Школьный урок по профориентации

Автор-разработчик

Аликина Светлана Павловна

КГАОУ ДПО "Пермский центр профориентации и психологической поддержки населения"

Выпускник КПК "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС"

Тема урока: «Выбор профессии» 8-9 класс

Цель урока: расширить представления учащихся о профессиях

Задачи:

Образовательная:

  1. Дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий;
  2. Сформировать учащихся интерес к различным видам трудовой деятельности;

Развивающая:

  1. Помочь учащимся расширить жизненный опыт;
  2. Развивать честное и добросовестное отношение к труду;

Воспитательная:

  1. Развивать качества: трудолюбие, взаимопомощь, командное взаимодействие;
  2. Прививать уважение к людям разных профессий.

Ожидаемые результаты: развитие интереса к профессиям и специальностям, формирование первичных знаний о профессиональной деятельности; воспитание уважения к труду.

Подход с позиции коучинга поможет учащимся:

  1. Обрести веру в себя, в свои силы;
  2. Отделить главное от второстепенного;
  3. Мотивировать свои цели;
  4. Обозначить поддерживающую среду.

Начнем с того, что проведем «колесо жизненного баланса», которое поможет выявить пробелы в знаниях и спроектировать маршрут, линию времени до удовлетворенности результатами. В процессе работы в «Колесо» вносятся добавления, корректировки, изменения. К концу работы учащийся может увидеть наглядно, на сколько шагов они продвинулись по шкале удовлетворенности.

Итак, «Колесо профессионального выбора»:

А вы уже сделали профессиональный выбор?

А где вы сейчас находитесь относительно 10-ки, если измерить по шкале от 1 до 10?

А как вы сможете узнать, что получили желаемые результаты?

Почему для вас это важно?

Какие перспективы и возможности даст вам эти результаты в будущем?

Как вы поймете, в чем результаты выразятся: например: в тексте, в картинках, в словах?

А какие шаги необходимо предпринять для достижения цели?

Вопросы, которые помогут разбить «Колесо» на секторы, например:

Давай те по исследуем ситуацию выбора профессии? …

Рисуем «Колесо», заполняем его по ощущениям детей. Дальше смотрим, на что надо обратить внимание, почему. Рис.1

Например, секторы такие:

1.Семья, и их мнение на профессиональный выбор:

- если в вашей семье династии профессии?

- одобряют ли родители твой выбор профессии? А как аргументируют своё мнение, что они рекомендуют?

- а что ты думаешь по этому поводу?

- насколько важно тебе мнение родителей?

Оцени по 10-й системе…

2.Требования к будущей профессии:

- какая должна быть профессия, чтобы она вас на 100% устраивала?

- какие должны быть условия?

- какой график работы, вас устроит?

- будут ли возможности саморазвития?

Оцените по 10-бальнной системе….

3.Склонности и интересы:

- какие ваши любимые занятия?

- чем вам больше всего нравится заниматься?

- что вы можете делать увлеченно, не думая о времени?

- насколько вам понятны ваши интересы?

Оцените по 10-бальнной системе ваши интересы.

4.Способности, знания и умения:

- что у вас получается лучше всего?

- какое из своих умений вы считаете самым главным?

- какими «особенными» достижениями вы хотели бы похвастаться перед другими?

- что ты знаешь о профессиях?

- по каким признакам можно объединить профессии между собой?

- на какие группы можно разделить профессии по предмету труда?

- какие предъявляют требования профессии к личности (профессионально важные качества)?

Насколько вы можете оценить знание своих способностей по 10-й системе?

5.Профессиональный план:

- кем хотите стать? Какими будете? Чего достигните?

- что можно сделать уже сейчас?

- перспектива профессионального роста, чему и где учиться?

- какие трудности могут возникнуть?

- сколько вариантов выбора профессии у вас было?

- что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).

Оцените по 10-й системе…насколько вы находись, чтобы сделать выбор?

  1. Критерии выбора профессии:

- что для вас важнее в выборе профессии высокая з/п или интерес к работе, удовлетворенность процессом?

- повлияет ли удалённость места работы от дома на ваш выбор места работы?

- насколько важен престиж вашей будущей работы?

Оцените по 10-й системе.

Выясняем, какие ресурсы нам для этого нужны:

- как вы можете достичь цели?

- итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия вы готовы совершить прямо сейчас?

- а что конкретно будете делать? Какие шаги будут первыми?

- какой следующий шаг?

Затем задать учащимся ряд открытых вопросов, чтобы подвести к «Линии времени».

Например:

- сегодня с чего вы уже можешь начать, чтобы двигаться к успешному выбору профессии?

- какие способы можно использовать еще?

- сколько времени необходимо для выполнения намеченного?

- с какого числа начнете действовать?

Затем можно расписать первые шаги по «Линии времени».

Далее можно создать «поддерживающую среду», если возникнут трудности, на каком либо этапе. Определяются с учащимися границы «поддерживающей среды».

Какая поддержка вам нужна?

Кто может вам помочь?

Например: родители, друзья, родственники, учителя, знакомые, интернет и т.д.

как я вам могу помочь?

В чем для вас была ценность нашей работы?

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. В конце урока проводится рефлексия для выявления уровня понимания самого урока. Ученики  готовятся ответить на вопрос «Зачем я это делал?», Достиг ли я чего хотел?»

Благодарю вас за хорошую работу и внимание.

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

 

Добавить комментарий