Автор:
Фирулева Наталья
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 95
г. Нижний Тагил, Свердловская область

Это статья из опыта работы школ, внедряющих коучинговый подход
Урок «Части речи. Обобщение. Профессии», в обучающей структуре «СТЕ ЗЕ КЛАСС» с использованием техники «Сильные вопросы», 2 класс
В сценарии урока русского языка «Части речи. Обобщение», 2 класс используются следующие инструменты, техники и обучающие структуры:
- Техника «Сильные вопросы».
- Обучающая структура «Сте Зе Класс» - перемешанный класс (сингапурская методика).
Используемые техники, инструменты и структуры направлены на постановку целей, поиск идей и выстраивание их в план, на коммуникацию и сотрудничество. Урок проводится в формате мозгового штурма.
Ход урока:
На столах лежат схемы.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Учитель начинает урок с 4-х сильных вопросов, он задает их участникам, каждый отвечает самостоятельно, по желанию могут озвучить:
- Какой результат хочешь получить на уроке?
- Как поймешь, что получил результат?
- Почему этот результат так важен для тебя?
- Как можешь достичь результата 40 минут?
Сильные вопросы мотивационного этапа, позволяющие формировать регулятивные умения и развивать личностные результаты |
||
- Какой результат хочешь на этом уроке? - Как поймешь, что достиг результата? - Почему этот результат так важен для тебя сейчас? |
- С каким ожиданием сегодня на урок? - Как поймешь, что ожидание достигнуто? - Почему это ожидание так важно для тебя сейчас? - Как можешь достичь этого ожидания за 40 минут? |
- С какой целью на урок? - Как поймешь, что достиг результата? -Почему эта цель так важна для тебя сейчас? -Как придешь к этой цели за 40 минут? |
- Как можешь улучшить результат? (не обязательный вопрос) |
2 этап. «Мозговой штурм» - проведение в обучающей структурой «СТЕ ЗЕ КЛАСС» - перемешанный класс (10 мин.)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
- Ребята, определите род занятий людей со старых фотографий.
Каждый записывает индивидуально, под своей идеей подводит черту, по сигналу через 2 минуты начинают движение друг к другу для того, чтобы добавить, как можно больше идей участников к своему списку. После своей записи проводят горизонтальную линию, собирают идеи коллег, записывают, снова проводят линию, после чего готовы записывать новые идеи. При каждом новом контакте озвучивается только своя идея и записывается другая, после каждого контакта очерчивается горизонтальная линия. За 10 минут набирается у каждого участника по 6-9 идей, идея социального капитала работает в полном объеме.
- Какой частью речи являются слова?
-Каким современным словом можно заменить словосочетание «род занятий»?
- В чем отличие ……?
- Найдите орфограммы в слове ПРОФЕССИЯ. Запишите его в первой строке, подчеркните места орфограмм.
- Можем ли мы проверить написание?
СОТРУДНИЧЕСТВО В ПАРАХ.
Далее все рассаживаются за парты и работают в парах: 1,3 ряд – «партнеры по плечу», 2 ряд – «партнеры по лицу», соединяя два листочка с идеями в один. (10 мин) Для этого обязательна схема – организатор парной работы.
- Запишите названия профессий, которые не встречаются в современном мире. (водовоз, водонос, мореход, костоправ, кашевар, звездочёт, трубочист)
- Какой часть речи являются слова?
- Найдите общее в написании этих слов. (состоят из двух корней)
- напомните правило написания сложных слов….
- каждое название замените словосочетанием, запишите.
-Какими частями речи являются слова в словосочетаниях?
СОТРУДНИЧЕСТВО В ГРУППАХ.
Пары объединяются в 4 группы по 6 человек и группируют все идеи в мероприятия на своем ватмане, используя стикеры (на стикере проще записывать идеи) и маркеры (15 мин).
- Вспомните профессии современного мира, названия которых сложились из двух корней.
Сталевар, бортинженер, скалолаз, микрохирург, пчеловод, экскурсовод.
- На какие группы можно разделить слова? (бортинженер, микрохируг – слова без соединительной гласной)
- Замените слова словосочетаниями.
- Составьте и запишите предложения.
- Определите, какие части речи вы использовали?
- Для чего в ваших предложениях появились имена прилагательные?
- Предлоги?
- как вы полагаете, а какие профессии будут в будущем?
-Запишите название, чем будет заниматься, какими качествами надо обладать?
(на доске все слова разделить на группы по частям речи)
Д/З - составить рассказ из 5 предложений «Кем я хочу стать», определить все части речи.


3 этап. Рефлексивный. Используется «Техника сильных вопросов» (5 мин)
- Что нового для себя узнали?
- Что полезного (ценного, важного) для себя узнали?
- С чем уходите?
Что полезного было сегодня для тебя?». В конце урока на этапе рефлексии очень важна обратная развивающая связь учителя как зона роста ученика.
Возможны такие сильные вопросы на регулятивные умения и личностные результаты:
- Мне кажется, ты проделал большую работу.
- Что ты сам думаешь об этом?
- Чему ты научился сегодня?
- Насколько ты удовлетворен результатом? И, тогда как? И тогда что?
- Каким ты видишь свое движение после урока в домашней работе?
- Как ты хочешь проявить себя в долгосрочном домашнем задании? Я заметила, как быстро ты сегодня сформулировал цель. Как тебе это удалось?
- Без чего это было бы невозможно?
- Сегодня я услышала больше уверенности в твоем голосе, когда ты рассказывал об … Что произошло?
Как, учитель-партнер, делюсь сама, с чем ухожу: Для меня, учителя, важного было на уроке? Что ценного для меня учителя?
4 этап: управление прогрессом и ответственностью ученика. Домашнее задание (техника «Сильные вопросы»):
И что домой? Что берешь с урока? Что готовы сделать прямо сейчас? В какой срок? Что уже хочется сделать? И твой первый шаг? Как ты можешь поддержать себя? Что может помешать тебе? Насколько я могу быть тебе полезна? Что планируешь сделать? Каков твой первый шаг? Что хочется сделать?