Создание поддерживающей среды для обучающихся

Автор

Мария Ермакова

Тренер – преподаватель АНО ДПО МИРНО
Профессиональный Эриксоновский коуч (МЭУК, Москва), победитель конкурса учителей на обучение коучингу

Как часто мы даем задание неуспевающим ученикам в конце триместра или на каникулы: «Выучи эти пять тем, расскажешь и получишь свою «3». «Договорились?»  «Договорились!» Приходит в назначенный день, и рассказать может либо с большим трудом, либо совсем не может. Учитель в недоумении: вроде пошел ему навстречу, двадцать тем сократил до пяти, а он не ценит… Да, все он ценит, только не может справиться самостоятельно и боится в этом признаться. Как легко сказать – выучи пять тем. А как это сделать, если он в ней мало что понимает? Вы пробовали учить, что-то из чуждой вам области знания, где каждое слово требует расшифровки?

Ну, например, попробуйте выучить:

Вулканизационная сетка имеет сложное строение. В ней наряду с узлами, в которых соединяются две макромолекулы (тетрафункциональные узлы), наблюдаются также полифункциональные узлы (соединение в одном узле нескольких макромолекул). Свойства сеток зависят от концентрации поперечных химических связей, их распределения и химического строения, а также от средней молекулярной массы и ММР вулканизуемого каучука, разветвленности его макромолекул, содержания в сетке зольфракции и другие ... (http://www.xumuk.ru/encyklopedia/838.html)

Да, конечно, учитель на уроке все это объяснял, помогал ученикам выполнять различные задания по теме, чертил схемы для лучшего запоминания, отвечал на вопросы и много что еще. А вот именно этому ученику или группе учеников не откликнулось. Причины могут быть разными: не понимает, зачем ему это надо, не интересно, нет привычки слушать, нет усидчивости и концентрации внимания, нет наработанной практики выучивания, и просто нет должных предметных знаний (то есть причины такого поведения тоже делятся на личностные, метапредметные и предметные). Что делать в таком случае учителю-профессионалу - вопрос непростой. Для меня ответ таков: важно воспринять подобную ситуацию как вызов для себя и постараться сделать все, чтобы и эти ученики чувствовали себя «в теме», приобрели полезные навыки, которые они смогут использовать и в других сферах своей жизни, и овладели учебным материалом на доступном им уровне.
И главные мои инструменты в работе над подобным вызовом  – уважение, вера и поддержка.

Создавать поддерживающую среду для обучающихся – это важная задача учителя-коуча. Когда у обучающегося есть «плечо», и он понимает, как это можно выполнить и к кому обратиться в случае трудностей, то его мозг успокаивается и позволяет видеть ресурсы для продвигающих действий.

Позвольте поделиться с вами, в чем для меня заключается качественная поддержка обучающихся:

  1. Договариваясь с обучающимся о сдачи какого-либо задания, важно помочь ему прояснить смысл выполнения и составить видение того, что будет, если он это сделает.

 

- А что ты приобретешь, если выполнишь это задание?
- Как ты себя будешь чувствовать, когда ты получишь положительную оценку?
- Что ты увидишь вокруг себя, когда ты хорошо ответишь?
- Что ты услышишь, когда ты поймешь, что справился?
- Кто ты там для себя?
- Кем ты будешь для других?
- Что тогда станет для тебя возможным, когда ты с достоинством пройдешь этот этап?

 

  1. Далее важно помочь обучающемуся представить, что это реально.

 

- А представь, что ты уже это сделал, как тебе это удалось?
- Какие твои способности тебе помогли это выполнить?
- Сколько времени тебе понадобилось для этого?
- Что ты делал каждый день, чтобы этого достичь?
- К кому ты обращался за помощью?
- Где еще ты искал информацию?
- С чего ты начал?
- Что принесло тебе удовольствие?
- Что было самым трудным?
- Как ты с этим справлялся?

 

  1. Следующий шаг – помощь в составлении четкого плана достижения поставленной цели.

    - Сколько у тебя есть на это время?
    - Что сможешь сделать уже сегодня?

- С чего начнешь?
- Сколько времени этому важно уделить уже сегодня?
- Какие три важных шага сегодня продвинут тебя в достижении результата?
- А что привнесет удовольствие в процесс?
- А если не получится, то что тогда?
- К кому сможешь обратиться в случае трудностей? А еще? А еще?
- Где можешь посмотреть недостающую информацию? А еще? А еще?
- А чем ты себя наградишь, если выполнишь план на сегодня?

- А чем я могу поддержать тебя?
- А что завтра?

- А что тебе может напоминать о твоей цели?
- Насколько для тебя приемлемо, дать мне знать по смс о результате сегодняшних действий? (создаю договоренности о способе информирования)

 

  1. В заключении важно запросить у обучающегося обратную связь и поблагодарить за беседу.

 

- А что было для тебя полезного в нашем разговоре?
- А есть что-то, что ты понял для себя сегодня?
- А как ты будешь использовать полученный опыт в своей обычной жизни?

В благодарности важно отметить самые существенные моменты разговора, в которых обучающийся проявил себя как-то по-особенному, то есть вы услышали в его словах то, чего раньше и не подозревали. Важно вернуть ему его уникальные моменты беседы:

 

- Я благодарю тебя за …

- Сегодня я услышала, что тебе важно …

- Я заметила, что ты по-настоящему хочешь …
- Я верю, что ты …

 

Риски есть всегда, и важно их учесть заранее:

  1. Бывает, что обучающиеся не сразу воспринимают поддержку взрослого человека. И здесь рецепт один – налаживание искренних доверительных отношений. Без этого условия всё

предложенное выше будет непродуктивным.

  1. Современные подростки бывают довольно дерзкими. И тогда с разрешения

обучающегося я использую вопросы – вызовы:

- Как долго ты собираешься ничего не делать?
- Чего ты себя лишаешь подобным отношением к предмету?
- Как то, что ты сейчас создаешь для себя и других, продвигает тебя к успешному будущему?
- А чего ты боишься?
- Насколько для тебя это комфортная ситуация?

ВАЖНО:

После вопроса-вызова сразу предлагаю обучающемуся поддержку:

- А что бы тебе хотелось вместо этого?
- А как ты можешь к этому прийти?

- А кто может тебя в этом поддержать?

- А как я могу помочь тебе в этом?

 

Поддерживать важно не только отстающих и немотивированных учащихся, но и всех остальных тоже. Вопрос о поддержке располагает и открывает новые возможности. Создав вместе с обучающимися ресурсный поддерживающий список или визуальную модель (колесо, ромб, ромашка и т.п.), учитель тем самым обеспечивает им опору для наилучшей реализации учебных проектов. Если научиться поддерживать немотивированных учеников, наблюдая их положительные результаты, то и с другими

получится обязательно.

В заключение хочу привести еще один довод в пользу важности создания поддерживающей среды. Она, с моей точки зрения, полностью отвечает модели успешности человека, а значит, поддержка = успех.

Следуя существующей модели успешности, человеку для счастья необходимы четыре ключевые вещи:

 

  1. Креативность – возможность создавать что-то новое и интересное.
  2. Устраивающие его результаты деятельности.
  3. Позитивные отношения с другими людьми.
  4. Важность его деятельности для своего будущего и будущего других людей.

Поддержка содержит в себе все эти четыре элемента:

  1. Создание поддерживающей среды – это всегда создание необходимых условий для более легкой и увлекательной работы.
  2. Имея поддержку, достижение результатов обеспечено.
  3. Поддержка – это всегда развивающий контакт с другими людьми.
  4. Полностью реализованная поддержка дает опыт успешного выполнения поставленной задачи и открывает новые возможности.

Добавить комментарий