«Разработка педагогического совета: «Профессиональная компетентность учителя или «Педагог, который работает не так!»

Автор:

Матвеева Елена Юрьевна,

зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 4 с. Лая Пригородный район Свердловской области,

e-mail: monos3@mail.ru

Это первая из двух статей, явившихся результатом обучения коучингу и представляющих разработки педагогического совета, с элементами коучинговых технологий

По окончании курса повышения квалификации: «Профессиональное мастерство педагога: реализация коучингового подхода» мною был разработан сценарий педагогического совета по теме: «Профессиональная компетентность учителя или «Педагог, который работает не так!»».

При разработке сценария педагогического совета мною были использованы следующие инструменты и техники коучингового подхода: стратегия Уолта Диснея, техника сильных вопросов, техника SMART-целей, модель «Презентаторы», прием «Три смелых шага».

Работа на педагогическом совете проводится в командной форме. В команде педагогов должно быть не более 11 человек (модель «1+1=11»).

Ход педагогического совета

I этап. Мотивационный – 7 минут.

 На мотивационном этапе ведущий, используя технику сильных вопросов, задает представителям команды педагогов 4 вопроса на мотивацию:

- С каким ожиданием вы сегодня пришли?

- Как вы поймете, что ожидание оправдалось?

- Почему это так важно для вас?

- Как вы можете достичь этого ожидания за время педагогического совета?

Очень важно внимательно слушать, что отвечают педагоги,  и задавать вопросы, используя их термины.

Цель этапа – фокусировка на результат.

II этап. Мозговой штурм в стратегии Уолта Диснея.

Стратегия Уолта Диснея – это методика креативности, которая проводится в форме ролевой игры. В ней участники рассматривают поставленную задачу с трех точек зрения: творческой, реалистичной и критической. Цель техники «Стратегия Уолта Диснея»: организовать процесс мышления человека при планировании таким образом, чтобы помочь ему использовать уже имеющиеся у него творческие способности  в нужное время и в нужном месте.

Команда педагогов работает последовательно в трех направлениях: целеполагание, реализация и разумная критика. Таким образом, им предлагается три ватмана: «Мечтатели», «Реалисты», «Критики».

 

На этапе целеполагания (10-20 минут) команда педагогов работает на ватмане «МЕЧТАТЕЛИ» со следующими вопросами:

- Как выглядит наилучшее решение этой задачи?

- Как эту цель достигали бы самые лучшие эксперты?

Цель данного этапа – формулировка идей.

В течение указанного времени команда педагогов формулирует различные идеи по обозначенной проблеме. Важно помнить, что на данном этапе все озвученные идеи принимаются и все они должны быть записаны на полученном ватмане. Пространство работы «Мечтателей» должно быть организовано следующим образом: удобные стулья, где можно занять расслабленную непринужденную позу.

Следующий этап – реализация (10-20 минут), где команда педагогов перемещается в другое рабочее пространство: стол, вокруг которого расставлены стулья. На данном этапе педагоги работают с ватманом «РЕАЛИСТЫ», где указаны следующие вопросы:

- Какие конкретно действия и шаги можно предпринять для реализации этих идей?

- Какие ресурсы необходимы?

Целью данного этапа является разработка плана реализации идей мечтателей. Результатом станет план работы с конкретными действиями и мероприятиями по реализации предложенных идей.

По завершении работы с ватманом «РЕАЛИСТЫ» команда педагогов снова перемещается в иное рабочее пространство: к столу с ватманом «КРИТИКИ» (важно учесть, что вокруг стола отсутствуют стулья). На данном этапе разумной критики (10-15 минут) педагоги выявляют проблемные зоны, слабые места составленного плана, определяют, какая поддержка необходима для реализации идей. На ватмане обозначены следующие вопросы:

- Что может помешать реализации идей?

- Кто и как может помочь в решении этой проблемы?

Цель этапа: проверка на реалистичность, экологичность и согласованность с другими целями. Результатом работы команды педагогов на этом этапе станет откорректированный и уточненный план реализации предложенных идей. Важно помнить, что «Мечтатели» никогда не встречаются с «Критиками».

По окончании работы все идеи оформляются в один ватман, который выглядит следующим образом:

 

ПРЕЗЕНТАТОРЫ

Что делать?

Когда?

Кто? (исполнитель и ответственный)

Ресурсы (при помощи кого? чего?)

       

Следует обратить внимание педагогов на то, что колонка «Кто?» остается незаполненной. Работа должна продолжаться не более 30 минут. Цель: структурировать полученные данные по проблеме.

По окончании оформления ватмана с таблицей представитель команды педагогов  презентует полученные решения.

После презентации ведущий задает команде педагогов вопросы smart-целей. Возможны следующие сильные вопросы:

- Что конкретно хотите? На каком материале? Какими способами?

- Как поймёте, что цель достигнута? Какие критерии включаете?

- Насколько цель реальна? А это реально сейчас?

- Насколько актуальна? Почему актуальна сейчас?

- К какому сроку?

Далее следует обратить внимание педагогов на незаполненную колонку «Кто?» на ватмане «Презентаторы».  Ведущий, используя инструмент «Три смелых шага», предлагает каждому педагогу на трех стикерах написать свое имя и разместить данные стикеры напротив тех мероприятий, в которых они готовы участвовать. Так будет заполнена колонка «Кто?» на ватмане «Презентаторы». В случае если какое-либо мероприятие не получило реализаторов, то данная идея исключается из плана на определенный срок. Это значит, что мероприятие будет реализовано в более позднее время.

III этап. Рефлексивный – 5 минут.

Необходимо помнить, что рефлексия по содержанию максимально схожа с мотивацией.

На данном этапе ведущий, используя технику сильных вопросов, организует получение обратной связи от команды педагогов. Возможны следующие открытые вопросы:

- Что нового было для вас сегодня?

- Что полезного вы получили?

- Что унесете с собой?

Ведущий также может поделиться своими ощущениями.

Результатом подобного педагогического совета станет готовый план работы по обозначенной проблеме.

Используемые техники, модели и приемы коучингового подхода позволяют организовать работу педагогов в форме интенсивной развивающей беседы партнеров, обеспечивающей активное обучение в момент беседы и после нее.

Добавить комментарий