Треугольник осознанности в смешанной реальности ребенка XXI века

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), сертифицированный коуч по международным стандартам ICF, член ICF, г. Нижний Тагил,

E-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Размышления в статье представлены по мотивам выступления Наталии Долиной, бизнес-коуча

 и статьи Людмилы Петрановской «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»

Ребенок цифрового поколения, обучающийся в едином цифровом окне, живущий в смешанной реальности (соединение физического и виртуального мира), свободно говорящий о хайпе, о гифках, мемах, понимающий инфографику лучше, чем художественный текст. Вот такая смешанная реальность, в которой живут наши дети, заставляет нас взрослых (родителей и учителей) выбирать позицию «воспитываю по старинке или воспитываю по новинке», транслировать во внешний мир прожитый нами опыт или прислушиваться к своим детям, учась доверять им, видя в них не дневник с отметками, устный ответ у доски как понятную нам стратегию «кнута и пряника», а личность, партнера, в чьи силы, возможности и уникальность изначально верим!!!!!

Уже сегодня в Федеральном законе об образовании РФ заявлено не взаимодействие, а сотрудничество субъектов образования – это участники образовательных ОТНОШЕНИЙ (позиция партнера, умеющего сотрудничать со всеми), поэтому в Федеральных стандартах четко определены виды сотрудничества на каждом этапе взросления и социализации ребенка в школе: учебное сотрудничество – начальная школа, продуктивное сотрудничество – основная школа, индивидуальное сотрудничество в паре, группе, команде – старшая школа. И на этом пути ребенку, живущему в смешанной реальности, встречаются разные партнеры: учитель-партнер, родитель-партнер, ученик-партнер, директор-партнер, тьютор-партнер.

И как поддержать ребенка на этом пути («он-то не смешанный, а целостный»), как выстроить сотрудничество так, чтобы ученик на протяжении всей школьной жизни мог осознанно управлять своей ответственностью. Осознанность – это способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчет: где я нахожусь, что в данный момент делаю, почему именно так и зачем. Ответственность – это навык, который развивается и не делится пополам. Как поддержать нам взрослым ребенка сегодня, чтобы он стал осознанным, делал выбор на основе разных возможностей, нес ответственность – в итоге стал самостоятельным (самостоятельным человек становится только когда имеет личный опыт осознанных выборов, опыт удач и поражений, опыт проб и ошибок)? Наталия Долина предлагает взрослым сместить фокус внимания с учебы ребенка, на самого ребенка; не смешивать личность ребенка и его результат по конкретному учебному действию в одно целое.

И все возможности сегодня в школе есть: это и индивидуальные учебные планы, чередование урочной и внеурочной деятельности, индивидуальные, групповые, командные форматы взаимодействия, выбор элективных курсов, предметно-поточное обучение в смешанных потоках с разными взрослыми, методика перекрестного обучения, система формирующего оценивания. В школе есть много возможностей доверстки образования каждого ребенка, исходя из его запросов, потребностей, способностей и возможностей. В своей практике работы по доверствованию образования  каждого ученика я использую треугольник осознанности Тимоти Голви «Осознанность – выбор – ответственность». Моя педагогическая задача стать мудрым взрослым – который не дает советы, не раздает готовые решения на все случаи жизни, а содействует осознанию учеником своего результата. Не директивность, безоценочность, опора на факты, доверие к ученику и к себе – вот те принципы коучинга, которые лежат в основе этого взаимодействия. Треугольник осознанности начинает работать через серию сильных вопросов: «осознанность – и что сегодня? с чем хочешь поработать? почему именно так? с чего хочешь начать? с кем сегодня в команде? с какой целью? в чем моя поддержка? на каком этапе особо важно мне быть тебе поддержкой? как поймешь, что получил результат, достиг цели?»; «выбор – и тогда, что выбираешь? в каком объеме? какие варианты выбираешь?», «ответственность – что нового? что полезного узнал? насколько важно было для тебя освоить в этом объеме? и тогда твое домашнее задание содержит? что хочется тебе из темы урока взять в домашнее задание? как планируешь двигаться по теме дома? в чем я могу тебя поддержать? на каком этапе? насколько необходима моя поддержка?»

Моим ученикам (а многие из них любят часто говорить «не знаю», «не понимаю», то есть ученики с мотивацией «ОТ» к «К») очень нравится использование элементов арт-коучинга на уроке и дома. Не секрет, что ученикам с такой системой координат для  быстрого решения учебных проблем необходима максимальная визуализация. Поэтому треугольник осознанности распаковываю при помощи такого инструмента как стикер (автор: Дэвид Стейкер).  Из шести методик для быстрого решения проблем при помощи стикеров использую методику «Афиша» (мозговой штурм, исследование при помощи стикеров – факт, мнение, предположение) и методику «Перестановка» (отсортировка задач на 2 поля координат «что делать?», «что не делать?»).  Свои результаты (осознанности, выбора, ответственности)  на основе «Афиши» и «Перестановки вопросов»  ученики размещают на стене размышлений (признательна за идею Дмитрию Лазареву, фасилитатору, тренеру, издателю). Идею стены позаимствовали у него. Вот так выглядит его стена:

Многим детям сегодня намного понятнее инструмент стикер и визуализированное поле обучающей коммуникации «стена размышлений», чем надуманные фото портфолио, красивые фразы, цитаты, которые полноценных смыслов для ребенка смешанной реальности не несут. Я не заставляю всех так обучаться, все по выбору. Некоторые дети выбирают традиционный путь – учебник тетрадь, интернет-ресурсы. Некоторые дети обучаются такой стеной размышлений, гибко решая свои учебные проблемы, расширяя свои горизонты ответственности, выбора. Осознанно делятся в классе, что изменилось на его стене размышлений, каковы осознанные выборы по теме на уроке и в домашнем задании, учебные удачи, пробы, ошибки, куда движемся дальше, и как движемся, с кем в команде, в паре?

И тогда топ устаревших идей, который мы, взрослые, до сих пор вкладываем в головы ребенка смешанной реальности, уходит с педагогической авансцены как список страхов поколений (по материалам статьи Людмилы Петрановской):

- нужно копить знания и во всем разбираться;

- нужно все делать хорошо, качественно;

- нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха;

- вверх по карьерной лестнице, если по горизонтали – то «лоботряс»;

Самые ценные вещи, которые взрослые могут подарить детям:

- базовые жизненные ценности;

- уверенность в себе и доверие к самому себе;

- поддержка взрослого-партнера (не директивного, безоценочного, не дающего советы, не раздающего указания, а задающего сильные вопросы);

- свободу выбора, самостоятельность, осознанность.

Добавить комментарий