Развитие ресурса руководителя с помощью инструментов коучинга или реальный руководитель для реальных людей

Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с Вами опытом работы в групповом формате с кадровым резервом специалистов образования города Краснодара посредством применения коучинговых инструментов.

  • Как руководителю создать такую команду, которая была бы готова идти за ним и развиваться вместе с ним?
  • Как способствовать развитию ресурса руководителя образовательной организации?
  • Как научиться преодолевать сопротивление сотрудников и развивать их компетенции с помощью инструментов коучинга в образовании?

Наверняка, каждый лидер  в области образования так или иначе задумывался над этими вопросами не раз. Да, и вообще, где он реальный руководитель для реальных людей с человеческим лицом в образовательной организации?

 Вот такими глобальными вопросами мучилась я, когда собиралась ехать в командировку с группой резерва будущих директоров центров дополнительного образования,  кадровым резервом из числа будущих заведующих дошкольными учреждениями и  будущими директорами образовательных организаций города Краснодара.

 Фактически  это элита, будущие гуру педагогики, властители воспитательного процесса и судеб радивых и не очень радивых, но очень любимых  всеми нами дошкольников, школьников и просто детей.

Помимо психологического сопровождения и поддержки, которые необходимы были для работы с кадровым резервом, я ставила для себя еще одну стратегическую задачу –  познакомить коллег с коучинговыми инструментами и способствовать расширению картины мира их педагогического пространства посредством вдохновляющего коучинга, заразить их – организационным коучингом в образовании, чтобы сознание начало осознанно воспринимать, что изменения неизбежны, что меняться надо и только созидательная развивающая среда поможет стать эффективным лидером в своей организации, за которым пойдут и те инновации, которые грядут,  не заставят себя ждать, а  будущий руководитель будет  содействовать и способствовать развитию этих компетенций у всех участников образовательного процесса.

Вот  оно долгожданное  зимнее  Черное море, МУ КСОЦ «Ольгинка» и семь дней продуктивной учебы. Первым делом, ведь нужно создать этот коллектив, из совершенно незнакомых друг другу людей из различных ступеней образовательной системы, ведь во всем своя специфика. Школьники, дошкольники и дополнительное образование,  каково же было  удивление людей, когда они  начали совместную работу в командах;  ведь оказывается можно работать в едином образовательном пространстве и преемственность существует.

Предтеча  любой групповой работы – конечно,  знакомство и коммуникативный тренинг, но было важным для нас всех сделать этот совместный формат пребывания таким, чтобы оценка была сразу же на входе,  и мы могли бы понимать,  где мы  в наших изысканиях находимся сейчас,  и что самое,  немаловажное, а куда это нас будет  продвигать дальше?

 И каждую встречу, которая была интенсивным погружением, мы начинали с ответов в пространстве тренингового круга:  а в чем есть потребность продвинуться? А еще? А чего бы хотелось еще от себя, от присутствующих коллег?

Создав и сплотив коллектив для нас в групповой динамике было важным размышление над  вопросом, а как если бы вы уже были руководителем, то что бы вы сделали?

Конечно же,  создали продуктивную команду. Но как?

 Так, в тренинговом формате, мы,  по сути,  воссоздали реальную картину, а как если бы Вы были уже руководителем, то какие бы первые шаги вы сделали в этом направлении? Это позволило всем посмотреть на себя в перспективе этого своего развития.

В самом начале, я задавала вопрос, а чего вы хотите получить от пребывания здесь? Все крайне высоко мотивированно отвечали: хотим учиться, новых знаний. Это была крайне  высоко активная публика с высоким уровнем социального интеллекта;  затем я попросила, так в качестве утреннего  эксперимента, просто подойти друг к другу, положить руки на плечи, установить контакт глаза в глаза и искренне ответьте  на вопрос: а чего же тебе действительно хочется и при этом запомнить то самое, что удивило, поразило, заставило задуматься.

 И вот,  когда мы вновь сели в круг во второй раз,   и я спросила, а чего же действительно хотят люди, вспомните и расскажите Ваши впечатления, что запомнилось? И вот тут-то были реальные человечески желания: отдохнуть, сходить на море, выпить чашечку кофе, просто проснуться, пообщаться, позвонить домой, на работу. И когда я спросила, так насколько же разнятся высказывания в первом круге и втором, конечно же,  это вызвало улыбку и осознавание того, что так и в новом сообществе, необходимо создавать коллектив, чтобы цели были понятны, мотивация прозрачна, а потом уже только задумываться о выполнении  миссии, ведь она же должна быть выполнена, это же глубокие ценностные вещи, мы же работаем с детьми.

Я постоянно,   каждый день задавала вопросы следующего содержания: А что нового вы хотите узнать сегодня, А что Вас продвигает? А что нового Вы для себя открыли сегодня? А оцените по шкале насколько вы продвинулись  и что Вас изменило?

          И я отследила насколько все же это важно, когда человек,  понимает в какой именно точке своего следования к своим достижениям он находится,  и куда он продвигается и продвигается ли и какие ему необходимы ресурсы для дальнейшего осознанного следования. Это про безопасность, ценность и осознавание, в целом. Ведь  если у человека есть опыт и знания, важно еще и ясное понимание своей миссии и куда и с каким коллективом идти.

Мы  учились делать первый шаг в прямом смысле к своим достижениям на уровне телесной осознанности в том числе. Мало знать, понимать, важно еще преодолеть себя и сделать первый шаг, пожалуй, этот опыт был очень ценным. Когда видишь перспективу, применяешь к себе, проще двигаться к своим достижениям.

Кроме того, у нас были ежевечерние коучинговые тридцатиминутки, когда в формате индивидуальной коучинговой сессии, можно было уделить непосредственно внимание себе и своему проекту. Это про встречу с самим собой, про принятие себя, про эмоции, про жизнь, работу, про семью, про очень-очень многое. Для себя, как для коуча, специалиста в образовании я поняла, что развитие эмоционального интеллекта – одна из составляющих успеха лидера  в образования. И,  пожалуй, тот основополагающий фактор над развитием  которым необходимо работать.

Каковы же были темы наших личностных коучинговых тридцатиминуток? Да самые удивительные и разнообразные, диапазон их просто поражал, так,  например: как развить в себе умение сдерживать свои эмоции, как научиться работать со своей нетерпимостью, как побороть страх несоответствия ожиданиям руководителя,  как научиться использовать ораторские инструменты, как научиться выделять время для семьи, как сформировать трудоспособный коллектив, как  правильно наметить путь к чему идти, формирование упорядоченности в профессиональном становлении, как научиться отдыхать. Это все про нас. И это как вы понимаете, лишь часть того, что волнует. Темы наших индивидуальных запросов абсолютно  все коучинговые. Эта работа – фактический первый шаг, возможность обретения себя в этом исследовании.

Отвечая на вопрос,  каков же он реальный руководитель для реальных людей  и как создать команду, мы разбивались по микрогруппам, в которой работали и «дошкольники» и «школьники» и «специалисты дополнительного образования» и в рамках квадранта отвечали на вопросы:  Чего мы хотим от нашей команды, как мы можем  этого достичь, почему это важно, как узнать, что мы этого достигли. Самое удивительное – то, что в процессе совместной работы специалисты просто начинали понимать специфику работы образовательной организации друг друга, захотелось сходить к друг другу в гости «дошкольникам» к  «школьникам» и тд.

У  каждой команды рождалась своя метафора: «Когда мы едины – мы непобедимы.», «Образовательная организация  -  швейцарские часы.», «Как вы яхту назовете, так она и поплывет.», «Поставьте высокую цель и Вы ее достигнете.», «Победа любит старание.»  Сколько творчества, полета мысли, жажды воплощения!

Каковы же схожие потребности в формате создания команды?  Это тимбилдинг, командные тренинги, разрушение негативных убеждений у коллективов, создание эмоционально положительного настрой у коллектива организации,  проведение коучинговых сессий в организации и  вне стен её, работа психолога с коллективом, налаженная обратная связь, сплоченный коллектив, отсутствие кадровой текучести, налаженное конструктивное общение и взаимодействие.

Какие же возникают типовые  сложности работы на местах : Это конфликты,  нехватка практических знаний, отсутствие практики, отсутствие продуктивной коммуникации, отказ коллектива от  работывзаимодействия с родителями, отсутствие поддержки, профессиональное и эмоциональное выгорание, человеческая зависть и, как ни странно, горе от ума.

Фактически это групповое исследование и одновременно это   руководство к действию. Планомерному и продуктивному внедрению организационного коучинга в образовательные организации.

Работая с «Колесом баланса» в парах прорабатывали, те проблемые зоны, которые требуют особого внимания.

Инструменты коучинга интегративны и это как некое приглашение к исследованию.

О чем это для меня? Это исследование – первый шаг для изучения и внедрения организационного коучинга в образовательные организации. Это возможность длительного сотрудничества и совместного продвижения в развитии нашего образования и ресурса не только руководителя, но и всех участников образовательного процесса!

Автор

Маркова Л.М.

Педагог-психолог, заместитель руководителя МБОУ гимназии № 40 г Краснодара

Победитель Конкурса на обучение коучингу в Международном Эриксоновском Университете Коучинга, г. Краснодар

Добавить комментарий