Проектирование Программы развития школы в коучинговом формате

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

(ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF)

Вебинара Натальи Гульчевской АСС ICF

Признательна  УЧИТЕЛЯМ - МАСТЕРАМ!

Программа развития - это стратегия развития школы, в которой четко обозначены условия ее развития: кадровые, материально-технические, финансово-экономические, информационно-аналитические. Часто этот программный документ в школе выглядел как инновационный проект – «заоблачная гипотеза» и «прекрасные дали» ни чем, кроме энтузиазма школы не подкрепленный.

В статье  28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации [Закон 273-ФЗ Об образовании в РФ 2018] [Глава III] [Статья 28] в установленной сфере деятельности относятся:

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Сейчас требования к программе развития носят более прогностичный и реалистичный характер, включая в себя:

- проектный характер Программы, необходимость опоры на методологию управления проектами.

- связь Программы с государственными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании.

- возможность широкого общественного участия в разработке и обсуждении Программы;

- акцент на опережающем ресурсном обеспечении Программ и трезвого расчета реальных сроков и темпов перехода на профильное обучение с учетом возможностей региона.

В критерии экспертной оценки Программы входят следующие:

- актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательной организации).

- прогностичность (ориентация на удовлетворение "завтрашнего" социального заказа на образование и управление образовательной организацией, и учет изменений социальной ситуации).

- эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов).

- реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов (в том числе - возникающих в процессе выполнения Программы) возможностям).

- полнота и целостность Программы, наличие системного образа образовательной организации, с отображением в комплексе всех направлений развития.

- проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе).

- управляемость (разработанный механизм управленческого сопровождения реализации Программы).

- контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей).

- социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров).

Каждая образовательная организация сама выбирает модели проектирования стратегических ресурсов, которые позволяют максимально точечно разработать этот программный документ.

В своей школе мы используем модель проектирования стратегичексимх ресурсов, предложенную на программе «Коучинг в образовании: возможности без границ» Натальей Гульчевской АСС, ICF. На одном ватмане проектная группа школы визуализирует систему развития школы на несколько лет. Данная модель работает как при описании уже работающего продукта, так и разработки нового. Для нашей управленческой команды модель оптимальна, так как возможна ее постоянная корректировка, четко и ясно в ней простроены внутренние и внешние коммуникации.

«Стратегическая модель проектирования Программы развития школы»

 В данной статье хочется рассмотреть те этапы  разработки Программы развития, которые для нашей команды были явно новыми и позволили расширить нам наши управленческие навыки.

Ценностное предложение Программы развития:

- как, исходя из наилучшего решения самой значимой проблемы, может звучать наше ценностное уникальное предложение, в чем его уникальность и ресурсный потенциал, в чем максимальная польза для развития школы?

Например: «создание системы поддержки и развития научно-технического  творчества учащихся  в условиях инновационной развивающейся образовательной среды».

Предоставленная ценность:

Удобство. Минимум времени, максимум удобства (благодаря этому вышли на нелинейное обучение, динамическое расписание, методику перекрестного обучения в смешанных группах в формируемой части ОП и плане внеурочной деятельности).

Цена. Расчет доходов от внебюджетной деятельности, финансирование учредителя в части развития школы, гранты и спонсорство.

Дизайн. Много времени ушло на дизайн инфраструктуры школы, в итоге родились 6 проектов дизайна, включая пришкольный участок, лего-миры как образовательные события, итеральные модели проектов. Работа над дизайном помогла нам запустить пусть пока на начальном этапе Agile технологии.

Бренд, статус. Долго  продумывали брендирование обычной школы (раньше называли позиционирование в социуме). Наш бренд – качественное образование в поддерживаюшей среде взрослых и детей в нелинейном обучении.

Снижение издержек и рисков (акцент делали на имеющиеся ресурсы школы, включая кадровые – например, школьное командообразование на идее «социального капитала» как основная форма внутрифирменного повышения квалификации).

Очень долго спорили по формуле ценностного предложения. Впервые так работали, сейчас на этапе разработки проекта учащимся и педагогам тоже предлагаем эту формулу движения вперед «Формула прорыва» (так мы ее называем).

 Формула ценностного предложения

 Наша школа __________________

Делаем (что)___________________

Для (кого)______________________

Чтобы (решение проблемы и выгоды) _________________________________

С помощью (секретный рецепт)_________________

Над секретиком пришлось «голову поломать». Получился настоящий рецепт «вкусной» Программы развития, понятной каждому, кто в ней участвует.

Очень интересно было работать с «Форой». Фора – это наличие «нечестного» конкурентного преимущества. Для нас это оказалось сложной управленческой задачей: «как своих конкурентов, пусть даже потенциальных, сделать партнерами?». Вышли на сетевое взаимодействие с другими школами, актуализировав им свои сильные ресурсы как потенциальные возможности для их развития. В итоге работают сейчас 4 межшкольные сетевые команды в рамках разных подпроектов Программы развития. Учредителю тоже такая политика интересна сегодня, так как издержки минимальны, а рост ресурсов значителен за счет «социального капитала» самих организаций.

Проводим все это в форме стратегических сессий в коучинговом сопровождении:

- опора на факты;

- нейтрально, не директивно, безоценочно;

- доверие к себе и команде;

- основной инструмент - открытый вопрос не только информационный, но и исследовательский, мотивационно-рефлексивные модели, развивающие беседы партнеров;

- ошибка – это новый опыт, позволяющий выйти из зоны комфорта и значительно улучшить ситуацию и себя в ней.

Такая деятельность помогает исследовать не только сложившуюся систему работы школы, но и выходить на новые горизонты ее развития.

Добавить комментарий