Роль коучингового подхода в саморазвитии ребёнка

Автор

Зарембо Наталья Ивановна

сертифицированный  коуч, учитель русского языка  и  литературы

МБОУ « Социально-экономический  лицей № 21

имени Героя России С.В.Самойлова» г. Пскова

Как  только  мы  начинаем  доверять  себе, мы  обнаруживаем, что  знаем, как жить.

Иоганн Вольфганг фон Гете

В статье «Использование   инструментов  коучинга  при  индивидуальном  проектировании  деятельности  учащегося»   был  описан  опыт  работы    с  одной  персоной   из  8  класса. В течение   2016-2017  учебного  года  воспитатель  использовал  в  своей  работе   инструменты  коучинга: «Колесо баланса», «Открытые вопросы», «Шкалу  удовлетворенности», « Линию  времени»,  « Стол  менторов».  Было  проведено  12 коуч-сессий.   В  результате    были  получены  хорошие  результаты:  ученик  окончил  8  класс без  двоек,  стал  более  уверенным  в  своих  силах,  приобрел  способность  определять  цели  и  направления  своего  самосовершенствования, способность  к  самокоррекции  посредством  уточнения  и  изменения  программы  работы  над  собой. Учащийся  начал  посещать  спортивную  секцию и  летом  2017  года  уже  участвовал  в  городских  соревнованиях, занимая  призовые  места.

 

              В 2017-2018  учебном  году,  кроме  перечисленных  инструментов  коучинга, воспитатель использовал    еще  один   не  менее  интересный  и  эффективный  инструмент  - «Пирамиду  логических  уровней»  в работе  с данным учеником. Калифорнийский  психолог Роберт  Дилтс  построил  простую  и  элегантную  модель  для  обдумывания  изменений  личности, обучения  и  коммуникаций. «Логические  уровни – это  модель  внутренней  иерархии  процессов  мышления,  изменений  и  обучения  человека  или  группы, в которой  каждый  уровень  при  движении  по  пирамиде  вверх  психологически  все  больше  влияет  на  человека  и  вовлекает  его»[1,с.74].Использование  данного  инструмента  помогает  отделить  поступки  и  действия   людей  от  того, кем  человек  является.

      Когда изменения  происходят  на  более  высоком  уровне (жизнь  стоит  того), они  могут  привести  к  изменениям  на  более  низком  уровне (заняться  новым  хобби  после  обеда). Существует  лишь  небольшая  вероятность  того,  что  какие-то  изменения  на  более  низком  уровне  без  осознания  их  на  более  высоком  уровне  будут  устойчивыми.  Именно  в  этом  заключается  суть  коучинга, направленного  на  поиск  решения, который  создает  изменения  с  помощью  трансформационных  коучинговых  сессий  и  упражнений.

    На  пути  к  настоящей  трансформации  коуч  работает  с  логическими  уровнями. Когда  ребёнок  обдумывает  детали  своих  действий, его  часто вдохновляет  целостное  видение  того,  что  он  делает.

 В   конце  9  класса  обучающийся  должен   успешно  сдать  экзамены  и  выбрать  свой  дальнейший  индивидуальный  образовательный  маршрут.  Использование  данного  инструмента  поможет  ему  в  решении  его  задач.

Пирамида  логических  уровней  позволяет  как  бы  составить  программу  действий  на  весь  учебный  год, поэтому  на  коуч-сессии  в  сентябре 2017 г.  был  использован  этот  инструмент:

-Петя, давай нарисуем  таблицу  логических уровней  и  заполним  её.       

Видение

Кто  получит  пользу?

-Скажи, пожалуйста, Петя, а кому  ещё  это  важно?  Ради  кого   ещё  ты  это  делаешь? 

- Это  важно  моей  маме, потому  что  она  за  меня  переживает,  а   ещё  учителям, которые  меня  учат,  и я не  хочу  позорить  школу.

Идентичность

 

-Петя, скажи, пожалуйста, каким  человеком  ты  хочешь  быть? Кем  ты  себя  видишь  в  будущем,  если  твои  мечты  осуществятся?

-Я хочу  получить  профессию, о  которой  мечтаю, а  затем найти  хорошую  работу  по  специальности  и  продолжить  обучение, может  быть,  заочно  или  на  вечернем  отделении  в  университете.

Ценности

-Почему  это  для  тебя  важно? Какие  для  тебя  в  этом  могут  быть  ценности?

- Я хочу  окончить  9  классов  максимум  с  двумя  тройками, хорошо  сдать  экзамены  и  поступить в  техникум  на  бюджетное  отделение, для  того  чтобы  получить  профессию, о  которой  я  давно  мечтаю.

Способности

-Петя, скажи,  а  как  ты  этого  достигнешь?  Какие  навыки  у тебя  уже  есть  и  какие  ты  хочешь  развить в себе?

-         Не  буду  нарушать  режим  дня,  регулярно  буду  выполнять  домашнюю  работу,  читать  дополнительную  литературу,  не буду пропускать  уроки,   опаздывать  на  занятия.

-         Я умею  выполнять  домашнюю  работу,  читать  литературу, отвечать  на  уроках, посещать  дополнительные  занятия  по  предметам. Но  мне  хотелось  бы  развить  в  себе  навыки  самостоятельного  выполнения  домашней  работы без  маминого и учительского   контроля,  посещения школьных  занятий  без  пропусков  и  опозданий, умения  работать  с  дополнительной  литературой  и интернетом.

Действия/Поведение

-Что для  этого  будешь  делать?   Какие  шаги  ты  сделаешь, чтобы  осуществить  свою  мечту?

- Составлю  план  действий  успешной  учебы, занятий  спортом, участия  в  соревнованиях,  посещения   факультативов   по подготовке  к  ОГЭ.

Таким  образом    заполняется  таблица,  и  ученик   дома  размещает заполненный  листок  с  данным  инструментом   на  своем  письменном  столе, чтобы  постоянно  видеть  ее.

       В  течение  учебного  года  коуч-сессии   с данным  учеником продолжаются, на  которых  звучат  следующие  вопросы:

-Что  даст  тебе  возможность  двигаться  дальше? Существует  ли  что-то,  что  может  вмешаться  или  остановить  тебя?

- Если  бы  ты  достиг  своей  цели,  что  бы  ты  приобрел?  Что  будет  для  тебя  доказательством  того,  что  ты  на  правильном  пути?  и  другие вопросы.

Таким  образом,  использование технологии  коучинга в  воспитательной работе  с отдельным  ребенком  позволяет   ему  реально  оценивать  свои  возможности  самоулучшения, быть  более  самостоятельным  в  своих  действиях  и  поступках.

                                                             Литература

  1. Аткинсон М. Жизнь  в потоке: Коучинг. – М., 2013.
  2. Аткинсон М. Коучинг. Новые возможности лидерства. – М.,2010, с.70-74.
  3. Бек Д. и  Кован К. Спиральная  динамика -  BestBusinessBooks, 2010.

               

Добавить комментарий