
Автор-разработчик
Аликина Светлана Павловна
КГАОУ ДПО "Пермский центр профориентации и психологической поддержки населения"
Выпускник КПК "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС"
Тема урока: «Выбор профессии» 8-9 класс
Цель урока: расширить представления учащихся о профессиях
Задачи:
Образовательная:
- Дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий;
- Сформировать учащихся интерес к различным видам трудовой деятельности;
Развивающая:
- Помочь учащимся расширить жизненный опыт;
- Развивать честное и добросовестное отношение к труду;
Воспитательная:
- Развивать качества: трудолюбие, взаимопомощь, командное взаимодействие;
- Прививать уважение к людям разных профессий.
Ожидаемые результаты: развитие интереса к профессиям и специальностям, формирование первичных знаний о профессиональной деятельности; воспитание уважения к труду.
Подход с позиции коучинга поможет учащимся:
- Обрести веру в себя, в свои силы;
- Отделить главное от второстепенного;
- Мотивировать свои цели;
- Обозначить поддерживающую среду.
Начнем с того, что проведем «колесо жизненного баланса», которое поможет выявить пробелы в знаниях и спроектировать маршрут, линию времени до удовлетворенности результатами. В процессе работы в «Колесо» вносятся добавления, корректировки, изменения. К концу работы учащийся может увидеть наглядно, на сколько шагов они продвинулись по шкале удовлетворенности.
Итак, «Колесо профессионального выбора»:
А вы уже сделали профессиональный выбор?
А где вы сейчас находитесь относительно 10-ки, если измерить по шкале от 1 до 10?
А как вы сможете узнать, что получили желаемые результаты?
Почему для вас это важно?
Какие перспективы и возможности даст вам эти результаты в будущем?
Как вы поймете, в чем результаты выразятся: например: в тексте, в картинках, в словах?
А какие шаги необходимо предпринять для достижения цели?
Вопросы, которые помогут разбить «Колесо» на секторы, например:
Давай те по исследуем ситуацию выбора профессии? …
Рисуем «Колесо», заполняем его по ощущениям детей. Дальше смотрим, на что надо обратить внимание, почему. Рис.1
Например, секторы такие:
1.Семья, и их мнение на профессиональный выбор:
- если в вашей семье династии профессии?
- одобряют ли родители твой выбор профессии? А как аргументируют своё мнение, что они рекомендуют?
- а что ты думаешь по этому поводу?
- насколько важно тебе мнение родителей?
Оцени по 10-й системе…
2.Требования к будущей профессии:
- какая должна быть профессия, чтобы она вас на 100% устраивала?
- какие должны быть условия?
- какой график работы, вас устроит?
- будут ли возможности саморазвития?
Оцените по 10-бальнной системе….
3.Склонности и интересы:
- какие ваши любимые занятия?
- чем вам больше всего нравится заниматься?
- что вы можете делать увлеченно, не думая о времени?
- насколько вам понятны ваши интересы?
Оцените по 10-бальнной системе ваши интересы.
4.Способности, знания и умения:
- что у вас получается лучше всего?
- какое из своих умений вы считаете самым главным?
- какими «особенными» достижениями вы хотели бы похвастаться перед другими?
- что ты знаешь о профессиях?
- по каким признакам можно объединить профессии между собой?
- на какие группы можно разделить профессии по предмету труда?
- какие предъявляют требования профессии к личности (профессионально важные качества)?
Насколько вы можете оценить знание своих способностей по 10-й системе?
5.Профессиональный план:
- кем хотите стать? Какими будете? Чего достигните?
- что можно сделать уже сейчас?
- перспектива профессионального роста, чему и где учиться?
- какие трудности могут возникнуть?
- сколько вариантов выбора профессии у вас было?
- что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).
Оцените по 10-й системе…насколько вы находись, чтобы сделать выбор?
- Критерии выбора профессии:
- что для вас важнее в выборе профессии высокая з/п или интерес к работе, удовлетворенность процессом?
- повлияет ли удалённость места работы от дома на ваш выбор места работы?
- насколько важен престиж вашей будущей работы?
Оцените по 10-й системе.
Выясняем, какие ресурсы нам для этого нужны:
- как вы можете достичь цели?
- итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия вы готовы совершить прямо сейчас?
- а что конкретно будете делать? Какие шаги будут первыми?
- какой следующий шаг?
Затем задать учащимся ряд открытых вопросов, чтобы подвести к «Линии времени».
Например:
- сегодня с чего вы уже можешь начать, чтобы двигаться к успешному выбору профессии?
- какие способы можно использовать еще?
- сколько времени необходимо для выполнения намеченного?
- с какого числа начнете действовать?
Затем можно расписать первые шаги по «Линии времени».
Далее можно создать «поддерживающую среду», если возникнут трудности, на каком либо этапе. Определяются с учащимися границы «поддерживающей среды».
Какая поддержка вам нужна?
Кто может вам помочь?
Например: родители, друзья, родственники, учителя, знакомые, интернет и т.д.
как я вам могу помочь?
В чем для вас была ценность нашей работы?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. В конце урока проводится рефлексия для выявления уровня понимания самого урока. Ученики готовятся ответить на вопрос «Зачем я это делал?», Достиг ли я чего хотел?»
Благодарю вас за хорошую работу и внимание.
Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
