Проектирование занятий со студентами с применением коучингового подхода

Данная программа рассчитана на 4 месяца – 1 семестр для второго курса специальности «Дизайн архитектурной среды». Задача данного курса, помимо освоения необходимых знаний по проектированию, запустить в группе активную работу в командах, активизировать потенциал каждого студента, активизировать мотивацию студентов к поиску новых инновационных решений.

Студенты самостоятельно разделились на 3 команды по 5 человек. Каждая команда выбрала лидера, а также ребята постарались определить свои роли в команде, опираясь на свои сильные стороны. С лидерами была проведена установочная беседа по 4 вопросам планирования. После этого команды сформулировали цели и задачи, которые они собрались достичь в рамках этого семестра.

Для задания «Инновационная молодёжная среда в городе» я решила применить практику «Дизайн-мышления», состоящая из пяти этапов: Эмпатия, Фокус, Идея, Прототип и Тест.  На каждом занятии проходит защита и обсуждение выполненного объёма работы.  Каждое занятие я получаю обратную связь от студентов и могу гибко корректировать работу групп. С лидерами я веду отдельную работу, помогая им сделать работу в группе более слаженной и эффективной.

Так после второго этапа «Фокус» я провела встречу с лидерами команд, где мы поработали с техникой «Колесо баланса». Ребята сами выделили те критерии, которые важны в работе команды.  С помощью этой техники лидерам было предложено осмыслить работу своих команд и придумать шаги для преодоления кризисной ситуации и поиска потенциальных возможностей для повышения эффективности работы группы.

cok1

Основные проблемными секторами лидеры сразу же назвали сектор «Мотивация» и «Уважение», они же были названы как секторы , изменения в которых приведут к общим позитивным  результатам в работе. Лидерам было предложено обсудить эти секторы уже в виде шкал со своими командами.  (Применение метода шкалирование)

На этапе «Фокус» командам была выделена общая мастерская, где каждой команде было предложено создать свою поддерживающую среду.

Команда 1

cok2

Команда 2

cok3

Команда 3

cok4

В течении всего времени ребята дополняют её новыми данными, собственными наработками.

На четвертом этапе «Прототип» команды выходят на финишную прямую, и я думаю здесь можно будет применить метод «Линия времени» для того, чтобы лучше понять этапы работы над финальной частью проекта и спланировать защиту, так же здесь можно снова обратиться к 4 вопросам планирования.

Поскольку работа с этим курсом шла параллельно с моим обучением на курсах по коучингу, то применение методик я вплавляла в свою работу по мере изучения оных. Хочу отметить, что в начале проекта одна из групп была образована по остаточному принципу. В ней оказались студенты, которых остальные не захотели позвать в свои команды. Для меня это стало полной неожиданностью, но именно методики коучинга позволили нашим «аутсайдерам» стать «Командой мечты» успешно работать, держать темп и показывать убедительные результаты.

По окончании семестра я бы хотела провести итоговое занятие с каждой из команд, где мы могли бы обсудить результаты работы в командах и возможность оценить каждому студенту собственный рост и поставить личностные и профессиональные задачи на следующий семестр.  (Метод шкалирования, колесо баланса, 4 вопроса планирования).

 

Автор Дарья Соколова, работает старшим преподавателем на кафедре «Дизайн», Новгородского Государственного Университета имени Я. Мудрого.

Данную работу с курсом проводит с коллегой доцентом кафедры Гаврюшкиным Андреем Владимировичем.
Дарья готова поделиться опытом организации командной работы студентов над заданиями различной сложности в учебном процессе.
Связаться можно по s-boroda7@mail.ru