Техника визуализации в работе школьного психолога (Татьяна Жаркая)

visializationТема мотивации детей к учебе традиционно является одной из самых острых для учителей, родителей, а зачастую и для самих учеников. Причин снижения интереса к учебе много и они очень индивидуальны. Сегодня существует целый ряд педагогических приемов и методов для поддержания учебной мотивации. Задача педагога — выбрать для себя приемы и методы, близкие по стилю, понятные и удобные для использования, эффективные в действии.

В этой статье я хочу рассказать о коучинговой технике, с помощью которой можно вдохновлять учеников на новые открытия, научить их поддерживать свою мотивацию и разрабатывать планы достижения целей. Эта техника может использоваться психологами при проведении индивидуальных и групповых занятий с учащимися подросткового возраста.

Один из способов поддержания мотивации клиента в коучинге — визуализация. Клиент, с помощью вопросов коуча, представляет себе картину, в которой он уже достиг желаемого результата и выстраивает шаги, которые приведут его к этому результату. Такая работа отлично вдохновляет клиентов и настраивает на действия. При этом ответственность за совершение действий по достижению результата, остается на клиенте. Задача коуча - создать пространство, в котором клиент будет взращивать свою мотивацию и вдохновляться своими будущими успехами.

Визуализация активно используется в спортивной психологии. Многочисленные исследования в этой области доказывают, что спортсмены, сочетающие физические тренировки и визуализацию показывают более высокие результаты.

В книге Кеннета Баума «Грани ума» приведено описание одного из таких исследований. В нем приняли участие 72 игрока баскетбольных команд из Хантер-колледж США. Тренировочный день группы начинался с расслабляющего упражнения и визуализации, в ходе которой игроки детально представляли, как они забрасывают мяч в корзину. В результате игроки достигли улучшения попаданий на 7%. Перемены были настолько значительными, что тренеры команд утверждали: именно в этой технике кроется причина восьми побед в оставшемся сезоне. Для исследования к игрокам подсоединили сенсоры, регистрировавшие нервную активность в ходе визуализации. Оказалось, что те же мускулы, которые активизируются во время броска, работают и когда мы просто представляем бросок.

В контексте мотивации учебной деятельности, визуализация может использоваться, чтобы помочь ученику представить те возможности, которые станут доступны после достижения определенных показателей в учебе. К созданному образу подросток может обращаться как к ресурсу в стрессовых ситуациях.

Техник визуализации много, я предлагаю познакомится с одной из них. Данная техника выполняется в 3 этапа: диссоциация, ассоциация и возвращение в «здесь и сейчас». Задача на первых двух этапах — помочь клиенту создать трехмерную картинку и максимально погрузиться в нее. Для этого задействуются 3 канала восприятия информации — визуальный, аудиальный и кинестетический.

  1. Предложите подростку увидеть себя со стороны. Представить, будто он смотрит сейчас на того себя, который уже достиг желаемого. Спросите, что видит, слышит, чувствует тот человек. Что его окружает, когда его цель достигнута. Как он и окружающие понимают, что он достиг цели? Что в нем изменилось? Что думают о нем окружающие люди, когда он такой?

  2. Теперь предложите подростку «войти» в эту картинку. Как будто тот кто достиг цели — это он настоящий. Снова попросите его описать, что он видит, слышит, чувствует, находясь в своем будущем. Что он думает о достигнутом результате. Кого благодарит.

  3. Попросите подростка вернуться в «здесь и сейчас» и рассказать, чем было полезно это путешествие в будущее. Спросите, какие выводы он сделал из этого.

Конечно, просто думать о достижении цели недостаточно, но образ привлекательного будущего, к которому можно прийти, проявив сейчас активность в учебе, позволит ребенку сконцентрировать свое внимание вокруг достижения значимого для него результата. Визуализация может стать дополнительным стимулом если у подростка вдруг опускаются руки или не хватает простого вдохновения.

С помощью этой техники можно решать задачи профориентации, подготовки к экзаменам, конкурсам и др. Для помощи в профессиональном самоопределении предложите подростку описать себя в будущем. Каким он видит себя через 5-10 лет. Для погружения в картинку, задайте вопросы по вышеописанному алгоритму. Спросите, чем он занимается, кто его окружает, какая вокруг него обстановка, где он живет, как проходит его день. Затем предложите подумать, как он этого достиг.

Вернувшись в настоящее спросите, что можно делать уже сейчас, чтобы прийти к результату, который он себе представил. Можно ли это как-то ускорить? Что может помочь, что может помешать достичь желаемого? Такой обзор поможет определиться со сферой деятельности, должностью, понять уровень притязаний подростка.

Это упражнение можно использовать при построении образовательной траектории. Можно выполнять его индивидуально, один на один с учащимся или на тренинге в парах, где участники будут рассказывать друг другу и задавать вопросы.

Приемы визуализации можно использовать в программе психологического сопровождения экзаменов. Представляя себя уверенным и спокойным до, во время и после написания теста, подросток мысленно репетирует свои реакции и свое поведение на экзамене. Образ спокойного и уверенного себя позволит перейти к обсуждению того, что поможет справиться со стрессом и волнением. Затем можно начать выстраивать шаги по достижению этого образа. При следующих встречах можно возвращаться к созданному образу желаемого результата. Это поможет подростку отследить, насколько его действия и поведение ведет его к запланированной цели. Здесь можно использовать вопросы: «как это связано с тем образом», «как твои сегодняшние действия приближают тебя к твоему образу».

Техника визуализации удовлетворяет потребность подростков в творческом самовыражении и формирует навык планирования и достижения целей. В результате такой работы ученик имеет подробный план действий с установленными сроками и привлекательную картинку перспектив, которые ожидают его после трудной работы. Важно помнить, что положительный результат от этой техники возможен только в случае добровольного участия клиента, атмосферы доверия между клиентом и коучем и безоценочности к словам клиента со стороны коуча.

Список источников:

  1. Кеннет Баум, «Грани ума» (The Mental Age).

  2. ICP Centre - Международный центр профессионального коучинга.

jarkayaТатьяна Жаркая, педагог-психолог, подростковый коуч, МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ 

Победитель Конкурса учителей на льготное обучение коучингу 

 

Добавить комментарий