Тренинговая работа со старшими подростками, студентами 1-2 курсов колледжа, это возраст 15-17 лет, соответствующий возрасту учащихся 10-11 классов, на мой взгляд, одна из самых эффективных. Основная задача этого возраста – осмысление своего дальнейшего пути, развития, выбора жизненного пути. Подобные задачи легче решать в группе, когда подростки создают некое пространство, где делятся друг с другом своими способами нахождения своего места в жизни.
Тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Полученные таким образом ресурсы помогают старшим подросткам адаптироваться к социуму, более полно понимать свои цели, строить планы, выстраивать отношения.
Но как развивать навык, в какую сторону? И в чем суть и максимальная польза этого навыка? Как понять, какой я сейчас и как двигаться туда, куда я хочу? Этими вопросами подростки часто не задаются. В силу неопытности, для них представить движение от настоящего момента к будущему достаточно сложно. Часто их ожидания нереалистичны – или они совсем не верят, что можно развить в себе какой-либо навык, либо легкомысленно полагают, что это дело достаточно быстрое.
В такой тренинговой работе шкалирование позволяет оценить свои навыки и умения, с точки зрения самого себя. Что это значит?
Чтобы начать двигаться вперед, необходимо понять, где я сейчас нахожусь. Какой я – сейчас? На каком уровне развития находятся мои умения, знания и навыки? Какого уровня я хочу достичь в освоении этого навыка? Ответы на эти вопросы требуют от подростка навыков самоосознания и осознанности. И здесь, на мой взгляд, замечательно подходит коучинговый инструмент «шкала», которые развивает и тренирует эти навыки.
Шкалирование – очень мощный процесс, который включает осознанность подростка. В группе этот процесс – еще более сильный, так как подростки смотрят друг на друга, сравнивают себя с другими. Им интересно – а как это у других? И тогда еще интереснее становится – а как это у меня?
На мой взгляд, шкалирование можно использовать в тренинговой работе с подростками в следующих контекстах:
1) Чтобы понять, на каком уровне развития находится, по мнению подростка, тренируемый навык – в начале и по завершении занятия. Даже если оценка подростка не соответствует действительности
2) Что обозначает цифра «10» на шкале измерения какого-либо навыка – то есть, что подросток ставит для себя идеалом? Часто возраст старших подростков называют возрастом «юношеского максимализма». Часто эти идеалы кажутся им недостижимыми. Шкалирование позволяет «поиграть» с понятием «идеальности», чтобы более реально взглянуть на самого себя.
3) Для того, чтобы увидеть прогресс (или в некоторых случаях, регрессивные изменения), в результате тренинговой работы, в самовосприятии подростком уровня развития какого-либо навыка. Как в случае прогресса, так и в обратном случае, подростку важно понимать текучесть процесса развития навыка, что также способствует более реальному самоосознанию.
4) Чтобы обозначить разницу между настоящим и желаемым уровнем развития какого-либо качества, с целью придания осознанности необходимости рассматривать достижение цели как процесс, а не как мгновенный результат. В этом случае подросток понимает, что для того, чтобы прийти в желаемое состояние, необходимо движение в этом направлении. И это движение может быть в его зоне контроля.
Такое использование шкал в тренинговой работе позволяет придать процессу развития навыков, знаний и умений, объемность и возможность более точечно работать в групповом формате.
Также шкалирование дает подростку возможность все более глубокого освоения навыка сомоосознания и осознанности, и соединение со своей интуитивной частью.
Автор статьи: Светлана Кокорева. Профессиональный коуч МЭУК, победитель Конкурса учителей на льготное обучение коучингу, педагог-психолог в Московском издательско-полиграфическом колледже имени Ивана Фёдорова.



При использовании данных материалов, ссылка на Коучингвобразовании.рф обязательна |