Система упражнений по формированию УУД и развитию личностных результатов в цифровой школе в коучинговой огранке

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

председатель регионального отделения Всероссийского общественного движения

"Национальный родительский комитет" в г. Екатеринбург и Свердловской области

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Галине Вдовиченко, РСС ICF

Признательна УЧИТЕЛЯМ-МАСТЕРАМ!

 

«Ускоряется Интернет – замедляется учитель!»

Человечество стоит на пороге третьей цифровой революции. Мир кардинально меняется, а сознание молодого поколения «цифрового поколения», меняется, практически молниеносно,  уже сегодня.

По словам академика Александра Асмолова, не общество овладевает коммуникацией, а коммуникация овладевает обществом.  Именно коммуникация является той основой, которая создает новые реальности, а Интернет стал интегратором и акселератором новой картины мира, сетевым культурным инструментом, порождающим новые формы деятельности, сотрудничества, социально- культурные практики и нелинейные коммуникации.

На первый план выходят невербальные формы общения. Очень часто новые формулы невербального общения «лайки, смайлики» раздражают нас, взрослых, людей поколения Х,  так называемый  «парк Юрского периода».

Член-корреспондент РАО, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Солдатова говорит о том, что если в 2013 году восемь часов в Сети ежедневно проводил только каждый седьмой подросток, то в 2015–2016 гг. – каждый третий (32%).

«Молодеет и возраст знакомства с Интернетом.  Виртуальная среда становится важнейшим фактором развития и социализации. Человек с ранних лет превращается в цифровую личность, которая существует в различных онлайн-контекстах: 90% подростков имеют свой профиль в социальных сетях, 60% пользуются мессенджерами и интернет-телефонией, 33% становятся активными участниками чатов и форумов» - отмечает Галина Солдатова.

У трети старших и у четверти младших подростков количество контактов в сетях достигло максимума (более 100), причем среди этих контактов превалируют так называемые «слабые связи», то есть незнакомые друзья, которым они доверяют порой самые сокровенные тайны, а семья остается за кадром личного пространства ребенка.

Как учитель я осознаю, что благодаря появлению  «эффекта Гугл» у моих учеников активно пользующихся поисковыми системами, по-другому начинает функционировать память. Запоминается не содержание, а место нахождения информации, точнее – путь к ней. Такой новый тип памяти получил название транзитивной.

Средняя продолжительность концентрации внимания у учащихся значительно ниже, чем у школьников, которые у меня  учились 10–15 лет назад.

Постепенно исчезает способность читать и понимать большие тексты. Компьютеры и калькуляторы заменили функцию счета, навигаторы и Google-карты – необходимость самостоятельно ориентироваться на местности.

Получается, что развитие информационных технологий, неограниченное интернет-пространство  – это не только новая культура, но и неотфильтрованное пространство, которое несет не всегда полезное содержание моим ученикам.

История с нейросетями, искусственным интеллектом, робототехникой как инновационным цифровым набором – это новые технические средства обучения или заявка на самостоятельную образовательную среду?

С введением ФГОС общего образования и системно-деятельностным подходом в школу мы имеем «…главный эффект от цифровизации школы – в любое время можем иметь доступ к неограниченным пространствам культур и прикоснуться к огромным информационным ресурсам и базам данных», - считает Игорь Реморенко.

Возникает ситуация «неотфильтрованного образования». Поиски фильтра образования чаще всего связан с понятием «фундаментальности знаний», но в открытом интернет-пространстве ученик может встретиться с разными знаниями, которые не всегда попадают под категорию «фундаментальных». Риск заключается в том, что интернет-среда – это изначально не структурированное содержание, в нем можно «провалиться», «зависнуть».

В цифровой школе речь идет о фундаментальности в видах деятельности, об универсальных умениях и разных типах собеседников. По мнению А. Адамского, робот никогда не заменит учителя полностью. И тогда возникает вопрос: «Не что остается роботу?», а «Что достается учителю?» в цифровой школе.

В одной из статей я уже подробно описывала модель коучингового разговора для нового типа собеседника «Учитель-партнер».

Но я отчетливо понимаю, что цифровизация школы – это самостоятельная интенсивная среда обучения и воспитания ученика. Но я убежденный сторонник того, что учителю в цифровой школе принадлежит приоритетная роль, так как, по мнению Сергея Казарновского, учитель – это не лабораторная профессия.
Это профессия руками, надо ее щупать. Невозможно раз за пять лет или два раза за пять лет по месяцу прийти в школу и стать учителем.

В новой редакции ФГОС общего образования усилены позиции прямой коммуникации учителя и ученика, ученика и команды в предметно-поточном обучении.

Только в диалоге рождается истина. Я очень просто понимаю идею цифровой школы: «Интернет ускоряется – учитель замедляется!».

В этой статье я опишу систему упражнений по формированию УУД и развитию личностных результатов в цифровой школе в коучинговой огранке.

В современной школе мы обучаем детей поколения «Z» - это процессуально-ориентированные ученики, заточенные не только на результат, но и сам процесс. Им не столько важно потом, сколько важно сейчас!

Благодаря обучению на программе «Коучинг: возможности без границ» (автор: Ольга Рыбина МСС ICF, ICP centre) я адаптировала систему упражнений для применения в цифровой школе на формирование УУД и развитие личностных персонифицированных результатов.

Система построена на формуле замедления учителя про скоростном интернете и обучении в формате единого цифрового окна.

Система выстроена в интеграции работы ученика с цифровым экранном и прямым обучающим общением с учителем – партнером.

Принципы построения системы:

- опора на факты (вижу, слышу);

- нейтральность;

- безоценочность;

- недирективность (без советов, рекомендаций и прямых указаний);

Инструменты: сильный вопрос из контекста речи ученика, пауза, рефрейминг.

Система упражнений:

  1. Освоение учебной теории ЦОР, ЭОР.
  2. Исследовательские упражнения.
  3. Навыковые упражнения.

Учитель – это и есть тот «фильтр», который выстраивает беседу, как отфильтрованный разговор в коучинговом формате.

Этот тип собеседника – учитель-партнер очень важен в цифровой школе.

Через фильтр восприятия и рамку ожидаемых результатов учитель-партнер воспринимает информацию, идущую от учеников:

- в системно-деятельностном подходе на этапах мотивации - актуализации – освоения нового опыта – сверки – рефлексии;

-  через фильтрацию информации с уровня «что» (действия, ситуация, шаги) или кто (кто ты при этом, твоя роль в чем? и тогда  кто ты?).

Добавить комментарий