Автор
Дельцова Ирина Алексеевна
учитель биологии , частное общеобразовательное учреждение «Гармония»
выпускник КПК «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО» (Центр онлайн обучения педагогов "Экстерн")
победитель конкурса учителей, студент курса "Коучинг: возможности без границ" iCP Centre (автор Ольга Рыбина, MCC ICF)

Для успешного освоения общеобразовательной программы, учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий. В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуализации формы выполнения заданий, о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов, о качественном подходе при оценивании результатов. Именно эти условия могут быть созданы с помощью коучинговых инструментов.
Инклюзивная среда в коучинговом формате создавалась во взаимодействии ЧОУ лицея «Гармония» и Муниципального ресурсного Центра дистанционного образования детей г. Иваново «Дом-Школа.ru» (ЦДО). Нами была реализована модель смешанного обучения, которая сочетает в себе традиционное обучение «лицом к лицу» и некоторые элементы дистанционного обучения, привычные для детей из ЦДО.
Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ и здоровых обучающихся[1]. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка, поэтому актуальным в инклюзивной среде становится тьюторское сопровождение с использованием коучинговых инструментов.
Разрабатывая программу сопровождение инклюзивного обучения в коучинговом формате мы исходили из следуюущих установок:
1) педагогический коучинг — неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования;
2) создание адекватных организационно-педагогических условий, разработки технологии педагогического сопровождения, диагностики и мониторинга;
3) цель педагога — помочь ученику учиться, меняться и достигать целей, а цель ученика — решение конкретных задач и достижение прогнозируемого результата;
4) педагог не приказывает, не руководит, не инструктирует, не дает советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять; обдумывает, перефразирует, суммирует, задает вопросы, пробуждающие осознанность; вносит предложения, осуществляет обратную связь. Главное — забота о том, чтобы учащийся (или учащиеся) решил проблему сам [2].
Инклюзивная практика тьюторского сопровождения осуществлялась нами поэтапно через непосредственное и опосредованное (косвенное) взаимодействие. Первый тип сопровождения проявляется в прямом контакте тьютора с обучающимся дистанционного центра и со всеми лицеистами восьмого класса. Косвенное сопровождение включает в себя два вида взаимодействия: двухступенчатое и трехступенчатое. Осуществлять первый вид сопровождения тьютор может через коуч-сессии с учителем на этапе проектирования урока.
Трехступенчатое сопровождение «педагог-ученик с ОВЗ-ученик лицея» и «педагог-ученик с ОВЗ-родитель ребенка с ОВЗ» требует использование разнообразных коучинговых инструментов. Покажем реализацию трехступенчатого сопровождения на примере: педагог выстроил определенную модель взаимодействия на урок, но она оказалась нерезультативной для ребенка, имеющего ограничения в здоровье. Тьютор помогает ребенку с ОВЗ исследовать ценностные основания учебной деятельности и сформировать образовательный запрос, который ученик может озвучить учителю. А затем тьютор помогает педагогу провести коррекцию с использованием шкалы логических уровней Р. Дилтса и выстроить в соответствии с ним учебный процесс, создавая совместно ситуации успеха для этого обучающегося.
Для диагностики развития инклюзивности нами была модифицирована техника «Колесо баланса». Вначале года мы предлагали детям написать восемь самых важных для них сфер жизни и заносим их в круг, следуя логики исследования жизненных приоритетов. Никто из ребят не включил, как частичку своей жизни сферы оказания помощи людям с ОВЗ. В конце учебного года, после участия лицеистов в инклюзивных уроках и совместных мероприятих с учениками из ЦДО, при повторной диагностики некоторые ребята обозначали на своем колесе, как отдельную сферу жизни «помощь людям с ОВЗ».
Самый поразительный эффект был достигнут в процессе выстраивания метафорического видения лицеистами «Мира инклюзивного» и «Мира дискриминационного», в которые попадают они и знакомые им дети с ОВЗ. При проектировании этого задания мы опирались на книгу Салливан У. и Рэз Д. «Чистый язык и символическое моделирование» [3]. Яркие и добрые описания были предложены школьниками в первом случае, а мир дискриминационный часть детей отказались описывать. После этого урока мы подошли к коллективному выводу о необходимости воплощения в реальность Мира инклюзивных отношений.
Мы считаем, что положительные результаты полученные при организации инклюзивного взаимодействия были достигнуты благодаря системному использованию в сопровождении коучинговых инструментов.
Литература:
- Волосовец Т.В. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М., 2014. - 134 с.
- Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов / Н. А. Костяева, Е. В. Кузнецова // Педагогическая мастерская. Все для учителя!. - 2015. - № 9. - С. 19-22.
- Салливан У., Рэз Д. Чистый язык и символическое моделирование. Эффективный коучинг через метафоры. М., 2011. - 252 с.