Техники пРОСТых решений в работе с коллективом

Автор:

Маторина Евгения Анатольевна

Старший менеджер, тренер филиала ЧУ «Центр Педагогического мастерства»  в г. Караганда, Казахстан
 E-mail: LIG133023@yandex.ru
Студент Международного центра коучинга ISTOK
www.coachistok.ru

Мы живем в эпоху быстрых перемен. Нравится нам это или нет, но реагирование на внешние изменения и запуск инновационных преобразований внутри организации – основная деятельность руководителя, в том числе и в системе среднего образования.

Для того чтобы организация смогла достигать желаемых результатов, адекватно реагировать на изменения во внешней среде (например, новый ГОСО, новые образовательные потребности обучающихся, вынужденный переход на дистанционное обучение и т.п.), нужны внутренние изменения, которые заключаются в изменении способов поддержки коллектива и организации внутришкольных курсов повышения квалификации учителей.

Многие считают, что в сложной для среднего образования ситуации, вызванной реформированием и вынужденным переходом на дистанционное преподавание и обучение нет простых и быстрых решений.

В декабре 2019 года я поступила в Международный Центр коучинга ISTOK и осваивая инструменты коучинга в рамках программы «Профессиональный коучинг» прихожу к выводу о том, что коучинг - это способ обучения людей самостоятельному поиску знаний, применения их в жизни и достижения успеха, как в личной, так и профессиональной сфере.

Коучинг довольно разнообразен, его принципы и инструменты применимы в различной обстановке и различных ситуациях. В системе среднего образования, по моему мнению, особенно результативным будет коучинг на рабочем месте [1].

Когда речь заходит о профессиональной самореализации в системе образования, большинство из нас соглашаются с тем, что она целиком и полностью лежит в зоне ответственности самого педагога. Лично я полагаю, что применение инструментов коучинга, заточенных на эффективность, руководителем организации образования на рабочем месте будет способствовать продуктивной самореализации педагогов, сопровождающейся развитием профессиональных навыков и повышением знаний.

Соблюдая ключевые правила коучинга, такие как фокус на эффективность обучения, проработка целей, создание поддерживающих отношений, и находясь в коуч-позиции (доверие, недирективность, диссоциативность и безоценочность)  руководитель помогает педагогу прояснять свои собственные ценности и следует за ним.

В работе с коллективом можно использовать следующие инструменты коучинга [2], выступающими техниками пРОСТых решений:

I. Техника S.M.A.R.T.

Цель: выявление и постановка цели, как долгосрочной (четверть/ учебный год), так и краткосрочной (день/ неделя)

  • Что конкретно ты хочешь?
  • Что можно добавить, чтобы точнее описать желаемый результат?
  • Что будет являться показателем достижения цели?
  • Насколько твои действия приближают тебя к цели?
  • Что важного для тебя в этой цели?
  • Находится ли цель в зоне вашего контроля?
  • Какие ваши действия способствуют её осуществлению?
  • Когда вы хотите достичь своей цели?
  • Какие три действия ты готов совершить «здесь и сейчас»/ сегодня/ на этой неделе для того, чтобы достичь цели к указанному сроку?

II. Модель G. R. O. W

Цель: включить творческое начало к достижению цели наилучшим образом

G – цель

  • Что ты хочешь?
  • Какова твоя цель?
  • Как ты узнаешь, что достиг результата?

R – реальность

  • Что есть на данный момент уже сейчас у тебя?
  • Что происходит относительно этой задачи в твоей жизни?
  • Какой эффект уже дали сделанные тобой действия?
  • Какие еще факторы влияют на решение твоей задачи?

O – возможности

  • Что ты можешь сделать для решения своей задачи?
  • Какие у тебя есть еще варианты и возможности?
  • Кто еще может помочь тебе в этой ситуации?
  • Как бы поступил авторитетный для тебя человек?
  • Что еще можно сделать?
  • Каковы ресурсы, которыми ты владеешь?

W – намерение

  • Каким ты видишь весь план?
  • Как ты будешь действовать?
  • Какой первый, самый простой шаг ты можешь сделать по пути к своей цели? Самый простой, самый маленький….
  • Что может помешать сейчас?
  • Как это предупредить?
  • Какие три действия можно запланировать на ближайшую неделю для достижения твоей цели?

1….

2….

3….

III. Вопросы сдвиги

С помощью данных вопросов руководитель-коуч повышает осознанность педагогов, помогает найти выход из сложных педагогических ситуаций, принимать верные решения и находить наилучшие возможности для достижения профессиональных целей.

  • Если бы у вас был дополнительный час в сутках, что бы вы с ним делали?
  • Если бы я был на вашем месте/ в данной ситуации и попросил бы у вас рекомендаций, что бы вы порекомендовали мне в первую очередь?
  • Что бы вы попробовали «здесь и сейчас», если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?
  • О чем таком я у вас сегодня не спросила, о чем вы очень хотели чтобы я спросила?

IV. Стратегия Уолта Диснея

В каждом из нас, в том числе и педагогов, живет Мечтатель, Реалист и Критик. Одни строят воздушные замки, другие шаг за шагом продвигаются к поставленной цели по заранее составленным планам, а третьи  видят во всем недостатки. Для того чтобы быть успешным необходимо чтобы все три субличности были включены и умели договариваться между собой. Данная техника позволяет педагогам побывать в каждой из трех ролей, живущих в одном человеке.

«Мечтатель» - в этой роли творческий человек предлагает нереальные варианты решения проблемы:

  • что вы хотите?
  • почему эта цель так важна для вас?
  • для чего вам нужно достичь ее?
  • кем Вы станете, когда достигнете цели?
  • что Вы говорите себе в момент достижения цели?
  • что Вам говорят об этом другие люди?
  • какие чувства вы при этом испытываете?
  • чему вы научились?

«Реализатор» – занимает прогматичную позицию, предлагает как структурировать, спланировать работу и определяет шаги для достижения результата:

  • как будет реализована эта идея?
  • что будет первым шагом, вторым, третьим?
  • кто будет достигать?
  • что понадобится для достижения цели?
  • что даст каждый шаг?

Критик - оценивает ценности идей, анализирует риски, просчитывает слабые места идей:

  • насколько составленный план реализуем?
  • какие в нем есть изъяны?
  • чего в нем не хватает?
  • кому может не понравиться эта идея?
  • какие слабые места есть в плане реализации?
  • что может остановить вас в достижении цели?
  • кто может помешать достижению цели?
  • какие еще моменты не были учтены в плане?

Очень важно записывать все возражения Критика и вернуть клиента/ педагога обратно в «Реалиста» и основательно разобрать каждый пункт возражений с точки зрения «Реалиста».

V. Линия времени или 9 простых шагов на пути достижения цели.

Данная техника позволяет выработать навык постановки цели и планирования ее достижения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Алгоритм:

1.Какова цель?
2. Возьмите лист бумаги, начертите на нём прямую линию. Начало линии – это отправная точка.

3.Назови, пожалуйста, ключевые точки на пути достижения
цели. Отмечаем их на линии времени.
4.Ассоциируйте клиента с первой ключевой точкой. Представь этот момент. Что там? Опиши, пожалуйста.
5.Диссоциируйте клиента с первой реперной точкой и спросите о плане. Посмотри со стороны: каков результат этого этапа? Какие действия привели тебя к этой точке? Какая там дата?
6.Продолжаем работать со всеми реперными точками (в зависимости от цели клиента).
7. Предложите клиенту встать на финальную точку проекта (цели).
Ассоциация: «Предлагаю из финальной точки посмотреть на всю линию времени, мысленно соединив весь проект в единое целое. Что еще видишь, чувствуешь?»
8. Оцени, пожалуйста, насколько сейчас видишь весь проект в целом?
9. Запишите/ назовите то действие по достижению цели, которое вы готовы сделать уже сегодня, сейчас.

Важный аспект коучинга на рабочем месте в системе среднего образования заключается в том, что в процессе работы педагог начинает верить в свою способность развивать новые педагогические навыки, меньше сопротивляется критике, начинает получать удовольствие от саморазвития.

Литература:

  1. Стар Дж. Лучший коучинг для карьеры: техники, советы, лайфхаки.  – СПб.: ИГ «Весь», 2018.-192
  2. Международная программа «Профессиональный коучинг» (Е. Костюкова)
  3. Стар Дж. Полное руководство по методам, принципам и навыкам профессионального коучинга/ пер. с анг. – М.: Претекст, 2016.-397

Добавить комментарий