Автор
Чибисова Елена Станиславовна,
Учитель физики и технологии, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 105 г.Омска имени Героя Советского Союза Н.П.Бударина»
Победитель Конкурса Учителей на обучение коучингу

Два модуля программы «Наука и искусство трансформационного коучинга» позади… Шквал эмоций, множество положительных изменений, радостных моментов вошло в мою жизнь за это время! Очень хочется поблагодарить всех , кто помогал мне и поддерживал меня на этом пути – прежде всего, мою семью, близких, моих друзей, коллег по работе, новых знакомых и единомышленников и, конечно же команду проекта «Коучинг в образовании»! Огромное спасибо за вашу веру в меня, поддержку и терпение!
Как применить коучинг на уроках? Этот вопрос мне задают и коллеги, и друзья, зная, что я занимаюсь коучингом, и просто знакомые, узнав, что я, работая учителем, стала обучаться коучингу по 4-х модульной программе. В этой статье расскажу о применении коучингового подхода на одном из этапов урока. Итак, домашняя работа.
Как известно, развитию познавательной активности учащихся на уроках способствует правильно организованная домашняя работа. Домашнее задание обычно задаётся практически на каждом уроке, но очень часто этот этап урока ограничивается только информацией о том, что нужно сделать. И ученики, получив домашнее задание, либо не выполняют его, либо выполняют формально, «чтобы учителя не ругались, а родители не придирались» или наоборот!.. Но бывают случаи выполнения большой учебной работы дома без официального задания учителя.
Так в чём же дело? Чем объяснить столь различное отношение детей к выполнению домашней работы? Оказалось, это можно объяснить рядом факторов, например:
- уровнем развития чувства ответственности школьников за свой учебный труд;
-системой контроля выполнения домашнего задания со стороны учителя и родителей;
-осознанием или неосознанием целесообразности данной работы, быть важной , значимой или не быть таковой для ученика и так далее.
Но самое главное, домашняя работа должна быть посильной для каждого ученика, вызывать интерес и обеспечивать некоторое продвижение школьника в приобретении знаний и собственном развитии.
Поэтому, работая в классах со слабыми учащимися, я поняла, что для того, чтобы дети начали выполнять домашнее задание, оно должно быть им понятно. Ученики не только должны понимать, что нужно выполнить, но и как выполнить домашнее задание. Это не значит, что учитель сам должен рассказать ход выполнения домашнего задания. Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения и рекомендации. Отсутствие этого этапа ведёт к проблемам в выполнении домашнего задания, пробелам в знаниях и неуспеваемости.
Чтобы понять, какое задание лучше давать детям, чтобы они его понимали и выполняли, я составила анкету с применением «сильных вопросов», провела анкетирование, обработала и проанализировала результаты анкеты и составила для себя план работы над этими результатами. Итогом этой работы стало 100% выполнение домашнего задания даже в слабых классах.
Вот текст анкеты (его можно переработать, дополнить какими-то вопросами или что-то убрать, на ваше усмотрение, дорогие коллеги!):
- Продолжи предложение (выбери то, что тебе более близко):
- я не делаю домашнее задание, потому что….
______________________________________________________________________________
-я не хочу делать домашнее задание ,потому что…
______________________________________________________________________________
-я делаю домашнее задание время от времени, потому что…
______________________________________________________________________________
-я делаю домашнее задание регулярно, потому что…
______________________________________________________________________________
-мне нравится выполнять домашнее задание, потому что…
______________________________________________________________________________
- Каким должно быть домашнее задание, чтобы тебе его хотелось делать? Опиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сколько времени ты хотел бы уделить выполнению домашнего задания по физике?
______________________________________________________________________________
4) Кто и (или) что может тебя поддержать при выполнении домашнего задания?
______________________________________________________________________________
5) Как ты поймёшь, что домашнее задание сделано в необходимом объёме и на ту оценку, какую ты себе запланировал? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Как бы ты хотел себя поблагодарить за выполнение домашнего задания?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Как если бы ты всегда выполнял домашнее задание, какой тогда была бы твоя жизнь? Как бы к тебе относились одноклассники, учителя, родители? Опиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Представь, что ты тот, кто регулярно и правильно выполняет домашнее задание. Что это тебе даёт в будущем? Какие перспективы открывает?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Итак, какое домашнее задание я (учитель) должна вам (ученикам) задавать, чтобы вы его выполняли? Опиши.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы, конечно, были вначале самыми разнообразными, но потому - то вопросы и «сильные», что заставляют ребёнка задуматься и иначе взглянуть на себя, своё отношение к учёбе, к занятиям и выполнению домашнего задания. И он видит искреннее желание учителя помочь ему. И начинает двигаться навстречу! Пять принципов Милтона Эриксона работают и изменения неизбежны!