Автор
Бородина Ольга Сергеевна,
кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории ГБПОУ РО "Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва".
Выпускник КПК "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО, 72 часа"

ФГОС требует, чтобы у учащихся формировались все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Следует отметить, что использование на уроке «Линии времени» позволяет сформировать все эти УУД, особенно регулятивные, в частности: целеполагание, планирование, коррекция, оценка качества работы. Каким образом можно использовать «Линию времени» на уроках русского языка с этой точки зрения?
В начале урока учитель объявляет тему, например, «Способы связи слов в словосочетании» и просит учащихся определить цель урока каждому для себя. После этого учитель предлагает построить «Линию времени», которая будет равна времени изучения темы (2 урока, в разные дни недели).
В конце «Линии времени» учащимся предлагается записать, как должен выглядеть результат достижения цели, что они будут при этом ощущать, чувствовать, переживать, например: «Я получу 5 по проверочной работе, так как буду хорошо знать материал», «Я буду отличать способы связи слов в словосочетании, определять их в разных словосочетаниях», «Я научусь строить словосочетания с разными способами связи слов» и так далее. После этого совместно с учителем ученики простраивают шаги на «Линии времени»:

- Какой шаг мы делаем первым к достижению цели и когда?
– Сегодня на уроке знакомимся с теоретическими сведениями по теме, задаём вопросы.
Как вам удобно знакомиться с теорией?
Учащиеся отвечают на данный вопрос, и тогда учитель может для выполнения этой работы разделить класс, исходя из предпочтительного способа работы: кто-то изучает материал самостоятельно по учебнику и делает выписки и конспекты, кто-то работает в парах, объясняя материал друг другу, задавая вопросы и получая разъяснения, кто-то слушает объяснение учителя. То есть, работая с «Линией времени», ученики могут не только планировать шаги, но и выбирать наиболее оптимальный способ работы, что даст возможность учителю осуществить индивидуальный и дифференцированный подход.
Как вы поймёте, что теория понята, усвоена? – Сможем ответить на вопросы и выполнять практические упражнения.
Когда мы сделаем этот шаг? – Сегодня на уроке.
- Какой шаг мы сделаем следующим? – Составим алгоритм работы по определению способа связи слов в словосочетании на основе изученных теоретических сведений.
И опять учащиеся определяют, когда они это делают и как им удобней работать.
- Какой будет наш следующий шаг? – Выполнение упражнений для отработки навыка.
Учащиеся самостоятельно отбирают для себя упражнения, решают сколько упражнений им необходимо, как будут их выполнять, когда (на уроке) и сколько времени им на это понадобится.
Что для вас будет являться результатом на этом уровне? Что для вас будет сигналом, что вы достигли результата на этом уровне и можно делать следующий шаг? Учащиеся отвечают на данный вопрос, определяя результат индивидуально.
- Следующий шаг? – Попросим у учителя более сложные упражнения. Когда и как будем их выполнять? И здесь более слабые учащиеся могут пропустить этот шаг, выполняя предыдущие упражнения, если они не успевают по времени.
- Каков наш пятый шаг? – Определим на уроке с учителем, что получилось, что осталось непонятным, выберем домашнее задание.
- Следующий шаг? – Дома хорошо выучим теорию, потренируемся, выполняя упражнения, разбирать словосочетания, создавать собственные по заданным схемам.
- Наш следующий шаг? – На следующем уроке проверим правильность выполнения домашнего задания, ответим на вопросы учителя, расскажем правила.
- Следующий шаг? – Разберём трудные случаи, потренируемся в разборе словосочетаний.
- Какой следующий шаг? – Напишем проверочную работу в конце второго урока.
- По итогам проверочной работы будем планировать следующие шаги.
Данная работа в начале изучения темы позволит учащимся сформулировать цели, подобрать подходящий для каждого способ обучения, определить последовательность шагов, т.е. осуществить планирование, выбрать упражнения для работы, скорректировать свои действия, определить критерии оценки прохождения каждого этапа, и в результате - достичь поставленной цели. Таки образом использование «Линии времени» на уроке, на этапе целеполагания и мотивации позволяет достигать всех результатов обучения по ФГОС (личностных, метапредметных и предметных).
«Линию времени» можно использовать и на уроках литературы при изучении жизни героев произведения. Необходимо выстроить линию времени, определить, какая цель была у героя на каждом этапе его жизни, насколько он получал удовлетворение по десятибалльной шкале на каждом этапе.
Кроме того, эффективно применять линию времени при подготовке к экзаменам, зачётам, при подготовке к написанию сочинения, творческой или исследовательской работы, при планировании проектной деятельности.
В воспитательной работе эффективно применять линию времени в следующих ситуациях:
- планирование индивидуальной работы учащихся (ученики предлагают, какую основную цель они хотят достичь в этом месяце, четверти, полугодии, году и простраивают на «Линии времени» шаги по её достижению);
- в классе запланировано мероприятие и ученики на «Линии времени» совместно составляют план подготовки;
- планируя работу класса на учебный год, четверть, ребята на линии времени отмечают, какие мероприятия, экскурсии, классные часы, праздники хотели бы провести с указанием времени, чтобы план работы был чётко продуман;
- в 9 и 11 классах в начале года «Линию времени» можно использовать как средство планирования этапов подготовки к экзаменам как для всего класса, так и индивидуально для каждого ученика;
- в РОУОР учатся спортсмены, поэтому «Линию времени» можно использовать для планирования спортивной подготовки к соревнованиям;
- в старших классах линию времени можно использовать и как средство самоопределения учащихся: Подумайте, кем вы хотите быть в будущем? Представьте, что вы закончили школу, поступили в институт, состоялись в выбранной профессии, в жизни, реализовали свои планы, и через 15 лет после окончания школы вы встречаетесь со своими одноклассниками. Чем вы гордитесь? О каких своих достижениях рассказываете друг другу? Что вы чувствуете? Ваши ощущения, эмоции, когда вы об этом говорите. Запишите это в конце вашей линии времени. А теперь подумайте и запишите те шаги, которые вы сделали, чтобы прийти к этому состоянию, начиная с сегодняшнего дня. Вы можете писать их от настоящего времени к концу линии (в будущее) и наоборот, как бы «отматывая плёнку назад». Напишите время, когда был сделан каждый шаг. Так учащиеся осознают свои интересы в жизни, определяют, что для них важно, и составляют план достижения цели. Это также даёт ученикам понимание того, что ничто не случается вдруг, к любой цели надо планомерно двигаться.