика о тех действиях, за которые он взял на себя обязательства на предыдущих уроках;
Как твои дела? Что в отношении взятых обязательств? Ты хотел… удалось ли?
- Узнает, что ученику удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущего урока;
Что удалось? Какие выводы сделал?
- Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с учеником информацию, полученную в ходе урока;
Что полезного было на уроке? Чему научился?
- Удерживает ученика на пути к цели между уроками;
Как сделанное продвигает тебя к результатам, которые ты запланировал?
- Фокусируется на плане урока;
- Активизирует самодисциплину ученика;
Как ты можешь поддержать себя?
- Развивает умение принимать решения.
Что выбираешь?
- Четко запрашивает от ученика действия, которые продвинут его вперед к поставленным целям;
Что планируешь сделать? Каков твой первый шаг? Что хочется сделать?
(рис. 2 и 3)
Джулия Старр, коуч членов шотландского парламента предложила следующие методы управления прогрессом:
Метод управления прогрессом |
Использование |
Быстрая проверка: эффективный процесс. В начале пару минут проверяйте прогресс. И так это наша четвертая встреча и мы договорились пересмотреть критерии проекта, не так ли? |
Использование в начале каждой встречи |
Быстрая проверка: эффективный процесс. В конце спрашивать: Было ли это то, что ты хотел найти? Что изменилось для тебя? Не забудьте проверить наличие подтверждения или потенциальной неудовлетворённости. |
Использование при завершении каждой встречи |
Запланированный обзор: подход. Договоритесь о будущем: например, На третьей встрече давай проверим, как все движется? Давай решим, что работает хорошо, не так хорошо и что мы можем улучшить. |
Частота использования по договоренности. Наблюдение: может хорошо работать на всех этапах долгосрочного домашнего задания, потому что: побуждает к продуктивному фокусу. Например, ученик использует его как дату (срок), к которой хочет прийти. Позволяет сторонам припарковать потенциальные опасения: «Я подниму этот вопрос на обзоре» Дает обеим сторонам время заранее подготовить идеи, послание обратной развивающей связи. |


