Школьная дискуссия как инструмент осознанности: коуч-решения

Автор

Лещук Наталия Игоревна

ОО ЧУ «Петровская школа», г. Москва,

Воспитатель ГПД начальной школы,

Коуч, студент МЭУК (победитель конкурса учителей на обучение коучингу)

Почему дискуссии популярны в школах? Ответ традиционно прост. В диалоге тренируются важные для обучения и социализации навыки: умение слушать, корректно обмениваться мнениями, формулировать и аргументировать, уважать чужую точку зрения и защищать собственную позицию, развивается речь и мышление.

Но при этом дискуссия в формате коуч-беседы дает прекрасные возможности для разговора с детьми о высоких смысловых уровнях, для стимулирования в них самопознания и осознанности. Размышления о ценностях и убеждениях помогают найти точку опоры в быстро меняющемся мире, где становится важным видеть нестандартно, широко, соединять уникальность с навыками в разных областях.

Коучинговый подход позволяет получить значимые личные результаты всем участникам дискуссии. Собственно, и под дискуссией здесь понимается не столько обсуждение злободневных проблем или споры по поводу противоположных мнений, сколько коллективное прояснение актуальных тем, где каждый имеет возможность делиться собственным опытом, и группа проходит определенные этапы в обсуждении. Эти мероприятия ориентированы на школьников старших классов и сопровождаются коучем-педагогом.

Коучинговый подход в дискуссиях реализуется в максимально открытых, сильных вопросах, в самом построении обсуждения по стреле коучинга: раппорт - запрос – опыт/ поиск – решения – ценность - благодарность, в работе с метафорами, в создании личного опыта и ценности для каждого.

В этой статье я хочу показать практическую реализацию коуч-решений в дискуссии на примере темы для обсуждения «Все мы гении». Это занятие ориентировано на школьников 8 – 9 классов.

 

Вступление ведущего:

 - Добрый день, ребята. Сегодня мы собрались вместе для того, чтобы обсудить некоторые вопросы, с которыми сталкивается в своей жизни каждый человек. В первый раз, по-настоящему, такие вопросы возникают тогда, когда становится нужным сделать в своей жизни выбор или принять важное решение. Такое решение, которое может повлиять на многие стороны жизни. И тогда сразу же откуда ни возьмись возникает масса вопросов: А что мне выбрать? А как? А будет ли это правильно? Будет ли это тем, что мне надо?  А что я вообще-то хочу?  А смогу ли я? А чего от меня хотят? А как к этому отнесутся? Целый круг вопросов, которые к тому же сильно беспокоят и требуют все время каких-то «правильных» ответов. Скажите, вы задаете себе похожие вопросы?

- С какими ситуациями это связано для вас?

(Обмен опытом, примеры ситуаций).

- Да. Конечно. Мы все задаем себе похожие вопросы и делаем это много раз в своей жизни. И всякий раз в таких ситуациях сталкивается наше «хочу» с тем, что мы «должны» или «можем» и тем, что от нас «ждут другие».

В продолжение этого разговора я хочу предложить Вам мысль неординарного человека и гениального ученого, математика и физика Альберта Эйнштейна.  

Экран проектора:

«Все мы гении. Но если Вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой».

                                                                                                                      А. Эйнштейн

- Скажите, что эта фраза значит для Вас? Как вы ее понимаете?

- А почему Эйнштейн называет всех нас гениями? В чем наша гениальность?

(Обсуждение цитаты, интерпретации высказывания).

 К этому высказыванию существует вот такая иллюстрация, она переведена на многие языки и очень популярна в интернете:

 

 

- Как вы думаете, имеет ли эта ситуация отношение к Вашей жизни?

- Бывают ли случаи, когда Вы чувствуете себя рыбой? В каких ситуациях?

- Бывают ли случаи, когда вы чувствуете себя обезьяной? Когда?

- Бывают ли случаи, когда вы тот, кто оценивает других? Всегда ли Ваша оценка объективна? От чего это зависит?

(Обмен опытом и мнениями.)

Действительно, мы часто бываем во всех этих ролях, но в одних случаях практически не придаем значения происходящему, в других же, связанных с важными решениями, относимся к мнению окружающих с повышенным вниманием.

Как вы думаете, чьи мнения наиболее сильно влияют на Вашу жизнь?

(Варианты ответов: родители/взрослые;            друзья/знакомые/сверстники; мое мнение о себе)

И конечно, не всегда эти мнения и оценки совпадают. Иногда они вступают в конфликт, но в них всегда содержится какое-то сообщение для Вас, что-то ценное, что Вы можете использовать для себя.

- Давайте подумаем, на чьи мнения Вы будете опираться в первую очередь, принимая решения, касающиеся Вас? И почему?

Почему так важно опираться именно на Ваше знание о себе, на доверие к себе?

А что именно Вам важно знать о себе?

Из чего состоит Ваша уникальность?

Составляем «Колесо знания о себе».

(варианты секторов: способности, таланты, интересы, убеждения, цели – что я хочу, ценности – для чего я это делаю, что для меня важно, что я ценю в людях, в работе, в отношениях)

Все это уже есть в Вас, и это можно увидеть и осознать: свои интересы, таланты, сильные стороны, свои ценности - то, что для Вас важно, свои цели, убеждения, - свою уникальность. И тогда мы сможем принимать решения, которые будут правильны именно для нас.

Как Вы думаете, если Вы видите и осознаете свою уникальность, свой взгляд на мир, то что тогда меняется в Вашей жизни? Что тогда появится в Вас еще?

Скажите, а как Вы можете узнать о себе больше? Какими способами?

Составляем колесо «Как узнать о себе?»

(Варианты секторов: мечты, размышления , ответы на вопросы: Чего я хочу? Почему это для меня важно?, обратная связь от других людей, пробовать новое, психологи и тесты и т.д.)

Что ценного было для Вас в сегодняшнем обсуждении?

(Обмен полученными ценностями)

Благодарность. Спасибо, ребята, я благодарю Вас за эту сложную и интересную работу, за ту глубину, с которой Вы исследовали свою уникальность и те решения, которые Вы предложили для того, чтобы осознать себя, свою жизнь и свои цели. Желаю Вам вдохновения и легкости на этом пути осознания!

Добавить комментарий