
Автор:
Маторина Евгения Анатольевна
Старший менеджер, тренер филиала ЧУ «Центр Педагогического мастерства» в г. Караганда, Казахстан
E-mail: LIG133023@yandex.ru
Студент Международного центра коучинга ISTOK
www.coachistok.ru
Мы живем в эпоху быстрых перемен. Нравится нам это или нет, но реагирование на внешние изменения и запуск инновационных преобразований внутри организации – основная деятельность руководителя, в том числе и в системе среднего образования.
Для того чтобы организация смогла достигать желаемых результатов, адекватно реагировать на изменения во внешней среде (например, новый ГОСО, новые образовательные потребности обучающихся, вынужденный переход на дистанционное обучение и т.п.), нужны внутренние изменения, которые заключаются в изменении способов поддержки коллектива и организации внутришкольных курсов повышения квалификации учителей.
Многие считают, что в сложной для среднего образования ситуации, вызванной реформированием и вынужденным переходом на дистанционное преподавание и обучение нет простых и быстрых решений.
В декабре 2019 года я поступила в Международный Центр коучинга ISTOK и осваивая инструменты коучинга в рамках программы «Профессиональный коучинг» прихожу к выводу о том, что коучинг - это способ обучения людей самостоятельному поиску знаний, применения их в жизни и достижения успеха, как в личной, так и профессиональной сфере.
Коучинг довольно разнообразен, его принципы и инструменты применимы в различной обстановке и различных ситуациях. В системе среднего образования, по моему мнению, особенно результативным будет коучинг на рабочем месте [1].
Когда речь заходит о профессиональной самореализации в системе образования, большинство из нас соглашаются с тем, что она целиком и полностью лежит в зоне ответственности самого педагога. Лично я полагаю, что применение инструментов коучинга, заточенных на эффективность, руководителем организации образования на рабочем месте будет способствовать продуктивной самореализации педагогов, сопровождающейся развитием профессиональных навыков и повышением знаний.
Соблюдая ключевые правила коучинга, такие как фокус на эффективность обучения, проработка целей, создание поддерживающих отношений, и находясь в коуч-позиции (доверие, недирективность, диссоциативность и безоценочность) руководитель помогает педагогу прояснять свои собственные ценности и следует за ним.
В работе с коллективом можно использовать следующие инструменты коучинга [2], выступающими техниками пРОСТых решений:
I. Техника S.M.A.R.T.
Цель: выявление и постановка цели, как долгосрочной (четверть/ учебный год), так и краткосрочной (день/ неделя)
- Что конкретно ты хочешь?
- Что можно добавить, чтобы точнее описать желаемый результат?
- Что будет являться показателем достижения цели?
- Насколько твои действия приближают тебя к цели?
- Что важного для тебя в этой цели?
- Находится ли цель в зоне вашего контроля?
- Какие ваши действия способствуют её осуществлению?
- Когда вы хотите достичь своей цели?
- Какие три действия ты готов совершить «здесь и сейчас»/ сегодня/ на этой неделе для того, чтобы достичь цели к указанному сроку?
II. Модель G. R. O. W
Цель: включить творческое начало к достижению цели наилучшим образом
G – цель
- Что ты хочешь?
- Какова твоя цель?
- Как ты узнаешь, что достиг результата?
R – реальность
- Что есть на данный момент уже сейчас у тебя?
- Что происходит относительно этой задачи в твоей жизни?
- Какой эффект уже дали сделанные тобой действия?
- Какие еще факторы влияют на решение твоей задачи?
O – возможности
- Что ты можешь сделать для решения своей задачи?
- Какие у тебя есть еще варианты и возможности?
- Кто еще может помочь тебе в этой ситуации?
- Как бы поступил авторитетный для тебя человек?
- Что еще можно сделать?
- Каковы ресурсы, которыми ты владеешь?
W – намерение
- Каким ты видишь весь план?
- Как ты будешь действовать?
- Какой первый, самый простой шаг ты можешь сделать по пути к своей цели? Самый простой, самый маленький….
- Что может помешать сейчас?
- Как это предупредить?
- Какие три действия можно запланировать на ближайшую неделю для достижения твоей цели?
1….
2….
3….
III. Вопросы сдвиги
С помощью данных вопросов руководитель-коуч повышает осознанность педагогов, помогает найти выход из сложных педагогических ситуаций, принимать верные решения и находить наилучшие возможности для достижения профессиональных целей.
- Если бы у вас был дополнительный час в сутках, что бы вы с ним делали?
- Если бы я был на вашем месте/ в данной ситуации и попросил бы у вас рекомендаций, что бы вы порекомендовали мне в первую очередь?
- Что бы вы попробовали «здесь и сейчас», если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?
- О чем таком я у вас сегодня не спросила, о чем вы очень хотели чтобы я спросила?
IV. Стратегия Уолта Диснея
В каждом из нас, в том числе и педагогов, живет Мечтатель, Реалист и Критик. Одни строят воздушные замки, другие шаг за шагом продвигаются к поставленной цели по заранее составленным планам, а третьи видят во всем недостатки. Для того чтобы быть успешным необходимо чтобы все три субличности были включены и умели договариваться между собой. Данная техника позволяет педагогам побывать в каждой из трех ролей, живущих в одном человеке.
«Мечтатель» - в этой роли творческий человек предлагает нереальные варианты решения проблемы:
- что вы хотите?
- почему эта цель так важна для вас?
- для чего вам нужно достичь ее?
- кем Вы станете, когда достигнете цели?
- что Вы говорите себе в момент достижения цели?
- что Вам говорят об этом другие люди?
- какие чувства вы при этом испытываете?
- чему вы научились?
«Реализатор» – занимает прогматичную позицию, предлагает как структурировать, спланировать работу и определяет шаги для достижения результата:
- как будет реализована эта идея?
- что будет первым шагом, вторым, третьим?
- кто будет достигать?
- что понадобится для достижения цели?
- что даст каждый шаг?
Критик - оценивает ценности идей, анализирует риски, просчитывает слабые места идей:
- насколько составленный план реализуем?
- какие в нем есть изъяны?
- чего в нем не хватает?
- кому может не понравиться эта идея?
- какие слабые места есть в плане реализации?
- что может остановить вас в достижении цели?
- кто может помешать достижению цели?
- какие еще моменты не были учтены в плане?
Очень важно записывать все возражения Критика и вернуть клиента/ педагога обратно в «Реалиста» и основательно разобрать каждый пункт возражений с точки зрения «Реалиста».
V. Линия времени или 9 простых шагов на пути достижения цели.
Данная техника позволяет выработать навык постановки цели и планирования ее достижения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Алгоритм:
1.Какова цель?
2. Возьмите лист бумаги, начертите на нём прямую линию. Начало линии – это отправная точка.
3.Назови, пожалуйста, ключевые точки на пути достижения
цели. Отмечаем их на линии времени.
4.Ассоциируйте клиента с первой ключевой точкой. Представь этот момент. Что там? Опиши, пожалуйста.
5.Диссоциируйте клиента с первой реперной точкой и спросите о плане. Посмотри со стороны: каков результат этого этапа? Какие действия привели тебя к этой точке? Какая там дата?
6.Продолжаем работать со всеми реперными точками (в зависимости от цели клиента).
7. Предложите клиенту встать на финальную точку проекта (цели).
Ассоциация: «Предлагаю из финальной точки посмотреть на всю линию времени, мысленно соединив весь проект в единое целое. Что еще видишь, чувствуешь?»
8. Оцени, пожалуйста, насколько сейчас видишь весь проект в целом?
9. Запишите/ назовите то действие по достижению цели, которое вы готовы сделать уже сегодня, сейчас.
Важный аспект коучинга на рабочем месте в системе среднего образования заключается в том, что в процессе работы педагог начинает верить в свою способность развивать новые педагогические навыки, меньше сопротивляется критике, начинает получать удовольствие от саморазвития.
Литература:
- Стар Дж. Лучший коучинг для карьеры: техники, советы, лайфхаки. – СПб.: ИГ «Весь», 2018.-192
- Международная программа «Профессиональный коучинг» (Е. Костюкова)
- Стар Дж. Полное руководство по методам, принципам и навыкам профессионального коучинга/ пер. с анг. – М.: Претекст, 2016.-397