ШКОЛЬНЫЙ КОУЧИНГ КОЛЛЕГ: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЗАТРУДНЕНИЙ ПРАКТИКИ

 ШКОЛЬНЫЙ КОУЧИНГ КОЛЛЕГ:

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЗАТРУДНЕНИЙ ПРАКТИКИ

 

Обыдёнкина Лариса Валентиновна

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

 

 

Түйінді сөздер: коучинг, зерттеу, тәжірибе, мәселелер, даму

Ключевые слова: коучинг, исследование, практика, проблемы, развитие

Keywords: coaching, research, practice, development

 

Әріптестер коучингі мұғалімдердің кәсіби дамуын жұмыс орнында қолдауда   жаңа тәжірибенің ең күрделі аспектілерінің бірі болып табылады. Оны сапалы жүзеге асыру жағдайында дамуды  қамтамасыз етудегі  ең тиімді тәсілдерінің бірі  ретінде қарастыру керек. Мектеп ұжымдарында әріптестермен  жұмыстану барысында бұл жұмыс түрінің жаңашылдығын ескере отырып, қаншалықты сапалы іске асып жатқандығына, коучингті тәжірибелеп жүрген мұғалімдердің үдерісті терең түсініп,  өз  міндеттерін қалай жүзеге асырып жатқандығына назар аудару  қажет.  Әріптестер коучингі бойынша жүргізілген  зерттеу жұмыстарының фокусы  Деңгейлік бағдарламаларда көрсетілген коучинг үдерісін түсінудегі  тәсілдердің сәйкестігін анықтау және  ерекше жұмыс түрін  жүзеге асыру болды. Зерттеу  жұмысы  коучинг тәжірибесін дамытуда тәлімгер – тренерлер тарапынан түзетуді қажет ететін бірнеше маңызды бағыттарды анықтап берді.   Жүргізілген зерттеу  қорытындысы  әріптестердің кәсіби қиындықтары  бойынша зерттеулермен мектептегі коучинг үдерісін сапалы кіріктіру  қажеттілігі туралы шешімге алып келді. Зерттеу мектеп- коучтеріне кәсіби қолдау ұйымдастыратын  тренерлерге курстан кейінгі жұмыстарын ары қарай дамытуда нақты тәсілдер мен бағыттарды анықтауға мүмкіндік береді.

 

Коучинг коллег является сегодня одним из наиболее сложных аспектов новой практики поддержки профессионального развития учителей на рабочем месте. При этом его следует рассматривать как один из наиболее эффективных способов обеспечения этого развития при условии качественной его реализации. Фокусом проведённого исследования практики коучинга коллег стало выяснение соответствия подходов к понимаю процесса коучинга и его реализации. Исследование позволило выявить несколько важных вопросов в развитии практики коучинга, некоторые из которых требуют коррекции со стороны тренеров-наставников. Исследование позволяет определить направления и тактику дальнейшего развития посткурсовой работы тренеров, осуществляющих профессиональную поддержку школьных коучей.

 

School coaching is a very complex part of the new practices of teachers of Kazakh schools. Undoubtedly, it is also one of the most effective ways to professional colleagues in the profession. Important to understand how high school coaches conduct their practices? Important to understand how high school coaches conduct their practices? As they to understand a coaching and implement it? The present research is dedicated how the coaches in schools to understand the essence of coaching Processes and how they implement it. The study revealed important trends in the development of coaching practice in schools. Some of the trends need to be considered mentors coaches in schools in the future.

 

Автор статьи

Обыдёнкина Лариса Валентиновна

Директор филиала ЦПМ г. Уральска Казахстан
Кандидат пед наук
тренер Уровневых Программ, разработанных Центром Педагогического Мастерства АОО «НИШ» совместно с Кембридж Университетом
тренер группы "Лидеры Уральска" 
электронная почта: risa-8@mail.ru 
скайп: risa_8

В последние годы, благодаря реализации Центром Педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Уровневых программ повышения квалификации, профессионально-педагогическая среда Казахстана получила в своё распоряжение богатый комплекс очень эффективных, но при этом сложных и тонких инструментов. Их много, обращаться с ними следует по-разному. Мы имеем подаренные нам Программами ресурсы, которые не являются абсолютно новыми для нас, но мы заново их открываем в новой педагогической реальности и иных условиях общественных ожиданий – такие, например, как вопросы работы с одарёнными детьми, или развития критического мышления на уроке, или обучающие диалоги. Но есть ресурсы, которые в нашей среде появились абсолютно точно впервые, которые (даже при наличии неких аналогов) мы для себя открыли как концептуально новый опыт профессиональной работы и подходов.

Одним из таких ресурсов является коучинг коллег – сложный и тонкий, как инструмент ювелира, использовать который следует только при наличии хорошо освоенных умений, глубокого понимания – к чему, когда и как его можно приложить, при умении ясного видения – какой шедевр ты желаешь получить с его помощью и с каким материалом имеешь дело – мягким и податливым, как олово, твёрдым, как алмаз, капризным, как сложный сплав или хрупким, как горный хрусталь. Так же, как в работе ювелира, в практике коучинга важно понять: главное для мастера – сам материал с его свойствами, загадками и возможностями. И успех работы зависит от умения понимать сущность этого материала.

По прошествии более чем двух лет реализации программ подготовки учителей школ к работе в качестве школьных коучей и менторов коллег, очевидными являются два противоречивых факта:

Факт первый: практически вся работа по обучению коллег, организовываемая в школах, начиная со второй половины 2013 года именуется «коучингом»;

Факт второй: в значительной массе реализовываемая работа по обучению коллег, обозначаемая организаторами как «коучинг», к коучингу, в строгом понимании, имеет довольно отдалённое отношение.

Последний из фактов становится очевидным при уже первом приближении к изучению практики школьных коучей, обнаруживается в беседах с ними, читается между строк публикаций, подготавливаемых ими для издания в методических журналах и сборниках. Следует, справедливости ради, отметить, что эта проблема проявляется не только в нашей области применения коучинга. Один из основоположников этой практики, Джон Уитмор заметил как-то в одной из своих работ: «Присутствуя на любых совещаниях администраторов, директоров по персоналу, экспертов по людским ресурсам, предпринимателей или тренеров, вы обязательно услышите слово «коучинг», употребляемое так же часто как «прибыль» или «рецессия». К сожалению, популяризация термина наряду с позитивным эффектом привела к тому, что его стали использовать невпопад. Постепенно появилась опасность, что понятие «коучинг» может восприниматься как нечто искусственное, не оправдавшее порожденных им ожиданий» [1, с.6]. Да, коучинг –сложная работа, но освоение её даст свои замечательные плоды. Над ней стоит работать и стремится к лучшему освоению, начиная с исследования существующих проблем. Именно для этого в 2015 году мы решили провести более детальное исследование практики коучинга коллег, реализовываемой в школах. В исследование было вовлечено 156 респондентов (учителей, сертифицированных по программам II и I уровня). В исследовательскую группу были включены помимо сотрудников филиала Центра в г. Уральске, 8 учителей региональной аналитической группы коуч-лидеров.

Исследование было направлено на выяснение целого комплекса вопросов, связанных с тем, как понимается и реализовывается школьный коучинг. Оно затронуло вопросы организационных основ коучинга, которые определённо можно фиксировать внешнему наблюдателю: механизм организационной подготовки, определения тематической направленности коучинга, планирования, как способа видеть перспективы процесса, делать его адаптивным, адресным и гибким. В процессе исследования был проведён мониторинг проблематики, с которыми имеют дело коучи в школах, техник, которые предпочитают использовать в проведении сессий с коллегами. Исследование также было направлено на изучение проблем этики коуча и специфических видов действий, делающих, собственно, процесс коучинга качественным. Инструментами исследования стали разработанные сотрудниками филиала ЦПМ в г. Уральске «Карты наблюдения практики коучинга», опубликованные Центром педагогического мастерства в 2015 году [2].  Исследование получилось обширным, его результаты продолжают анализироваться. В предлагаемой статье мы не имели возможности и не задавались целью провести полный обзор исследования, и предлагаем вниманию только некоторые интересные его результаты.

В самом начале работы исследовательской группы неизбежно возник вопрос: Как вообще можно исследовать практику коучинга? Вопрос совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Под коучингом в программе нами принято понимать «конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, переходя на качественно иной, более глубокий уровень их понимания,  и принятия решений о практической их реализации. Коучинг концентрируется на раскрытии профессиональных возможностей в конкретном тематическом контексте» [3, с. 73].

Первая из характеристик процесса, которая обращает на себя внимание - «конфиденциальный». Конфиденциальность (от англ. confidence — доверие) определяется как «необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации» [4]. С этимологической точки зрения, слово происходит от латинского confidentia — доверие. В словаре В. Даля также названы аналогичные значения: «конфиденциальная» — «откровенная, по особой доверенности, не оглашаемая, задушевная» [5, с. 799].

Очевидно, что конфиденциальные действия обучающего характера, во-первых, предполагают некую камерность, работу с небольшим составом участников, безусловно доверяющих друг-другу, готовых на открытое, откровенное обсуждение проблем. Во-вторых, следует отметить, что исследовать такого рода работу довольно сложно, поскольку её процедуры и организация предполагают определённую закрытость, даже интимность в построении отношений между участниками.

 

Конфиденциальность процесса коучинга как такового создаёт определённые трудности для выяснения действительных параметров происходящего.

 

Также стоит обратить внимание на то, что, по всей видимости, ключевым для коучинга является то, что все действия – активные, креативные, – нацелены на совместное и разностороннее обдумывание существующих практик преподавания, что также представляется процессом не «шумным», а глубоким и сложным в том случае, если он осуществляется в группе коллег, а не приватно, в тиши отдельного кабинета.

Эти два параметра нацеливают процесс исследования практики коучинга на выяснение простого вопроса о том, как определяется количество участников? Если коучинг рассматривается не как индивидуальный процесс, а групповой – то как происходит формирование групп и поддерживается их конфиденциальность и вдумчивость в процессе работы? Вопрос, не смотря на кажущуюся тривиальность, очень важен, поскольку количество участников напрямую определяет характер работы, её результативность в таком тонком процессе, каким является коучинг. Опрос респондентов достоверно показывает, что процесс коучинга в школах рассматривается преимущественно как форма работы с довольно большими группами коллег (Таблица 1.). И, как нам кажется, это следует рассматривать как одну из проблем, препятствующую освоению и развитию этой уникальной техники работы.

Таблица 1.

Данные исследования практики коучинга.

Вопрос: «Каков количественный состав групп коллег, с которыми вы проводите коучинг-сессии в школе?»

 

Количественный состав группы

(участники)

Никогда Иногда Часто Постоянно
1-3 26% 41% 28% 4%
4-6 9% 17% 61% 13%
7-15 0% 2% 72% 26%
16-25 2% 21% 59% 18%
26 и более 4% 57% 37% 2%

 

Как видно по представленным данным, частой и постоянной работой является организация коуч-сессий для групп численностью от 7 до 15 человек, преимущественно частой – в группах от 16 до 25, довольно часто практикуются сессии для групп более 26 коллег. При этом группы от 1 до 3 участников значительно менее предпочтительны для школьных коучей.

 

Количество участников напрямую определяет характер работы, её результативность в таком тонком процессе, каковым является коучинг

 

Выяснение вопроса о численности групп позволило сформулировать несколько важных областей дальнейшего изучения: насколько эффективно работают школьные коучи, действительно ли формат работы, определённый ими, позволяет оказывать поддержку коллегам в решении их профессиональных проблем? Стартовыми вопросами в дальнейшем исследовании стало выяснение того, чем, собственно, является коучинг с точки зрения специалистов, практикующих эту форму работы? Что является (или должно являться) основанием проведения сессий? Кто инициирует и определяет направление работы коуча с коллегами?

Спецификой коучинга как формы работы является то, что она всегда строится на проблеме, являющейся и переживаемой коллегами (или клиентами, если речь идёт о лайф-коучинге) [2, с. 11-14], как внутренний конфликт, не всегда глубоко осознаваемый, но искренне важный, рожденный реальной жизнью – личной или профессиональной. Это – противоречие, которое сам человек хочет преодолеть, даже если не понимает или не может самостоятельно осознать его истоки и причины, пути разрешения. В этом как раз и должен оказать помощь коуч. Как это делать? Что можно определить в качестве главных инструментов эффективного коучинга?

Анализ работ выдающихся и авторитетных авторов, исследователей и разработчиков подходов к осуществлению коучинга [2, с. 11-14, 6, с. 194-200], приводит нас к следующим важным резюмирующим выводам о базовых аспектах коучинга:

 

 

Чем коучинг является:

§  Естественным обучением на основе использования собственного опыта

§  Эффективным направляемым диалогом обучающего с обучаемым, происходящим на позиции «равный - равному» о мотивах, побуждениях, смыслах действий

§  Побуждением к глубокой рефлексии действий и их затруднений

§  Взаимодействием, построенным на глубокой эмпатии, понимании внутренних движущих сил и мотивов коллег (подопечных), использование этого понимания для помощи в осознании ими реальных смыслов и целей в эффективном достижении высоких результатов работы и жизни

§  Внутренней работой

 

 

Чем коучинг не является:

§  Принудительным обучением на основе внешних воздействий обучающего с использованием или демонстрацией «лучших образцов действий», «алгоритмов», «предписаний»
§  «Трансляцией» чужого опыта, диалогом, направленным на принуждение признания правоты авторов «лучшего опыта» и образцов действий
§  Способом оценивать действия и их затруднения с позиции «опытного наставника»
§  Средством «научить правильному пониманию» «правильных» целей и смыслов
§  Публичным действом

 

Анализ организационной статистики работы, которую педагоги обозначают как «коучинг» показывает, что при имеющихся её характеристиках едва ли удастся достичь важных для процесса параметров. Работа в группе, превышающей численностью 5 человек, сопряжена с известным количеством трудностей для коуча, требует от него колоссальной отдачи и умений высочайшего порядка, а также особых подходов к формированию групп. Учитывая, что коучинг должен проходить как процесс конфиденциальный и личностно важный для всех участников, группы должны формироваться с учётом идентичности профессиональных затруднений и проблем, переживаемых коллегами.

В ходе исследования на вопрос о способах формирования групп для проведения коучинга (Таблица 2) и определении направлений (темы) для работы (Таблица 3) были получены ответы, которые вызывают некоторые сомнения не только в возможности достижения эффективности, но и в соблюдении необходимых этических правил, которыми должен руководствоваться коуч.

Таблица 2.

Данные исследования практики коучинга.

Вопрос: «Какие способы формирования групп вы применяете?»

 

Способы формирования групп для проведения сессий коучинга В основном Часто Редко Никогда
Группы формируются непосредственно администрацией школы 23% 52% 21% 4%
Группы формируются коучем по заданию администрации школы, имеющей сведения о затруднениях учителей 41% 38% 17% 2%
Группы формируются коучем по результатам исследования практики коллег и наблюдаемых затруднений 18% 42% 40% 0%
Группы формируются руководителями МО, учителя направляются в группу коучинга на основе зафиксированных руководителем МО проблем в практике 11% 61% 26% 2%
Группы формируются на основе заявок самих учителей, испытывающих затруднения в практике 7% 21% 58% 14%

 

Анализ полученных ответов позволяет нам сделать некоторые выводы о том, как инициируется сам процесс коучинга. Во-первых обращает на себя внимание довольно активная позиция администрации – 75% респондентов, отметили, что группы формируются непосредственно администрацией школ в основном или часто. Ещё 79% и 72% (соответственно) отметили как устоявшуюся практику работу коуча по заданию администрации или руководителей методических объединений. Само по себе, вероятно, это не плохо, так как может свидетельствовать о высокой административной активности руководства школ, школьных методистов, наличия у них видения затруднений учителей. Но поскольку речи идёт о коучинге, как особой технике обучения взрослых людей, предполагающей добровольность, результат может насторожить: не происходит ли здесь подмены понятий, не понимаем ли мы под коучингом другие формы работы, которые могут и должны инициироваться администрацией, но не могут дать необходимого эффекта по их результатам, поскольку недостаточно отражены в личной мотивации подопечных? Если говорить о том, как именно должна инициироваться работа коуча с подопечными коллегами, то более соответствующими были бы ответы – «на основе заявок самих учителей» или «по результатам исследования практики коллег», но как раз эти вопросы имеют меньший коэффициент выбора при ответе – 28% и 60% (соответственно). Тот факт, что исследования коучи всё-таки, довольно часто проводят, можно рассматривать как положительный факт. Специфика школьного коучинга, вероятно и состоит в том, что профессиональные проблемы могут быть не столь заметны и болезненны для человека, как личные, жизненные. И роль внешнего «критического друга», который фиксирует проблемы, корректно направляет коллег к их высвечиванию, пониманию, а затем – преодолению – и есть, собственно, задача школьного коуча.

Способы решения организационных вопросов, связанных с запуском процесса коучинга в школе – важный аспект, как с тактической, так и с этической точки зрения. То, что в процессе исследования мы высветили эту тему стало основой для более глубокого изучения собственно самого процесса, его внутренних характеристик. Отмеченная выше проблема подмены понятий – при которой под коучингом понимаются иные формы работы (семинары, мастер-классы, практикумы и пр.) должна быть преодолена, если мы не хотим обесценить и утратить эту великолепную практику. В ходе дальнейшего исследования, полный отчёт о котором нами будет опубликован в начале 2016 года, мы руководствовались пониманием этого процесса, как имеющего несколько одинаково значимых статусных определений, при котором коучинг мы рассматриваем:

  • как подход к построению любых взаимодействий с коллегами в целях стимулирования их мотивов профессионального развития, основанный на диалогичности, равноправии позиций между субъектами, доверительной коллаборации;
  • как форму организации взаимодействия коллег, основанную на добровольности участия, взаимной заинтересованности в обсуждаемой проблематике, отборе специфических методов построения этого взаимодействия, позволяющих осуществлять процесс конфиденциально, креативно, активно, рефлексивно, на диалоговых началах;
  • как технику взаимодействия, при которой главное, что происходит между коучем и подопечным (подопечными) – это направляемый диалог участников.

Исследование, проведённое группой, позволило увидеть проблемные области, требующие внимания тренеров-наставников школьных коучей, но оно дало возможность и увидеть влияние, которое эта уникальная практика оказывает на атмосферу школы, мотивацию и энергию учителей. 92% опрошенных учителей отметили, что считают практику коучинга коллег наиболее эффективной из всех форм работы, направленной на поддержку профессионального развития коллег. Мнения о практике коучинга, высказанные в ходе бесед с респондентами позволяют сделать выводы о том, что она способствует «профессиональному пробуждению», «развитию доверия в коллективах», «углублению понимания профессии и себя в ней».

 

Литература

 

  1. Дж. Уитмор. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, развитие людей, высокая эффективность. Третье издание. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса. – 20015. С. 11-14.
  2. Обыдёнкина Л.В. Сборник аналитических инструментов. Выпуск 2. Карты наблюдения практики коучинга. Астана.: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». –
  3. Глоссарий к Уровневым программам курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанным Центром педагогического мастерства совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Учебно-методическое пособие. Астана.: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». – 2012. С. 73
  4. Википедия. Свободная энциклопедия. - https://ru.wikipedia.org/
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.: в 4т. – М.: Рус. яз., 1998.-Т 2.-779 с.
  6. У. Тимоти Голви. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте.: М., Альпина Бизнес Букс, 2005., с. 194-200