Автор:
Анянова Ирина Викторовна,
коуч ICF, основатель проекта «ICF школам России»,
e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina
Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»
(ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF)
Вебинара Натальи Гульчевской АСС ICF
Признательна УЧИТЕЛЯМ - МАСТЕРАМ!
Программа развития - это стратегия развития школы, в которой четко обозначены условия ее развития: кадровые, материально-технические, финансово-экономические, информационно-аналитические. Часто этот программный документ в школе выглядел как инновационный проект – «заоблачная гипотеза» и «прекрасные дали» ни чем, кроме энтузиазма школы не подкрепленный.
В статье 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации [Закон 273-ФЗ Об образовании в РФ 2018] [Глава III] [Статья 28] в установленной сфере деятельности относятся:
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Сейчас требования к программе развития носят более прогностичный и реалистичный характер, включая в себя:
- проектный характер Программы, необходимость опоры на методологию управления проектами.
- связь Программы с государственными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании.
- возможность широкого общественного участия в разработке и обсуждении Программы;
- акцент на опережающем ресурсном обеспечении Программ и трезвого расчета реальных сроков и темпов перехода на профильное обучение с учетом возможностей региона.
В критерии экспертной оценки Программы входят следующие:
- актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательной организации).
- прогностичность (ориентация на удовлетворение "завтрашнего" социального заказа на образование и управление образовательной организацией, и учет изменений социальной ситуации).
- эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов).
- реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов (в том числе - возникающих в процессе выполнения Программы) возможностям).
- полнота и целостность Программы, наличие системного образа образовательной организации, с отображением в комплексе всех направлений развития.
- проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе).
- управляемость (разработанный механизм управленческого сопровождения реализации Программы).
- контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей).
- социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров).
Каждая образовательная организация сама выбирает модели проектирования стратегических ресурсов, которые позволяют максимально точечно разработать этот программный документ.
В своей школе мы используем модель проектирования стратегичексимх ресурсов, предложенную на программе «Коучинг в образовании: возможности без границ» Натальей Гульчевской АСС, ICF. На одном ватмане проектная группа школы визуализирует систему развития школы на несколько лет. Данная модель работает как при описании уже работающего продукта, так и разработки нового. Для нашей управленческой команды модель оптимальна, так как возможна ее постоянная корректировка, четко и ясно в ней простроены внутренние и внешние коммуникации.
«Стратегическая модель проектирования Программы развития школы»
В данной статье хочется рассмотреть те этапы разработки Программы развития, которые для нашей команды были явно новыми и позволили расширить нам наши управленческие навыки.
Ценностное предложение Программы развития:
- как, исходя из наилучшего решения самой значимой проблемы, может звучать наше ценностное уникальное предложение, в чем его уникальность и ресурсный потенциал, в чем максимальная польза для развития школы?
Например: «создание системы поддержки и развития научно-технического творчества учащихся в условиях инновационной развивающейся образовательной среды».
Предоставленная ценность:
Удобство. Минимум времени, максимум удобства (благодаря этому вышли на нелинейное обучение, динамическое расписание, методику перекрестного обучения в смешанных группах в формируемой части ОП и плане внеурочной деятельности).
Цена. Расчет доходов от внебюджетной деятельности, финансирование учредителя в части развития школы, гранты и спонсорство.
Дизайн. Много времени ушло на дизайн инфраструктуры школы, в итоге родились 6 проектов дизайна, включая пришкольный участок, лего-миры как образовательные события, итеральные модели проектов. Работа над дизайном помогла нам запустить пусть пока на начальном этапе Agile технологии.
Бренд, статус. Долго продумывали брендирование обычной школы (раньше называли позиционирование в социуме). Наш бренд – качественное образование в поддерживаюшей среде взрослых и детей в нелинейном обучении.
Снижение издержек и рисков (акцент делали на имеющиеся ресурсы школы, включая кадровые – например, школьное командообразование на идее «социального капитала» как основная форма внутрифирменного повышения квалификации).
Очень долго спорили по формуле ценностного предложения. Впервые так работали, сейчас на этапе разработки проекта учащимся и педагогам тоже предлагаем эту формулу движения вперед «Формула прорыва» (так мы ее называем).
Формула ценностного предложения
Наша школа __________________
Делаем (что)___________________
Для (кого)______________________
Чтобы (решение проблемы и выгоды) _________________________________
С помощью (секретный рецепт)_________________
Над секретиком пришлось «голову поломать». Получился настоящий рецепт «вкусной» Программы развития, понятной каждому, кто в ней участвует.
Очень интересно было работать с «Форой». Фора – это наличие «нечестного» конкурентного преимущества. Для нас это оказалось сложной управленческой задачей: «как своих конкурентов, пусть даже потенциальных, сделать партнерами?». Вышли на сетевое взаимодействие с другими школами, актуализировав им свои сильные ресурсы как потенциальные возможности для их развития. В итоге работают сейчас 4 межшкольные сетевые команды в рамках разных подпроектов Программы развития. Учредителю тоже такая политика интересна сегодня, так как издержки минимальны, а рост ресурсов значителен за счет «социального капитала» самих организаций.
Проводим все это в форме стратегических сессий в коучинговом сопровождении:
- опора на факты;
- нейтрально, не директивно, безоценочно;
- доверие к себе и команде;
- основной инструмент - открытый вопрос не только информационный, но и исследовательский, мотивационно-рефлексивные модели, развивающие беседы партнеров;
- ошибка – это новый опыт, позволяющий выйти из зоны комфорта и значительно улучшить ситуацию и себя в ней.
Такая деятельность помогает исследовать не только сложившуюся систему работы школы, но и выходить на новые горизонты ее развития.