Уместный коучинг в школе неопределенности: фокус на баланс поколений или будущее в настоящем

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написана  по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

«Современная школа – это школа неопределенности: будущее в настоящем», так считает А.Г. Асмолов. Для меня, учителя-коуча, глубокий смысл в этих словах. Так много говорим о будущем в разных интерпретациях: мечтаем, фантазируем, проектируем, просчитываем.

А вот о настоящем иногда думаем с определенной иллюзией «все еще будет, с понедельника начнется обязательно». Как говорит А. Г. Асмолов: «В сегодняшнем мире действует правило Черной Королевы из сказки Л. Кэролла Алиса в Зазеркалье: надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы хоть куда-то попасть».

А куда хотим попасть и откуда бежим? Такой вопрос часто задаю себе, ведь работаю в сфере «человек – человек», а что может быть ценнее человека в этом мире?

Мы живем в мире неопределенности, где больше нет готовых рецептов, алгоритмов  и невозможно точно предсказать, что будет завтра. «Как же сегодня подготовить детей к завтрашнему миру, если мы больше не знаем, что в нем случится? Как учить, когда у каждого человека есть доступ ко всем знаниям человечества в смартфоне? И может ли обучение по проверенным временем методикам принести больше вреда, чем пользы?»  О таких проблемах задумываются не только психологи, преподаватели, методологи, но и мы - коучи.

В каком мире воспитываем и обучаем наших детей? VUСA - мир, мир сложных и хаотичных систем, большую часть системы составляют дети и молодые специалисты – миллениалы и поколение «Z», дети – кристаллы «Альфа». Поколение «Z» и «Альфа» – это поколение смешанной реальности: уникальные, странные, удивительные и очень непонятные для нас взрослых.

Я, как учитель-коуч,  осознаю, что будущее уже здесь в настоящем, и учить детей стоит не только целостной картине мира, но и тому, как тренировать память, удерживать внимание, как классифицировать информацию и где искать ту, которой можно верить, как вести себя в ситуации бесконечного стресса и цейтнота, как фокусироваться на себе и других, как поддержать себя и, при этом, быть востребованным не только в виртуальной, но и физической реальности.

Для понимания поколения «Z» очень важно знание стратегий  современного детства (мы их подробно описывали ранее).

Для воплощения в жизнь каждой стратегии детства возможны различные форматы обучения.

Формат Х.0 - формат неопределенности. Каждая школа выбирает сама формат обучения детей: формат 1.0 - зуновский (пространство контроля и одного правильного ответа), 2.0 - экспертный (пространство советов и рекомендаций, возможен выбор из двух ответов), 3.0 - коучинговый формат (пространство без советов и рекомендаций, в котором возможен выбор из множества вариантов ответов, ведь каждый из нас – лучший эксперт своей жизни).

 Для поколения «Z», а затем и «Альфа» характерна стратегия «уникальные дети» и экстремальное детство. Вот для такого поколения мы и предлагаем уместный коучинг в школе неопределенности. Ребенок - это не набор полезных компетенций. Важно понимать, чему и как учить, и за счет, каких ресурсов ученика и учителя такое богатое содержание усваивается? Востребованная личность находится в постоянном движении. У ребенка 21 века важно сформировать ключевую компетенцию – компетенцию обновления.

Уместный коучинг – это процесс обучения в парнерстве, основанный на исследовании «мозговом штурме», в отсутствии готовых моделей, инструментов и алгоритмов, это импровизация с фокусом на раскрытие личностного и учебного потенциала и достижением личностных результатов в совокупности с метапредметными. Коучинг – метод, который учить умению эффективно мыслить в познавательной, регулятивной и коммуникативной деятельности.

Уместный:                                                                 

  1. Нужный продукт
  2. В нужном количестве
  3. Нужное качество
  4. В нужном месте
  5. В нужное время
  6. Нужному потребителю
  7. С наименьшими затратами

Обучаясь на программе «Коучинг: возможности без границ» (Ольга Рыбина ММС ICF, ICP centre), я увидела реальную возможность воплощения «уместного коучинга» в жизнь – по запросу системы и людей в ней.

Основа образовательной деятельности в школе – это проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся. Деятельность, которая носит версионный характер в формате обучения 3.0 VUСA – мира.

Основа исследовательский базис. Изучается настоящее и будущее

 Фасилитация

Мозговой штурм на готовых моделях.

Коучинг

В основе исследование (базис – мозговой штурм). На импровизации. Нелинейное развитие. Основной инструмент - сильные вопросы.

Отсутствует исследовательский базис. Работа с прошлым

Консультирование

Экспертиза, диагностирование проблем, советы, внедрение решения

Экспертиза

Экспертиза, мудрость и рекомендации из собственного опыта. Может включать: рекомендации, консультирование.

Психология, психотерапия

Решение трудностей, возникающих из прошлого, мешающих нормальному эмоциональному функционированию, диагностирование проблем и работа с ними.

Тренинг

Основан на целях тренера. Линейное обучение, совпадающее с установленным сценарием, планом. Тренируется конкретное умение.

Мастер-класс

Основан на целях мастера по определенной технологии. Задача – научиться работать поэтапно в технологии.

Консультационный режим: консалтинг, консультирование, наставничество,

Терапевтический режим: психология, психотерапия

Ценностное предложение коучей школе в нужном количестве:

- коучинг не дает эффективных навыков кроме одного - эффективно мыслить;

- коуч не знает, как, коуч помогает учителю разобраться, что происходит и может происходить;

-  мы не сможем передать Вам опыт, это не менторинг и не наставничество;

- мы не придем к Вам на урок и не разберем с советами и рекомендациями его «проблемные места», это не экспертиза и не супервизия;

- мы не предложим готовую модель и не поможем пройти по ней, это не психология и не консалтинг;

- мы предлагаем новую модель обучения взрослых и детей как конструктивную беседу партнеров, когда обучения происходит в момент контакта и после него

- мы не проведем за Вас урок, но с нами Вы можете понять, что поможет Вам провести урок;

- мы предлагаем Вам партнёрскую развивающую практику – общение партнеров в сотрудничестве «с чистого листа», «без масок»;

- мы верим в Вашу уникальность, в Ваш потенциал;

- мы предлагаем в среде поддержки, доверия и безопасности встретиться с Вашими сложными профессиональными задачами и решить их простым путем, экологичным для Вас.

Основные подходы внедрения коучинга в школе - с наименьшими затратами:

  • коучинговый (инструменты, техники, алгоритмы, модели);
  • компетентностный (компетентность = знания + опыт: компетенция взрослого (учителя, родителя); компетенция учащегося).

Коучинг нужному потребителю:

Года жизни

Жизненный девиз

Название поколения

1928 – 1945

Жизнь – это работа

Традиционалисты

1946 – 1964

Жить, чтобы работать

Беби-бумеры

1965 – 1979

Работать, чтобы жить

Поколение Х

1980 – 1995

Жизнь, потом работа

Поколение Y, миллениалы

1996 – 2018

Жить ради жизни. Разумный баланс работы в жизни.

Поколение Z

Светлана Бергер, так охарактеризовала поколение «Z»:

Счастье, удовлетворение – основа успеха.

Гибкость, адаптивность.

Ориентация на личностные ценности больше, чем на внешние результаты

Готовность к большей свободе в обмен на большую

ответственность за результат.

Поиск возможностей для самореализации.

Быстрое освоение новой информации.

Четко знают,  чем не хотят заниматься?

В основе пирамиды Маслоу в контексте поколения «Z» лежит способность найти любую информацию. Мотивация этого поколения основана на позиции: «Могу – Делаю. Делаю со смыслом в удовольствие и от этого я счастлив».

Отличительные особенности поколения «Z»:

  • Они самобытны.
  • Они индивидуальны.
  • Много говорят.
  • Выбирают себя.
  • Хотят быль лидерами своей жизни.
  • Плохо слушают друг – друга.
  • Ни к чему не привязываются.
  • Способны легко входить в контакты и выходить из них.

Главная мотивация поколения «Z»

  • Интерес
  • Удовольствие от деятельности
  • Страсть в деятельности

Дети так научились взаимодействовать в мире. Идти за своим удовольствием в деятельности. В 2025 году в организациях будет 75 % сотрудников поколений «Y» и «Z».

Специфика мышления и восприятия поколения «Z» (Ирина Кадочникова):

  • клиповое мышление
  • быстрое переключение внимания, 8 секунд
  • индивидуализм
  • Замена живого общения на цифровое (медиозависимость)
  • Фокус внимания на себя
  • комфорт дают отсутствие скучных рамок и наличие любопытных задач
  • многозадачность и скорость выполнения задач

Не действуют совковые перлы: «Поживешь с мое, тогда и поговорим»

Ключевые фокусы внимания поколения «Z»

  • Конкретизация цели и задач
  • Паузы для осознания и рефлексии
  • Расширение фокуса внимания от себя во вне.

Желания поколения «Z»

«Z» – хотят проводить время со смыслом, так как первоочередные ценности Z – это смысл и значимость дела, возможность влияния, похвала.

С поколением «Z» возможно только договариваться, эти дети совсем не реагируют на «ругань взрослых» .

«Z» – партнерство через договор

По мнению Владимира Родченко, коучинг эффективен для поколения «Z» (исследование как мозговой штурм в школе). Коучинг – это искусство работать вместе, оставаясь самим собой. Слушать и слышать непохожего на себя. Не нужно меняться ради кого-то и себя ломать. Коучинг помогает находить то, что соединяет и ради чего мы тут в команде собрались. Ключевая мотивация поколения «Z» сохраняется в коучинге: оставаться самим собой, раскрывая новые грани своей личности.

Ценностное предложение коучей поколению «Z»:

Правила из серии «Служи Большому делу»  уместного коучинга:

 Имея план «А», имей план «Б» на случай ошибки гипотезы, и план «С» тоже может пригодиться.

  1. Утверждай только то, что знаешь наверняка. Перепроверь, если сомневаешься.
  2. Обещай только то, что сможешь сделать, и себе, и другим.
  3. Не принимай решения на основании гипотез, проверь факты.
  4. Сомневаешься – собирай информацию. Изучай! Задавай вопросы! Иди в мозговой штурм! Испытай счастье от своей идеи, которая превратилась в конкретный продукт и принесла пользу.
  5. «Обляпался мороженым» – порадуйся и прими это как факт и новый опыт. Ошибка – это новый опыт, делай вывод, улучшай, не повторяя.
  6. Проясняй все неясности. Спрашивай, наблюдай, анализируй, завершай.
  7. На уроке не только спрашивай, но и задавай вопрос учителю: «Какой важно тебе услышать вопрос от меня сегодня?».
  8. Постоянно все подвергай сомнению за счет сильного вопроса, включайся в мозговой штурм с радостью.
  9. Только доверие без советов и прямых указаний с паузами рождает партнерство!
  10. Помни, мы всегда вместе, мы – партнеры!

Принципы уместного коучинга в школе:

  • Без советов, указаний и команд – обучающая тишина, паузы как основа технологии смыслового чтения и продуктивной деятельности учащихся.
  • Безоценочно (хорошо, плохо).
  • Нейтрально (по факту, без интерпретации).
  • Доверие к себе и ученику (портфолио «суммирование», - без поражений не бывает успехов).
  • Сила в вопросе с фокусом на ребенка (МЫСЛИ – ЧУВСТВА -ПОВЕДЕНИЕ).
  • Ошибка – это опыт УУД и личностных результатов.

Ролевая модель недирективный взрослый: родитель, учитель, классный руководитель, директор

  • Активное слушание
  • Сильные вопросы
  • Прямая коммуникация
  • Проектирование и планирование действий
  • Управление прогрессом и ответственностью.

 ОСНОВА – ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Примерная структура беседы не директивный взрослый и ребенок. Основная идея – целостное восприятие ребенка (структура и доска сильных вопросов адаптированы на основе материалов Ольги Рыбиной МСС, ICF).

  1. Мотивационный этап.
  2. Этап обзора реальности (актуализация знаний).
  3. Этап исследования. Этап поиска решений, Этап внедрения в жизнь.
  4. Сверка. 
  5. Рефлексия.
  6. Управление прогрессом и ответственностью ученика. Задание «на подумать». Домашнее задание.
  1. Мотивационный этап:

Как твои дела? Что в отношении взятых обязательств? Ты хотел… удалось ли? Что удалось хорошо, не очень хорошо, что можно улучшить? Какие выводы сделал? (это проверка домашнего задания)

Мотивационная установка: Что ты хочешь? Как поймешь, что достигнешь? Почему важно?

  1. Этап обзора реальности (актуализация знаний):

Что сейчас не нравится? А что уже есть? УСЛОВИЕ – ОТКРЫТЫЙ УЧЕБНИК и ЦОР на интерактивной доске

  1. Этап исследования. Этап поиска решений, Список возможностей:

Какие варианты решения есть у тебя? Какие есть идеи? (Использование техник, направленных на поиск решений).  Что выбираешь?

Этап внедрения в жизнь:

  1. Как именно будет осуществлена эта идея? С Кем? Когда? Где? Как?
  2. Что будет первым шагом?
  3. Сверка. Насколько ты приблизился к результату? И как дальше планируешь двигаться? Как сделанное продвигает тебя к результатам, которые ты запланировал? Что выбираешь?
  4. Рефлексия:

С чем уходишь: что важного, что полезного, что ценного? Что полезного было на уроке? Чему научился?

  1. Управление прогрессом и ответственностью ученика. Домашнее задание:

И что домой? Что берешь с урока? Что готовы сделать прямо сейчас? В какой срок? Что уже хочется сделать? И твой первый шаг? Как ты можешь поддержать себя? Что может помешать тебе? Насколько я могу быть тебе полезна? Что планируешь сделать? Каков твой первый шаг? Что хочется сделать?

Возможны такие сильные вопросы на регулятивные умения и личностные результаты:

  • Мне кажется, ты проделал большую работу. Что ты сам думаешь об этом?
  • Чему ты научился сегодня?
  • Насколько ты удовлетворен результатом? И, тогда как? И тогда что?
  • Каким ты видишь свое движение после урока в домашней работе?
  • Как ты хочешь проявить себя в долгосрочном домашнем задании? Я заметила, как быстро ты сегодня сформулировал цель. Как тебе это удалось?
  • Без чего это было бы невозможно?
  • Сегодня я услышала больше уверенности в твоем голосе, когда ты рассказывал об … Что произошло?

Вот такой «уместный коучинг» сегодня я продвигаю в школьную практику. Коучинг, который не разрушает систему, а позволяет сфокусироваться на результативном обучении каждого ребенка.

Добавить комментарий