Проведение родительского собрания в коучинговом формате: или собрания для просвещенного и включенного родителя

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

председатель регионального отделения Всероссийского общественного движения

"Национальный родительский комитет" в г. Екатеринбург и Свердловской области

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Наибольшую сложность в построении эффективной коммуникации классного руководителя и родителей вызывает организация родительских собраний в групповом и командном формате для просвещенного и включенного родителя. На первый план в сотрудничестве с родителями  выходят преадаптивные гибкие модели (Soft Skills), которые не только готовят родителя к разнообразным ситуациям, но и применимы уже здесь и сейчас в реальных жизненных событиях в воспитании детей.

В этих моделях сотрудничество с родителями построено на том, чтобы они сами могли конструировать различные воспитывающие  нестандартные, сложные даже хаотичные ситуации, помогающие им принимать решения экологичные для себя и своего ребенка.

Здесь стоит определиться с понятиями эффективная коммуникация, «включенный родитель» и «просвещенный родитель».

Эффективная коммуникация – это всегда общение на «вызове», ведущее иногда к выходу из «зоны комфорта», что приводит не только к выбору оптимальных решений, но и большей осознанности и ответственности участников коммуникации. Часто путают с бесконфликтным общением – общением с опорой на факты, доверие, безоценочность, не директивность.

Я как классный руководитель провожу собрания в групповом и командном коучинге для просвещенного и включенного родительства. Ключевая характеристика здесь – позитивность, настроенность не только на индивидуальный, но и командный результат в позиции «взрослый – взрослый».

По мнению Светланы Чумаковой, МСС ICF, именно включенность создает сегодня самые высокие результаты и показатели, создает умения и навыки реагировать гибко на любые изменения, вызовы. Одно из основных умений классного руководителя сегодня – это умение вовлекать родителей в их собственную работу «быть позитивным родителем».

Особую настороженность сегодня вызывает у классного руководителя проведение собраний в обучающей тишине, глубоких паузах, общение на основе открытых вопросов, иногда сильных (максимально индивидуальных для родителей).

Приведу пример родительского собрания в стратегии  сначала включенного родителя (причастный к чему – либо важному, значимому в жизни не только своего ребенка, но и коллектива в котором он находится) переходящей в просвещенного родителя (знание родителя о своем ребенке).

Родительское собрание по теме «Преимущество гаджетов в жизни моего ребенка». Сначала проводим для включенных родителей в командном формате в обучающей структуре «СТЕ ЗЕ КЛАСС» сингапурской методики.

Затем команда родителей делится на 5 групп и из общего количества набранных идей выбирают 3 ключевых, которые записывают на общем флипчарте. Затем классный руководитель у каждой группы уточняет ясность и прозрачность генерируемых идей за счет открытых вопросов компетенции 4 «Коучинговое присутствие» и компетенции 5 «Активное слушание». Потом проводим точечное голосование, каждый ставит 3 плюса за те идеи, которые считает актуальными.

Затем переходим работать в стратегию просвещенного родителя – это групповой коучинг в обучающей тишине. Прежде чем родители выберут за воплощение какой идеи в жизнь они будут отвечать, классному руководителю необходимо поработать на их просвещение, а какой навык необходим каждому родителю, чтобы воплотить идею в жизнь?

Модель группового коучинга «Soft skills»:

  1. Какой навык вы хотели бы развить?
  2. В каком контексте вам это важно и почему?
  3. Если этот навык у вас будет развит полностью/ оптимально/максимально/  как  вы хотите, как  вы это  поймете? По каким критериям, показателям?
  4. Если ваш желаемый результат – это  10 баллов, то на  каком  балле  вы сейчас?
  5. Что есть на этом  балле?
  6. Что будет вашими  шагами  к  следующему  баллу?
  7. Какие сроки вы  видите  для  себя  в достижении этой  задачи?

Затем классный руководитель по желанию спрашивает родителей о том, какой вопрос особенно заставил задуматься, что удивило в ответах, на чем хочется сфокусироваться в первую очередь?

Только после этого снова группа превращается в команду и каждый выбирает ту идею, в реализации которой будет участвовать (три стикера с собственным именем прикрепляют к той идее или идеям в реализации которых будут участвовать).

Сегодня классному руководителю необходимо как мягкий инструмент в компетенции – коучинговое присутствие, так называемая максимальная включенность на уровне я «слышу, вижу, чувствую тебя», здесь и сейчас я постоянно откликаюсь на твои смыслы познания жизни, я воспринимаю тебя целостно в процесс коммуникации «Я» - «МЫ» - «СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК И ЦЕННОСТЕЙ».

Коучинговое присутствие у классного руководителя  проявляется через способность быть в со-трудничестве «делаем вместе»; готовности наблюдать, делиться своими наблюдениями, эмоциями, ощущениями, быть в эмпатии, но при этом максимально нейтральным с опорой на фактичное мышление.

Это позволит классному руководителю в эффективной коммуникации создавать такие отношения партнерства с родителями, которые позволяют каждой стороне продемонстрировать открытую, гибкую и уверенную манеру поведения, различные жизненные стратегии.

Это родительские собрания «не от мозга», а «от сердца», когда классный руководитель не молчит, а показывает всем своим существом, что он здесь, максимально быстро откликаясь паузами, вопросами, юмором, импровизацией, артистичностью, своими смелыми предположениями на различные смыслы родителей класса.

Добавить комментарий