Любимое дело. Часть 1. Статья Людмилы Зуевой

Через четыре дня начнется третий модуль программы «Наука и искусство трансформационного коучинга».  Много положительных изменений произошло в моей жизни благодаря коучингу. Хочу выразить искреннюю благодарность Наталье Гульчевской, Галине Дерябиной, тренерам Максиму Ошуркову, Денису Сычу за возможность окунуться в океан коучинга и не утонуть в нем, познакомиться с увлеченными, творческими, активными людьми, за помощь стать профессиональным коучем вначале пути, за веру в меня.

rostok

Вначале 2014 года, изучая книги по коучингу, задумалась, а что для меня значит «любимое дело». Однозначно — профессия учителя, любимая работа – колледж.

А если на 10 из 10? И возможно все!

Центр по подготовке к сдаче ВНО (Внешнего независимого тестирования), дополнительные занятия по школьным предметам.

А еще?

Детский центр с развивающими занятиями.

А еще?

Тренинговый центр для подростков.

Но как делать, что делать, с чего начать? И на помощь опять пришел коучинг.  Представь, что все возможно…  Что бы сделала? С чего начала? А что еще могла бы сделать? Как это можно сделать?

Начала с изучения юридических вопросов: легальность, документация, налоги. Потом очертила пять  направлений работы:

—        квалифицированные сотрудники,

—        реклама,

—        помещение,

—        мебель,

—        методическое обеспечение.

Затем, каждое из этих направлений рассмотрела отдельно.

Квалифицированные сотрудники.

Что значит «квалифицированные сотрудники» на 10 из 10?

Отлично знающие свой предмет, ведь подготовка к поступлению в ВУЗ подразумевает высокий уровень знаний. Умеющие  понятно объяснить учебный материал,  знающие и правильно применяющие эффективные методы обучения, любящие свою профессию, творческие, коммуникабельные.

Где и как найти таких сотрудников? Как проверить их компетенции?

Здесь пришли на помощь вопросы: а еще? а если бы знала ответ?

Вскоре сформировались новые задачи: подготовка заданий и тестов для проверки знания предмета преподавателем, подготовка вопросов для собеседования, разработка должностной инструкции, проведение открытого занятия.

Реклама.

Каков портрет моего клиента, какая целевая аудитория?

Как создать действительно продающую рекламу?

Где размещать, исходя из портрета клиента и целевой аудитории?

Как этот процесс (рекламу) отслеживать, оценивать эффективность?

Помещение на 10 из 10.

Каким критериям оно должно соответствовать?

—        Оптимальная площадь, количество отдельных кабинетов;

—        соблюдение санитарных и противопожарных норм;

—        место расположения;

—        стоимость.

Мебель.

Какая именно?

какое количество?

цена/качество?

где покупать?

Вопросы с помещением и мебелью решились относительно легко. А вот в решении задач с сотрудниками и рекламой помогли книга Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра» и 5 принципов Милтона Эриксона.

Недавно, перечитывая книгу Тимоти Голви в третий раз в электронном варианте, поняла, что срочно надо купить бумажный вариант и иметь всегда под рукой.

Принципы Милтона Эриксона выписаны в ежедневник:

1 принцип — со всеми все ОК. Наверное, для меня самое важное помнить, что со мной тоже все ОК;

2 принцип — у человека уже есть все необходимые ресурсы для решения его задач. Значит надо просто найти решение задач.

3 принцип – в основе каждого поступка лежит позитивное намерение. Значит и отношение к людям должно быть позитивным и доброжелательным.

4 принцип — изменения неизбежны. Значит, они обязательно будут, надо идти вперед, пробовать, экспериментировать, творить.

5 принцип — человек всегда делает наилучший выбор из доступных для него возможностей. Поэтому не стоит себя и окружающих «пилить» за решения, которые не привели сразу к цели.

Методическое обеспечение.

С методикой определилась почти сразу – внедрение коучинговых технологий.

Зачем?

Для того чтобы процесс обучения стал для каждого личностно значимым, был понятным, а результат ясным и достижимым.

Первым этапом было общение и работа с коллективом в формате коучинга: методсоветы «Хороший учитель. Кто он?», «Урок как внутренняя игра», «Коучинг в образовании. Миф или реальность?», на которых выяснилось, что учителя на интуитивном уровне уже используют некоторые коучинговые технологии.

 

Второй этап – сделать конечную цель как можно более ясной, и выявить мотивацию для достижения этой цели, расставить приоритеты. В этом пришел на помощь тренинг «В поисках призвания» на котором подросток:

—        узнаёт основные типы профессий и каждую примеряет на себя;

—        исследует свои способности, интересы, наклонности;

—        выводит для себя формулу собственного успеха;

—        ставит цель и обозначает этапы ее достижения;

—        повышает самооценку и коммуникативные навыки;

—        готовится к самостоятельному и ответственному шагу выбора профессии.

Третий этап — создание по каждому предмету «Колеса знаний»,  которое помогает ученику увидеть весь необходимый объем знаний.  С помощью тестов и заданий оценить уровень своих знаний на текущий момент, понять, что именно нужно исправить, изменить, выучить и почему, каких результатов добиться. Роль учителя — понять, что хочет ученик, и помочь ему этого добиться.

Первые результаты: ученики, видя, что получают больше возможностей контролировать себя,  проявляют больше инициативы и  творчества для достижения цели.

Четвертый этап – четкое расписание этапов изучения по времени и шагам. Каждый ученик знает, какой объем нужно выучить, решить и к какому сроку. Определяет, как он может это сделать, какими методами, кто может помочь.

Этапы реализованы, результаты получим после сдачи учениками Внешнего независимого тестирования.

На сегодняшний день есть репетиторский центр «РОСТок», «Детский центр «Росточек» и тренинговый центр «РОСТ» http://r-center.com.ua/

Вчера провели  очередной тренинг для родителей «Мудрые родители» (а это уже 11, а не 10).

А какое любимое дело у вас?

А на 10 из 10? И возможно все…

 

Автор: Людмила Зуева,

Победитель Конкурса учителей МЭУК на льготное обучение коучингу.