Свердловская область: «По итогам обучения коучингу»

Из цикла "По итогам обучения коучингу". Мы рады представить методические разработки выпускников дополнительной профессиональной программы повышения квалификации ГАОУ ДПО СО НТФ "ИРО" «Профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода». Выпускники программы – педагогические работники различных образовательных организаций Свердловской области, внедряющие основы коучингового подхода в своих школах.  Вот первые результаты их обучения:

Порошина Елена Геннадьевна,

учитель технологии I кв. категории, МАОУ НГО «СОШ №4»,

г. Новая Ляля, Свердловская область

E-mail: waralgenniya@mail.ru

Образовательное пространство современного занятия по учебному предмету «Технология» в контексте ФГОС ООО с применением коучингового подхода

После обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Профессиональное мастерство педагога: реализация коучингового подхода» хочется поделиться мыслями о том, как вижу организацию образовательного пространства современного занятия в контексте ФГОС ООО с применением коучингового подхода.

В настоящее время инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования. Возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов - изменение структуры образовательного пространства.

Модель образовательного пространства урока в соответствии с ФГОС ООО состоит из трех основных компонентов: пространственно-предметный, технологический, социальный. Каждый из названных компонентов модели состоит из комплекса необходимых элементов. Содержательно в пространственно-предметный компонент пространства урока включены: кабинет, располагающий к эффективной работе; эстетичный наглядный и дидактический материал развивающего характера; компьютер с выходом в Интернет и др.

Технологический компонент состоит в том числе из стиля преподавания, основанного на партнёрских доверительных отношениях субъектов образовательных отношений,  личностно-ориентированных формах обучения.

Основными элементами социального компонента являются авторитетность учителя; взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями; позитивные установки на деятельность и взаимодействие; участие всех субъектов в управлении образовательным процессом; качественная результативность взаимодействия субъектов. Модель предусматривает взаимосвязь и созависимость компонентов между собой.  

Модель образовательного пространства урока, где основой является доверительное отношение к обучающимся, где учитель выступает в роли партнёра и наставника, выстраиваем с опорой на принципы коучинга:

- не поучаем ученика, а доверяем его знаниям;

-не оцениваем, а принимаем;

 -не критикуем, а интересуемся;

-организуем не шум, а обучающую тишину на уроке;

-проявляем максимальную недирективность (без советов, указаний, прямых команд).

Ведущей педагогической технологией учебного предмета «Технология» является проектирование. Формирование культуры проектирования как одного из компонентов технологической культуры – главная задача предмета «Технология».

Учебное проектирование в рамках предмета «Технология» запланировано как ряд проектов, реализуемых в рамках школьной программы. Обучающиеся на протяжении учебного года выполняют учебные проекты по разным темам в 5, 6, 7 и 8 классах.

Для организации допроектного этапа планируем использовать структуру организации этого этапа, преддоженную Ириной Аняновой, коуч ICF, разработанную ею на основе моделей и подходов автороской школы Ольги Рыбиной MCC ICF (программа "Коучинг: возможности без границ" ICP centre). Я уже включила в свою рабочую программу такую организацию допроектного этапа и сейчас разрабатываю инструкции для учащихся по этому этапу в раздел "Проекты. Как учиться?" портфолио ученика.

Мне кажется, что при реализации курса "Технология" такая модель может быть эффективна для развития личностных результатов и формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных умений учащихся.

Приведу структуру, предложенную Ириной Аняновой в пособии для школ «Новые компетенции учителя через призму ICF».

Структура допроектного этапа на основе моделей коучинга

Планирование и постановка целей проекта

Первые шаги и действия (проба)

Обратная развивающая связь на зоны РОСТА

Сверка

Модель ОКО: обзор, конкретизация, определение результата

Техника «Сильных вопросов», Модель развития логического мышления «Пирамида логических уровней»

Модель «Гамбургер»: ТриЗ, ТриО

Модель «Шкала» в экспресс формате

Обзор (модель Т):

своеобразное колесо обозрений (метафора Л. Евпловой АСС ICF), которое позволяет ученикам подняться над их планируемым проектом, просмотреть все задачи, возможные проектные идей (этап обзора записываем на ватмане «Колесо обозрений», или каждый прикрепляет свои стикеры-идей). Расширяем осознанность участников проекта через вопросы модели Т «а что еще? Еще что-то? а что важнее? еще что-то? и тогда, что здесь самого важного?

приоритетного? а что больше всего вас (тебя) продвинет?

Преимущества модели Т на этапе обзора очевидны: ученики видят разные цели, разные пути, разные идеи и на расширение осознанности могут фокусироваться по приоритетам.

Какие варианты решения есть?

Какие есть идеи?

Как именно будет осуществлена эта идея? С кем? Когда? Где? Как?

И кто вы в этом проекте? Как распределены роли?

Что может помешать?

Какие преимущества уже сейчас есть? Какие видите еще?

Что будет первым шагом? Когда этот первый шаг?

Что вы готовы сделать прямо сейчас?

Как вы готовы это сделать?

ТриЗ, ТриО (заметила, спросила разрешение, поделилась фактом или ощущением, задала вопрос):

ТриЗ: заметить факт, спросить разрешения поделиться им и задать сильный вопрос:

- разрешите поделиться теми фактами, которые слышу?

- озвучиваю факт-утверждение;

- и как вам это? И как вам эта картинка?

Делюсь чужими фактами.

ТриО: заметить свое ощущение и не скрывать его, спросить разрешения поделиться им и задать сильный вопрос:

- у меня тоже родилась идея? интересно услышать?

- озвучиваю свою идею как утверждение;

- и как вам эта идея?

Делюсь своими ощущениями (идеями, версиями, гипотезами).

Используется вопрос: насколько ты (вы) приблизился (ись) к результату?

Конкретизация

SMART (умные цели):

А что конкретно хотите?

Это достижимо?

А какие возможности есть?

А это реально?

Как измерять планируете? Каковы критерии, показатели?

К какому сроку? И если этот план берете, как изменится Ваша жизнь?

И что тогда с проектом?

Определение результата

МодельТ, SMART

Как я учитель могу быть полезен Вам? На каком этапе достижения цели?

Как видите работу со мной?

В какой срок? Насколько часто необходима обратная связь от учителя?

Соблюдаемые правила при обратной связи (автор Ольга Рыбина):

1. КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

1. Начинать с того, что получилось.

2.Говорить, опираясь только на факты.

3.Что можно сделать по-другому.

Будьте вкладом в своих одноклассников!

КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

1.Принять.

2.Задать уточняющие вопросы – как ты понял, приведи пример.

3.Сказать спасибо.

4. Отметить в зону роста в «Портфолио».

Целевая значимость - выбрана приоритетная цель проекта, критерии конечной цели проекта определены, ест план сотрудничества с учителем и другими взрослыми.

Целевая значимость - поиск решений, список возможностей и этап внедрения в жизнь, первые шаги.

Целевая значимость – получить обратную связь от партнёра, команды, группы, взрослого для дальнейшего развития проекта – своеобразный импульс развития по правилу: критикуешь – предлагай!

Целевая значимость – проведение сверки по достижению к результату.

Неоценимую роль в педагогической поддержке ученика в проектной деятельности играет система формирующего оценивания в таком продукте как «Портфолио ученика». Именно поэтому весь допроектный этап фиксируется в портфолио ученика раздел «Проекты» (все изменения заносятся учеником, включая «зоны роста», коучинговую беседу и фактические подтверждения «Кванториум жизнеспособных проектных идей»).

Коучинговый подход поможет развить мотивацию к учению каждого, вдохновить на творчество каждого! После обучения на программе вся наша команда учителей точно вдохновилась на применение коучингового подхода в школе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Якупова Л.В.

учитель географии, МБОУ СОШ № 24

 г. Нижний Тагил, Свердловская область

Урок по географии в 5 классе по теме  «Человек и гидросфера»

После обучения на программе повышения квалификации «Профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода» я разработала сценарий урока по географии в 5 классе с использованием коучингового подхода.

Цели урока: обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Водная оболочка  Земли»; способствовать развитию познавательной активности, формированию коммуникативной культуры; экологическому воспитание,  воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.

Планируемые результаты

Предметные:  обобщение знаний о гидросфере, выяснение экологических проблем гидросферы и находить различные способы их решения, приводить примеры стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий человека в чрезвычайных ситуациях,  умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы

Метапредметные:

- умение анализировать, сопоставлять, делать выводы на основе обобщения знаний,  самостоятельно приобретать новые знания и формировать умения;  устанавливать причинно – следственные связи между использованием воды человеком и её количеством на Земле; строить логические рассуждения о значении гидросферы для жизни человека.

Личностные: осознание ценности воды для живых организмов (в том числе и для человека); понимание необходимости предотвращения загрязнения водоёмов Земли; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Материалы и оборудование: листы формата А4, учебник по географии 5 класс (Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015.), цветные карандаши или маркеры

Используемые методы:

  1. «Колесо знаний» по теме «Водная оболочка земли», шкала.
  2. «Открытые вопросы».
  3. «4 вопроса планирования».
  4. Модель «Т» (Майлз Дауни)

Ученики получают схему «Колесо знаний» по теме «Водная оболочка Земли»

В начале урока предлагаю учащимся на «Колесе важности» («Колесо знаний по теме «Водная оболочка земли» выдано каждому ученику) в течение 5-ти минут написать все термины и понятия, связанные с водной оболочкой Земли, которые они помнят с предыдущих уроков.

Затем в парах обсуждают то, что вспомнили и дописывают в своё «Колесо» отсутствующие у них понятия, что услышали от соседа по парте. Дальше объединяют понятия в группы и каждой группе дают название (3 мин.) Просим 1 – 2 учащихся озвучить, какие группы получились; какие еще группы есть? (дополнение 1-3 учащихся по желанию).

Просим встать тех учащихся, у кого получилось 2 группы; 3 группы; 4 группы; 5 групп и т.д. (в качестве физкультминутки).

Задаю вопрос учащимся: «Как вы поймете, что в своем колесе отразили все понятия (вопросы), касающиеся водной оболочки Земли?»  (ответы учащихся)

Предлагаю посмотреть видеофрагмент «Вода основа жизни» и после просмотра задаю несколько вопросов: какие вопросы (понятия) отсутствуют на вашем «колесе знаний»?

- еще что? Что-то еще?

- что из перечисленного вызывает наибольший интерес?

- и, тогда как?

Как вы можете расширить свои знания по вопросу взаимодействия человека и гидросферы?

Предлагаю вам открыть текст параграфа 19 в учебнике, ознакомиться с ним и дополнить своё «Колесо знаний» (10 мин). Обсудите в группе по 4 человека, какие дополнения внесли, внесите корректировку (если необходимо).  Спрашиваем 1 -2 человек из разных групп.

Далее я предлагаю ученикам оценить свои знания и умения в каждой области своего «колеса знаний» на данный момент (по шкале от 1 до 10: 1 – знаю несколько понятий, но затрудняюсь объяснить; 10 – знаю все понятия, могу объяснить, придумать задание по теме и т.д.) и раскрасить области своего знания.

Что у вас получилось?

Далее прием  «4 вопроса планирования».

  1. На каком колесе вам было бы комфортно ехать?
  2. Как вы можете достичь этой цели? Ответы на этот вопрос прошу записать на листочках или рядом с «колесом знаний».

  Прошу 1-3 учащихся, по желанию, поделиться тем, что написали.

  1. Почему это важно для вас?
  2. Как вы поймете, что достигли цели?

В конце урока я задаю вопрос:

Что самое важное (полезное, ценное) было сегодня на уроке для каждого из вас?

Домашнее задание: на следующем уроке у вас контрольная работа по теме «Водная оболочка Земли», запишите себе те параграфы, которые вы считаете необходимо повторить, учитывая ваше «Колесо знаний»; по желанию можете составить кроссворд на эту тему – минимум 15 слов или тест из 10 вопросов с 4-мя вариантами ответов.

В конце урока: «Благодарю вас за проделанную работу!»

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Агешина Елена Андреевна,

учитель физической культуры, МАОУ СОШ №1,

город Кировград, Свердловская область.

Мой самый первый опыт применения «стикера важности» на уроке физической культуры

После курсов «Профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода» я планирую провести для 10 класса «колесо важности», вопрос будет самый простой, почему необходимо заниматься физкультурой?

Для реализации этого приема необходимы стикеры, маркеры и ватман, на котором расчерчено колесо важности (4 квадранта).

Каждый ученик берёт по три стикера и пишет то, как он понимает вопрос. Такой подход поможет каждому написать то, что он считает важным для себя, так как не всегда ребёнок может высказать своё мнение на уроке. Также «Колесо важности» планирую применять при выявлении ожиданий, запросов учащихся на урок (пишут на стикерах, каковы их ожидания), в конце урока использую как рефлексию: «если ожидания оправдались, то можно забрать свой стикер», если стикер остался, то с этими детьми планирую проводить беседу в коучинговом формате с использованием модели Т (Майлз Дауни) и инструментом - SMART цели, от этого будет зависеть выбор домашнего задания для этих учеников.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Коновалова Алена Сергеевна,

 учитель информатики, МОУ СОШ № 36

г. Нижний Тагил, Свердловская область

Применение инструментов коучингового подхода к домашней работе учащихся

После обучения на курсах повышения квалификации по образовательной программе «Профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода».

Я применила инструменты коучингового подхода в работе учителя информатики к домашней работе.

Как известно, развитию познавательной активности учащихся на уроках способствует правильно организованная домашняя работа. Домашнее задание обычно задаётся практически на каждом уроке, но очень часто этот этап урока ограничивается только информацией о том, что нужно сделать. И ученики, получив домашнее задание, либо не выполняют его, либо выполняют формально, «чтобы учителя не ругались, а родители не придирались» или наоборот!.. Но бывают случаи выполнения большой учебной работы дома без официального задания учителя.

Так в чём же дело? Чем объяснить столь различное отношение детей к выполнению домашней работы? Оказалось, это можно объяснить рядом факторов, например:

- уровнем развития чувства ответственности школьников за свой учебный труд;

-системой контроля выполнения домашнего задания со стороны учителя и родителей;

-осознанием или неосознанием целесообразности данной работы, быть важной, значимой или не быть таковой для ученика и так далее.

Но самое главное, домашняя работа должна быть посильной для каждого ученика, вызывать интерес и обеспечивать некоторое продвижение школьника в приобретении знаний и собственном развитии.

Поэтому, работая в классах со слабыми учащимися, я поняла, что для того, чтобы дети начали выполнять домашнее задание, оно должно быть им понятно. Ученики не только должны понимать, что нужно выполнить, но и как выполнить домашнее задание. Это не значит, что учитель сам должен рассказать ход выполнения домашнего задания. Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения и рекомендации. Отсутствие этого этапа ведёт к проблемам в выполнении домашнего задания, пробелам в знаниях и неуспеваемости.

Чтобы понять, какое задание лучше давать детям, чтобы они его понимали и выполняли, я воспользовалась анкетой с применением «сильных вопросов».

Вот текст анкеты.

Продолжи предложение (выбери то, что тебе более близко):

- я не делаю домашнее задание, потому что….

-я не хочу делать домашнее задание, потому что…

-я делаю домашнее задание время от времени, потому что…

-я делаю домашнее задание регулярно, потому что…

-мне нравится выполнять домашнее задание, потому что…

  1. Каким должно быть домашнее задание, чтобы тебе его хотелось делать? Опиши.
  2. Сколько времени ты хотел бы уделить выполнению домашнего задания по информатике?
  3. Как ты поймёшь, что домашнее задание сделано в необходимом объёме и на ту оценку, какую ты себе запланировал? _
  4. Как бы ты хотел себя поблагодарить за выполнение домашнего задания?
  5. Представь, что ты тот, кто регулярно и правильно выполняет домашнее задание. Что это тебе даёт в будущем? Какие перспективы открывает?
  6. Итак, какое домашнее задание я (учитель) должна вам (ученикам) задавать, чтобы вы его выполняли? Опиши.

Ответы, конечно, были вначале самыми разнообразными, но потому - то вопросы и «сильные», что заставляют ребёнка задуматься и иначе взглянуть на себя, своё отношение к учёбе, к занятиям и выполнению домашнего задания. И он видит искреннее желание учителя помочь ему. И начинает двигаться навстречу! Пять принципов Милтона Эриксона работают и изменения неизбежны!

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Корабухина Елена Александровна

Мясникова Светлана Сергеевна

Невмержицкая Людмила Викторовна

Шешукова Марина Николаевна

МАОУ СОШ №20

п. Баранчинский, г. Кушва, Свердловская область

Внеурочное профориентационное занятие «На пороге взрослой жизни» (9 класс) 

с использование коучингового подхода

          После обучения на курсах «Профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода» наша команда разработали внеурочное занятие для 9 классов  с использованием инструментов коучингового подхода.

Подход с позиции коучинга поможет учащимся:

Обрести веру в себя, в свои силы;

Отделить главное от второстепенного (приоритеты и важность).

Смотивировать на достижение собственных целей.

Создать среду поддержки, безопасности и доверия за счет недирективности, опоры на факты и безоценочность.

Работать в принятии.

  1. Организационный момент. Мини-тренинг «Кто я», с использованием открытых вопросов

- Ребята, ответьте каждый сам себе на вопрос «Кто я?»

- Что для вас сегодня является самым значимым?

- А завтра?

- А во взрослой жизни?

- А как сегодня вы можете начать путь во взрослую жизнь?

- Какое место во взрослой жизни занимает профессиональный выбор?

- Как уровень образования влияет на получение профессии?

- На сколько это важно для вас?

У вас на столах лежит Шкала достижений. Назовите эту шкалу, относительно позиции контроля "Шкала контроля". Предлагаю Вам отметить на шкале от 1 до 10 насколько под контролем сегодня ваша цель.

  1. «Колесо профессионального выбора»:

Предлагаю создать  «колесо профессионального выбора», которое поможет выявить пробелы в знаниях и спроектировать маршрут, линию времени до удовлетворенности результатами. В процессе работы в «Колесо» вносятся добавления, корректировки, изменения.

Рисуем «Колесо», заполняем его по ощущениям учащихся. Дальше смотрим, на что надо обратить внимание, почему.

Например, секторы такие:

1.Семья, и их мнение на профессиональный выбор:

2.Требования к будущей профессии:

3.Склонности и интересы:

4.Способности, знания и умения:

5.Профессиональный план:

6.Критерии выбора профессии:

Затем задать учащимся ряд открытых вопросов, чтобы подвести к «Линии времени».

  1. Вы заполнили колесо профессионального выбора, определили важность и приоритеты цели, дальше предлагаю составить план к колесу вашего профессионального выбора по стратегии Уолта Диснея - этап ролевой игры.

 - Побудьте мечтателями. Представьте себе вашу цель, мечту такой, как если бы вы ее уже достигли. Как это? Опишите эту картинку? Делайте это максимально подробно со всеми деталями.

Где Вы находитесь? Кто есть рядом с Вами? Что Вы делаете?

Что Вы говорите себе, когда достигли своей цели?

Что Вам говорят другие люди?

Какие чувства вы при этом испытываете?

Что изменилось в вашей жизни? Чему вы научились? Что нового вы умеете? Что в нее добавилось?

Напишите, чем важна для вас эта цель? Что даст вам ее достижение? Для чего вам нужно достигать ее?

Кем Вы станете, когда достигнете своей цели?

Для кого еще это может быть важно?

- После того, как идеи собраны (цели сформулированы), можно перемещаться «на стул» реалиста. Итак, глядя на получившуюся картинку, давайте добавим ей реализма. Разложим цель по смарт-критериям (умные цели, иногда детям говорим: "Предлагаю поумничать").

Что необходимо для достижения Вашей цели?

Какова последовательность Ваших действий?

Что необходимо Вам в первую очередь?

Сколько времени необходимо на реализацию?

Какие нужны ресурсы для реализации этой идеи?

Какие из них у Вас есть уже сейчас? Какие еще необходимо приобрести? Какие знания, навыки, способности Вам понадобятся?

Кто может поддержать Вас в достижении цели?

- Когда наброски плана составлены, переходим к роли критика.

Оцените ваш план.

Насколько он реализуем? Что (кто) может помешать? Что можно добавить? Еще что-то? Что-то еще? И тогда?

Кому может не понравиться Ваша идея?

Что может остановить Вас в достижении цели?

Кто может помешать достижению цели?

Какие еще моменты не были учтены в плане?

Возьмите это конкретное возражение и вернитесь с ним к реалисту.

Предлагаю внести изменения в план. Дальше все ученики презентуют свои планы в группах. И когда все будет готово, взгляните на свой получившийся план целиком. Какой самый первый шаг вы готовы сделать? К какому сроку? И что уже хочется сделать? А это реально? А что конкретно? Еще что-то? И тогда Ваш первый шаг?

Удачи вам и новых свершений!

          4. Далее можно создать «поддерживающую среду», если возникнут трудности, на каком-либо этапе. Определяются с учащимися границы «поддерживающей среды».

В чем необходима Вам поддержка?

Кто может Вас поддержать?

Как  я  Вас могу поддержать?

Насколько необходима от 1 до 10 моя поддержка?

Кто или что еще Вас может поддержать?

На каком этапе Вас важно поддержать?

         Для принятия решения, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

         В конце проводится рефлексия для выявления уровня понимания сути занятия и своего продвижения. Ученики  готовятся ответить на вопрос «Зачем я это делал?» Насколько я продвинулся к результату? Достиг ли я чего хотел?» Что нового узнали о себе? Что полезного (ценного, важного) было для Вас?

Благодарим вас за хорошую работу и внимание.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Сыропятов Е.А.,

преподаватель физики, техникум «Рифей»,

г. Екатеринбург

  Факультативный урок по физике для студентов

После обучения на курсах повышения квалификации по программе «Профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода»  мной, Сыропятовым Евгением Александровичем, была составлена методическая разработка урока на основе коучингового подхода.

Разработан факультативный урок по физике на тему «Создание плана стенда «Схема электроснабжения квартиры». В ходе урока используется стратегия Уолта Диснея.

Урок начинается с постановки проблемы отсутствия способов тренировки на практических занятиях способов соединения и включения в работу реальных электрических приборов, используемых в квартире. Для решения этой проблемы преподаватель в начале урока предлагает идею разработать специальный стенд по электроснабжению двухкомнатной квартиры (состоящей из коридора, кухни, туалета, ванной и,собственно, двух комнат).

Стратегия Уолта Диснея – это своего рода ролевая игра, в которой учащиеся последовательно анализируют решаемую проблему (с позиций творческой, когда можно помечтать, реалистической- когда нужно составлять реалистичный план достижения мечты, и критической, когда рассматриваются возможные «подводные камни» проекта. Как и предполагает выбранная стратегия, группа ребят 5-7 человек, посещающих факультатив последовательно работает с четырьмя ватманами. Цель, которую они хотят достичь: готовый проект для практической реализации стенда (дополнительное комбинированное факультативное практическое занятие: физика и технологии; в данной разработке не отражено)

Для урока заготовлены четыре ватмана:

- «Мечтатели» (в позиции мечтателей ребята отметят, какие электроприборы они хотели бы установить на стенде – тут может быть всё от выключателей до подогревателей, вентиляторов и т.п.)

- «Реалисты» (в этой позиции ребята внимательно рассмотрят список оборудования, распределят его по месту расположения)

- «Критики» проверят, что реально по габаритам можно разместить, что можно позволить себе по цене.

- «Презентаторы» в конце урока представят итоговый проект.

Практическая реализация будет проводиться на последующих занятиях после закупки необходимого оборудования.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Дударева Марина Александровна,

учитель начальных классов,

Михайленко Алла Сергеевна,

учитель иностранного языка, 

МАОУ НГО «СОШ № 4»

г. Новая Ляля, Свердловская область

Учимся учить в коучинговом подходе

После обучения на дополнительной профессиональной программе «Профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода» мы разработали план урока с использованием коучингового подхода. Этот подход помогает учителю ответить на извечный школьный вопрос: «Как учить на уроках, чтобы всем хотелось учиться и, чтобы все учились успешно?»

Даже опытному педагогу данный подход позволит значительно сократить затраты времени и сил для получения желаемых результатов – совокупность предметных, метапредметных (УУД) и личностных результатов.

 Урок по теме «Где обитают живые организмы»

Это урок с одной проблемой, так как вводилась одна закономерность - живые организмы обитают на пересечении сред.

Структура урока такова, выделяются 6 этапов:

  • мотивационный
  • актуализация знаний
  • постановка проблемы
  • поиск решения
  • итог урока
  • рефлексия

Прокомментируем более подробно каждый из этих этапов.

Мотивационный этап.

На данном этапе задаём 4 «сильных» вопроса на мотивацию и первичный план освоения темы, которые способствуют включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу» и «могу»), а также созданию условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность:

  1. Какой результат ты хочешь на данном уроке?
  2. Как поймёшь, что достиг результата?
  3. Почему этот результат так важен для тебя сейчас?
  4. Как можешь достичь этот результат за 40 минут?

Этап актуализации знаний.

 - этап воспроизведения, проговаривания изученного материала, который повторялся, и необходим для изучения новой темы.

Следующий этап урока - постановка учебной проблемы, он начался с создания проблемной ситуации. Был театрализован спор учеников класса, которые высказывали разные мнения по поводу того, где же обитают живые организмы, то есть была создана проблемная ситуация с разбросом мнений. Затем учитель начал с классом побуждающий диалог.

- Так о чём же спросили наши ученики?

- Какой у нас возникает вопрос?

В результате дети успешно сформулировали тему урока, и она была открыта учителем на доске.

Этап поиска решения был выполнен через выдвижение и проверку гипотез. Учитель выбрал одновременный вариант выдвижения гипотез, т. е. все гипотезы высказывались сразу, и только после этого дети переходили к шагу проверки. Для того чтобы дети высказали гипотезы, учитель предложил классу картинки с изображением разных животных. Учитель разворачивает побуждающий диалог.

- Так как вы думаете, в какой среде обитает каждое из животных, изображённых на картинке?

Дети высказали три гипотезы:

  1. каждое животное обитает в своей среде
  2. животные обитают на пересечении двух сред
  3. животные обитают на пересечении всех трёх сред.

Учитель резюмирует

- Итак, нами были высказаны несколько гипотез.

После этого наступает шаг проверки гипотез. Проверка гипотез осуществлялась в групповой работе. Учащимся каждой группы был предложен текст с описанием одного из животных, изображённых на картинках. Задание группы состояло в том, чтобы подобрать из текста факты, которые доказывают или опровергают высказанные детьми гипотезы. Озвучивание групп проводилось в полном составе. Дети выступали в определённой логике

  мы прочитали текст...

  мы нашли следующие факты...

  мы пришли к выводу...

Мы посмотрели работу шести групп в режиме реального времени. В итоге все картинки нашли своё место на пересечении трёх сред. Таким образом, в результате поиска решения дети приходят к выводу, что большинство животных обитает на пересечении трёх сред. Далее был озвучен вывод, дети освоили новое определение биосфера.

Рефлексия.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка деятельности учениками на уроке, осознание метода построения, границ применения нового знания; соотнесение цели и результатов деятельности + самооценка результатов деятельности.

На данном этапе используем модель «Гамбургер» (автор Ольга Рыбина ММС ICF) - обратная связь через ощущения учителя:

  1. Можно мне поделиться своими ощущениями? Мне кажется, вы проделали большую работу. Что вам помогло в этом?
  2. Вы пришли к выводу о том, что живые организмы живут на пересечении трёх сред. Что помогло Вам прийти к единому мнению?
  3. Что нового открыл сегодня на уроке для каждый из Вас ?

   - Что важного …. Что ценного ...полезного… ? И тогда, что домой … (домашнее задание).

В завершении фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяются шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Применение коучингового подхода (техники сильных вопросов) на уроке позволяет нам верить в то, что путь к успешному образованию детей идёт только через результативность каждого шага на уроке.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Паньшин Алексей Валерьевич,

учитель истории и обществознания, классный руководитель 5 класс, МАОУ СОШ №1

г. Кировград, Свердловская область

Использование коучингового подхода в работе классного руководителя

После курсов «профессиональное мастерство современного педагога: реализация коучингового подхода» я планирую провести вн6еклаассное мероприятие в 5 классе.  Задачи мероприятия следущие: обсудить различные аспекты жизни школы; определить причины возникающих разногласий, конфликтов, конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, особенности адекватного выражения своих чувств и переживаний; развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимоотношения, социальной восприимчивости, доверия; создать проект.

Ход мероприятия.

Здравствуйте,  психологический настрой через прием «Подари улыбку»

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.  

Ребята, сегодня мы будем говорить о школе, о наших насущных проблемах, о том, чтобы вы хотели изменить, добавить, а что вам нравится в нашей школе, что достойно уважения и продолжения традиций.

Перед вами колесо школьных дел. Предлагаю вписать в него те области нашей школьной жизни, которые важны для вас (на рисунке примерный перечень).

Оценим каждую область от 1 до 10. По каждой области – что для вас «10» на этот временной период? Какая степень удовлетворённости сейчас от 1 до 10? И что вы замечаете, глядя на колесо? Какая область западает?  Будет ли крутиться такое колесо? Что для этого нужно сделать? Какие будут первые, самые лёгкие шаги для изменения?

Я сейчас предлагаю попробовать сделать эти шаги.

Деление на группы: учитель  предлагает взять карточки, с обратной стороны которых написаны слова: «учащийся», «учитель» «родитель».

Постановка проблемной ситуации:

Учитель: Однажды в школе произошёл очень серьёзный конфликт между учениками и учителями. Этот конфликт был настолько серьёзным, что в какой-то момент учителя и ученики разошлись в разные стороны, не желая больше общаться друг с другом. Их обида была очень сильной, но вскоре ими овладело желание изменить ситуацию, и у них возникла потребность встречи, они почувствовали и осознали, что они не могут друг без друга, конфликтное положение тяготит обе группы.

Уважаемые «учителя», «родители» и уважаемые «ученики».  Первое, что вам необходимо сделать, - определить причины возникшего конфликта.  Второе, написать письмо-обращение друг к другу, определяющее пути примирения (группа «Учителей» - с точки зрения учителей, группа «Родителей» - от имени родителей и т.д.). (Предполагается использование метода «мозгового штурма»)

Каждая группа доказывает свой путь примирения, приводя аргументы «за» и «против».

Затем группы представляют свои письма-обращения. После чего, группы меняются ролями и доказывают свой путь примирения с другой позиции. И так далее. Когда каждая группа пройдёт все этапы (учитель-ученик-родитель), все группы объединяются в одну под названием «Образовательное сообщество».  Задача объединённой группы создать общий проект «Новая школа» (взаимоотношение педагогического и ученического коллективов, практических шагов к реализации проекта).

Представление проекта «Новая школа».

Рефлексия:

 - Что особенно понравилось в ходе работы, особенно запомнилось?

 - Что радует, впечатляет, волнует, наводит на размышления в содержании представленных проектов?

 - Как можно охарактеризовать психологическую атмосферу встречи?

 - К какому осознанию вы сегодня пришли?

По шкале от 1 до 10 оцените насколько понравилась наша сегодняшняя встреча.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий