Тезисы выступления Елены Боклаговой «Индивидуальный маршрут развития. Программа поддержки одарённых детей. НАВИГАТОР»

 

Слайд1

Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников конференции. Сегодня действительно знаменательное событие, потому что данная конференция смогла объединить людей абсолютно разных профессий. Но в тоже время людей одинаковых по взглядам и духу .
Для меня важно понимать , что есть люди которые поддерживают любые твои начинания, радуются любым даже маленьким открытиям .Именно это позволяет ощущать себя человеком с большой буквы Я.Понимать как важно ощутить это Я .И осознать, что в твоих силах дать возможность раскрыть это Я в каждом.
И для меня наилучшим результатом на сегодня будет не только возможность донести информацию об апробации коучинга в образовательном процессе, но и появление, и разнообразие ваших вопросов. Потому что динамика вопросов будет и определять заинтересованность, востребованность в данной теме, а также дальнейшую траекторию моего личностного роста.

 

 

Слайд2

Быстрыми темпами меняет современный мир, современное общество и просто необходимо изменение школьного образования. Школе сегодня просто необходимо сориентироваться прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности. Личности сориентированной на социальный успех, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению.
И поэтому главная задача каждого учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

 

 

Слайд3

Слайд4

 

Именно коучинговый подход позволил мне создать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить
— развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика;
-способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе;
-способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни;
-умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора,
а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Итак — моя тема Индивидуальный маршрут развития. Программа поддержки одарённых детей.
Кто же такой одарённый ребенок? Спросите вы .
В специальной литературе чаще выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют чаще одарёнными и я с этим абсолютно согласна:
-дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость)
-дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности — талантливые
-дети, хорошо обучающиеся в школе- академическая одаренность
-обладающие высоким уровнем интеллектуального развития- интеллектуальная одаренность. и так далее.

Слайд5

 

Но на самом деле это не столь важно. Главное чтобы работа не носила спонтанный и случайный характер, а была системной и продуктивной. И именно структурированная работа позволяет правильно экологично организовать работу с ними.

И такой    структурой, по-моему, может являться Интерактивный навигатор для работы с обучающимися разных образовательных потребностей.(по-другому -ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА поддержки одарённого ребёнка.)

Слайд6

 

Да и вы не ослышались, этот навигатор структурирован таким образом, что позволяет организовать работы в разных направлениях. Навигатор создан в программе POWER POINT и  Smart Notebook, Позволяет организовать деятельность на основе индивидуализации и дифференциации. Создается условное сотрудничество с каждым ребёнком:

 

 

 

 

Слайд7

 

В основе коучинговая стрела, копия стрелы ИНТЕРАКТИВНОГО НАВИГАТОРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Перемещение по программе осуществляется при помощи ссылок описанных в инструкции. Программа может использоваться как компонент урока- индивидуальная  работа в рамках любого урока.  А также  в домашних условиях – это не только дифференцированное домашнее задание ,но и рефлексия, построение индивидуального марщрута,  сапопознание при помощи тестов и анкет, профориентационный определитель и просто интерактивный информационный помощник.

Слайд8

 

Начало работы может осуществляться с любого сектора стрелы, в каждом секторе описаны основные этапы деятельности или основополагающие вопросы. Удобно то, что навигатор может постоянно корректироваться и модернизироваться в зависимости от целевых установок не только учителя, но прежде всего учащегося.
Знакомство с программой я хотела бы начать со слов не просто красивых, а точно созвучных с моим мировоззрением и с тем, что я делаю.
Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди
себя какую-нибудь благородную цель или образ, способные его воодушевлять, направлять и продвигать.
И апробация показала, что действительно наилучшим началом работы в программе является техника «Четыре вопроса планирования»: Чего ты хочешь? Почему это важно? И как ты можешь этого достичь? И эти, незатейливые на первый взгляд, вопросы делают чудеса. Потому что образ начинает проявляться.:
У кого-то это личность с большой буквы Я.Кто – то просто хочет выработать у себя какой-то конкретный навык, а для кого-то важно определиться в своей будущей профессии.

Слайд9

 

А вопрос: Кто я через какой-то определённый промежуток времени?- может четко определить ,а что мне нужно развивать, где участвовать и наконец, какие виды деятельности важны лично для меня.
Техника «Колесо» на данном этапе является логическим продолжением. Ведь каждый сектор это отдельное направление, а в параллели со шкалой 1-10.-удивительный инструмент Рефлексии и планирования.Возникает колесо Индивидуальной траектории развития
Где я сейчас в каждом секторе и что могу сделать для того, чтобы продвинуться хотя бы на один шаг вперёд. И когда я этот шаг готов сделать. Эти вопросы будут способствовать проектированию ,планированию своих действий и формированию ответственности за их выполнение.
Конечно подробная работа с колесом это не одна коуч-сессия, а всё таки долгосрочный коучинг, но на первоначальном этапе работы даже определение личностнозначимых направлений –это уже огромный результат работы над собой.

Слайд10

Слайд11

 

Но как сделать так, чтобы можно было спланировать, оценить, то, что сделано, да и просто посмотреть со стороны для дальнейшей работы.
Для этого создан текстовый сопроводитель. Форма может быть абсолютно любая. Для кого-то это колесо УУД, для кого-то план работы с чётким указанием времени, для кого-то таблица с рефлексивными вопросами. Но если вы спросите какая форма важна для меня ,то я скажу что совсем не важно как выглядит, главное что внутри. Главное что этот своеобразный путеводитель позволяет расти моему чемпиону.

Слайд12

 

Форма, которая мне нравится больше всего это та, что сейчас на экране. Если обратили внимание, то столбцы данной таблицы не имеют стандартных названий -они представлены коучинговыми вопросами. А строки –это направления работы. С текстовым сопроводителем можно работать как в параллели с навигатором ,так и отдельно. Причём ребёнок сам выбирает направления и отвечает на вопросы. В ходе работы таблица дополняется и служит своеобразным маршрутным листом.
С одной стороны ученик просто отвечает на вопросы, т.е.на бессознательном уровне планирует свою деятельность, а учитель на сознательном простраивает маршрут развития ребенка для себя на основе колеса и сопроводителя, т.е индивидуальную программу

Слайд13

 

Каждое из направлений представлено в НАВИГАТОРЕ в виде секторов, подсекторов и активных ссылок на ресурсы сети интернет или полезные документы  .Содержит  своеобразное китайское меню действий по развитию тех или иных компетенций. Остановимся на некоторых из них.

Слайд14

 

Сектор «Я и мое будущее» направлен на реализацию потребностей ученика в профессиональном самоопределении
Знакомство с Высшими учебными заведениями на основе интернет экскурсии по адресам сайтов;
-Он-лайн тестирование
-анкетирование профориентационной направленности;
-рейтинг востребованных профессий и вузов
Формируется дальнейший образ ПРОФЕССИИ или области профессиональной деятельности. Но работа только в пределах данной программы не ограничивается и каждый может сам искать,выбирать и вносить новое. По-моему, этот сектор ещё и способствует формированию личностных УУД

Слайд15

 

Сектор «Я умнею» объединил в себя разные виды деятельности в том числе и урочную.

Слайд16

 

Сектор Я УМНЕЮ —подСектор «Всегда впереди» позволит проверить свои знания на конкурсах и олимпиадах разного уровня, указание сетевых координаторов позволит ответить на вопрос Кто окажет поддержку.
Представленные полезные рекомендации «Как добиться успеха» Это не наставленческая памятка, это своеобразное китайское меню действий, шагов успеха. При чём собрано из анкет, коуч-сессий с учащимися разных образовательных потребностей и возрастов.
И тогда летарический вопрос: Что будет более ценным -дать готовые рекомендации или дать возможность выбора.

Слайд17

 

И Подсектор «Я и урок» я думаю, заинтересует большую часть учителей. Ведь всегда встает вопрос Как поддержать одаренного ребенка именно в уроке.Ошибаются те учителя которые считают,что коучинговая технология это отдельная технология, нет она прекрасно работает в параллели с современными инновационными технологиями, такими как информационно-коммуникативная, проектная.
Ведь у од.р хорошо развита проектно-поисковая деятельность- а значит заготовка тем интегрированных проектов с продолжением под себя позволит не только расширить свою эрудицию.но найти нестандартное решение: тема Решение генетических задач- « Почему бы не предложить :поисследовать Генеалогический метод генетики-это…….».и т.д.Почему у меня голубые глаза?И почему тема генетики для тебя может быть важна.
2.Это Работа в рамках навигатора урока в программе Smart- индивидуальная работа, выполнение заданий повышенной сложности, требующих творческого подхода,
основанных на анализе и синтезе, дополнительном поиске информации) В навигаторе предусмотрен Текстовый навигатор с полезными ссылками ,что может существенно сократить время в поиске заданий по разным предметным областям
3.А как вам роль экспертов для таких детей. И вопрос А что если бы ты был экспертом, то как бы ты объяснил задачу, пример Почему важно объяснить своему другу алгоритм выполнения того или иного задания.Что ты получаешь взамен..И это технология сотрудничество ,но с коучинговым подходом.-
3.Домашнее задание.Д/з может формироваться на протяжении всего урока.Ведь в каждой тетради есть поля.
Поля тетради для нас –это парковка для д/ з или вопросов. Там где мы можем ставить отметки. Что получается лучше всего,что ещё могу сделать.Если возникает проблема или вопрос ,то есть чётко оговоренное условие.
Сначала попробую сам, спрошу у друга и заключительный этап- с черновиком на консультацию к учителю. Если это решение задач, анализ решения по алгоритму ,то обязательно возникает шкала 1-10. Определение на каждом этапе Где нахожусь .
Но это уже отдельный тренинг Навигатор современного урока.
Индивидуальные домашние задания может быть разноплановым : -для одаренного обучающегося творческой направленности можно предложить составить задания в тестовой форме для обучающихся
-для академического — практически значимые задачи с примерами из жизни и подбором типичных задач
— для талантливых в области естественного цикла- химически интересные задачи с возможностью проверки на практике или составление синквейнов
— математической направленности- предусмотреть интересное сочетание цифр и нестандартного подхода, решения.
А сектор ВОЛШЕБНОЕ ТРОЕТОРИЕ-это анализ и составление четкого плана д/з определенного в ходе урока.
Но может возникнуть вопрос: Как узнать какая одарённость развита у обучающегося, какое задание ему выбрать?
И для меня на самом деле это не важно. Ведь каждый ребёнок –это личность, с изюминкой внутри , которая только и ждёт когда её увидят и дадут возможность ей прорасти. Поэтому в моём понимании одаренный ребёнок это тот , который хочет расти, двигаться и изменяться.
Ведь талант-это скрытое душевное богатство, которое нельзя украсть, но которое само прячется и исчезает, если не находит выхода.

 

В ходе личной деятельности формируются разнообразные УУД
Сектор Я и социум
Во-первых это так называемая поддерживающая среда.Для кого важно моё развитие. Чем могут помочь люди находящиеся рядом.И кем я стану, если почувствую поддержку.
Во-вторых -это социально значимые проекты разного уровня:
-Волонтерское движение
-интернет-проекты
Работа в детских организациях.
А также создание сетевого сообщества :Созвездие 21века.-с уставом и правилами участия в нем.

Слайд18

 

Сектор «Познай себя»
Вся педагогическая и учебная деятельность, по сути своей, носит рефлексивный характер. В огромном потоке информации, постоянно меняющихся требованиях и, порой сложно разобраться, что нужно лично для тебя. Кто «Я»
И уникальным помощником служат предложенные анкеты, тестирования по определению сформированных компетенций, профориентационной направленности.
И отдельное направление-это творческая мастерская. Что я могу сделать, чтобы стало лучше жить. Учащимися уже разработан Навигатор помощник для меня лично, текстовый сопроводитель-преобразуется в дневник достижений. Наброски идей проекта Я расту,развиваюсь,изменяюсь.
Сектор Добейся успеха
Включает предметные области(химия, биология, математика и др) –вспомогательный комплекс содержащий требования к выпускнику, требования к итоговой аттестации, ресурсы- Интернет, справочные материалы, минимум знаний по предмету, индивидуальные дифференцированные задания. Каждая папка постоянно наполняется и обновляется.
Вспомогательный комплекс может работать как вместе с навигатором так и как самостоятельный компонент.
А что будет для меня рефлексивном сигналом к тому, что ребёнок все таки растет.
И это конечно совместная рефлексия по пирамиде логических уровней.

А также :
1.позитивная динамика активности
2.желания и стремления к новому
3.результаты независимой экспертизы, которые существенно возрасли после апробации навигатора.

Слайд20

 

И для себя я сделала вывод ,что коучинг лично для меня не просто технология,
а новый взгляд на образовательный процесс.
Это совместное достижение,
ведь он не учит, а помогает учиться.
И способствует раскрытию внутреннего потенциала не только ребёнка, но и самого учителя.

Слайд21

Слайд22

Слайд23

Комментарий “Тезисы выступления Елены Боклаговой «Индивидуальный маршрут развития. Программа поддержки одарённых детей. НАВИГАТОР»

Добавить комментарий