Роли педагога. Выбор и ответственность.

К учителю общество всегда предъявляло повышенные требования. На школу и частных преподавателей возлагалась ответственность не только за передачу предметных знаний, но и за социальное и нравственное воспитание подопечных. Мы – педагоги – привыкли к такому положению вещей. С одной стороны, учителя могут воспринимать роль наставника как великую миссию облагораживания общества через отдельную личность, принимать на себя этот груз ответственности и часто сгибаться под ним. С другой, мы настолько привыкли быть ориентиром, светочем, последней инстанцией, экспертом в своей области, что из этой роли выйти порой не просто, хотя и необходимо для построения продуктивной коммуникации с нашими постоянными собеседниками – учениками.

Современный педагог – это не только информатор и организатор процесса обучения, он должен быть еще и сметливым административным работником, планировщиком, фасилитатором, модератором, тренером, переговорщиком, зачастую и массовиком-затейником. А когда принято решение овладеть коучинговым подходом, ко всему этому букету добавляется еще один цветок – коуч позиция. И здесь мне хочется развить цветочную метафору.

Наверняка многим известно, что ставить некоторые цветы в одну вазу – разрушительно для них, поскольку продукты выделения одних растений являются токсичными для других. Такое происходит, например, с нарциссами и тюльпанами. При этом эти сезонные цветы уже совсем скоро на каждом шагу будут продаваться в сборных букетах. Никто из продавцов не хочет сознательно губить цветок. Букет собран из самых лучших побуждений – для красоты. Вот так и мы часто смешиваем то, что лучше бы держать отдельно, хотя бы какое-то время. Как уберечь тюльпан в таком сочетании? Нужно нарциссы поставить на ночь в отдельную вазу, а потом уже соединять с другими цветами.

Для чего я провожу этот экскурс во флористику? Мне кажется, что с коучингом следует знакомиться не через инструменты, а через погружение в базовые принципы – в отдельную вазу с питательной средой. Иначе нередко получается так, что техники, которые кажутся весьма эффективными сами по себе, не получают той подпитки чистой водой философии коучинга, которая делает их не просто схемами, а истинными проводниками развития для наших учеников и клиентов.

Задуматься над этим меня заставили вопросы участников тренинга для педагогов «Основы коучинга». Молодые ищущие, талантливые педагоги, из которых собралась группа, имеют возможность сразу внедрить полученные знания в свою практику. И это великолепно, потому что это позволяет им задавать насущные вопросы и получать на них ответы. А у меня как ведущего появляется возможность отслеживать процесс становления коучинговых навыков в развитии и помочь разобраться с возникающими трудностями, в том числе такого плана:

— А что, если ученик не понимает, зачем я задаю ему эти необычные вопросы, и отказывается на них отвечать?

— А что, если ученик не хочет ставить цели и брать на себя ответственность?

— А что, если я хочу помочь определить 10 по шкале, а студент отказывается визуализировать идеальный результат?

На эти вопросы у меня возникает встречный: «Когда ты об этом спрашиваешь, ты нарцисс или тюльпан? В какой роли ты находишься, когда ставишь с учеником цели и задаешь волшебные сдвигающие вопросы?»

Не получается ли так, что освоив новый инструмент и поверив в его эффективность, педагог снова попадает в ловушку экспертности? Не пытается ли он под прикрытием коучинга (вопросы-то правильные!) снова научить, как «надо» делать, как «принято» теперь у продвинутых преподавателей мыслить (ставить цели, описывать в конкретике результаты), но при этом не учитывает свободы выбора студента, забывая о партнерской позиции?

Здесь на первый план выходит владение компетенцией №1 (соответствие этическим принципам и профессиональным нормам – понимание этических и профессиональных норм коучинга и способность соответствовать им во всех ситуациях, возникающих в процессе коучинга). Учитель должен осознавать, в какой он роли в данный момент, что и для чего он делает. Тогда повышаются шансы и себя уберечь от разочарований в методике, и не превратить коучинг в очередное новомодное проходящее явление. Гармоничное чередование позиций, понимание, какая из них и в какой ситуации уместна и наиболее ресурсна для ученика, позволяет коучингу закрепиться в сознании педагогического сообщества и студентов как взаимообогащающее общение, помогающее всем сторонам повышать веру в себя и быть открытыми новым возможностям. Учитель при этом на высочайшем уровне проявляет себя в рамках современных требований образовательного стандарта: обучается передавать ответственность за результаты и процессы ученикам, развивает у них самоконтроль, поощряет успехи, поддерживает выражение мнения, создает атмосферу сотрудничества, повышает степень вовлеченности учащихся, овладевает техникой ведения развивающего диалога.

Автор: Борисова Анастасия

Лингвист-педагог с совокупным стажем более 12 лет, бизнес-тренер в сфере повышения профессиональной и личной эффективности, сертифицированный коуч (Международный Университет Global Coaching).

Авторский проект в сфере домашнего обучения детей английскому — English4.me вдохновляет родителей и педагогов на маленькие, но ежедневные языковые подвиги, популяризирует обучение через игровое чтение. Сайт English4.pro о коучинге в обучении иностранным языкам призван знакомить читателей с техниками самостоятельной работы над повышением осознанности и эффективности обучения, раскрывать возможности методики коучинга как бесценного инструмента в руках педагога.