Послесловие после конференции: «Уместный коучинг – интегратор инновационных образовательных практик в школе»

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

председатель регионального отделения Всероссийского общественного движения

"Национальный родительский комитет" в г. Екатеринбург и Свердловской области

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

«Современная школа – это школа неопределенности: будущее в настоящем», так считает А.Г. Асмолов. Для меня, спикера 6 международной конференции «Коучинг в образовании», глубокий смысл в этих словах. Так много говорим о будущем в разных интерпретациях: мечтаем, фантазируем, проектируем, просчитываем.

Мы живем в мире неопределенности, где больше нет готовых рецептов, алгоритмов  и невозможно точно предсказать, что будет завтра. «Как же сегодня подготовить детей к завтрашнему миру, если мы больше не знаем, что в нем случится? Как учить, когда у каждого человека есть доступ ко всем знаниям человечества в смартфоне? И может ли обучение по проверенным временем методикам принести больше вреда, чем пользы?»  О таких проблемах задумываются не только психологи, преподаватели, методологи, но и мы – спикеры конференции, которые представляли «живой» реальный опыт реализации коучинговых практики в образовании.

По мнению, Андрея Шаронова: «Обучение — это инвестиция». В школьное образование заложено три инвестиционных фактора:

- время (11 лет),

- внимание взрослого к детям,

- бюджетное ассигнование (финансы).

Поэтому мы должны чётко понимать, что получим на выходе после процесса обучения. По мнению Андрея Шаронова, есть три самых важных результата обучения:

- знания, навыки, компетенции;

- «среда», социальный капитал, контакты (социализация, самореализация жизненные планы выпускников);

- персональная трансформация и воодушевление.

«Важный компонент, который всё равно нужно искать, это персональная трансформация и воодушевление. Если вы получили знания и навыки, замечательную среду и связи, но после этого ваше поведение не поменялось, вы не обучились не до конца.

Любое обучение должно приводить к тому, что вы трансформируете своё поведение, вы меняетесь. Но и это не всё. Важно получить воодушевление, вам почему-то должно захотеться поменять не только себя, но и своё окружение. Вам должно быть нескучно, интересно. Это очень важно, задумывайтесь об этих результатах обучения всякий раз, когда учитесь».

Что сегодня может так воодушевить наших учеников, трансформировать их поведение? Часто слышим – инновационные образовательные практики. Согласна, на все 100%. Сейчас школы переполнены различным инновационными образовательными методиками. Но я убеждена, что между всеми методиками должно быть интегрирующее начало.

Для меня, спикера конференции, методиста, который внедряет в школу сразу несколько методик (eduscrum, сингапурская методика, кураторская методика, Lesson Study»,  - это уместный коучинг.

«Уместный коучинг – это инновационный метод обучения, который учит детей ключевому умению - эффективно мыслить на уроке и вне урока в области познания через освоение предмета в продуктивном сотрудничестве (регулятивные УУД) и эффективной коммуникации (коммуникативные УУД).

Учитель-партнер – скорее тренер по эффективизации в целом системы мышления учащихся, не привязанный к конкретным умениям. Поиски фильтра образования чаще всего связан с понятием «фундаментальности знаний», но в открытом интернет-пространстве ученик может встретиться с разными знаниями, которые не всегда попадают под категорию «фундаментальных».

Учитель – это и есть тот «фильтр», который выстраивает беседу  как отфильтрованный разговор (обучающую беседу) в коучинговом формате (равный партнер).

Этот тип собеседника – учитель-партнер очень важен в современной школе.

Через фильтр восприятия и рамку ожидаемых результатов учитель-партнер воспринимает информацию, идущую от учеников:

- в системно-деятельностном подходе на этапах мотивации - актуализации – освоения нового опыта – сверки – рефлексии;

-  через фильтрацию информации с уровня «что» (действия, ситуация, шаги) или кто (кто ты при этом, твоя роль в чем? и тогда  кто ты?).

Уместный коучинг – это инновационная образовательная практика непрерывного образования ученика и учителя, позволяющая раскрыть потенциал каждого, научиться эффективному системному мышлению, осознанному принятию решений. При этом возможно определение собственной стратегии или модели обучения (персонифицированное обучения под индивидуальный запрос).

Ролевая модель «учитель – собеседник». Условия – продуктивное сотрудничество и эффективная коммуникация. Инструменты: пауза, сильный вопрос, обучающая беседа» (автор определения Анянова Ирина, коуч АСС ICF, методист школы №95, г. Нижний Тагил).

Мы предлагаем уместный коучинг для современной школы как школы неопределенности, четко понимая, что ребенок - это не набор полезных компетенций. Важно понимать, чему и как учить, и за счет, каких ресурсов ученика и учителя такое богатое содержание усваивается? Востребованная личность находится в постоянном движении. У ребенка 21 века важно сформировать ключевую компетенцию – компетенцию обновления.

Уместный коучинг – это процесс обучения в партнёрстве, основанный на исследовании «мозговом штурме», в отсутствии готовых моделей, инструментов и алгоритмов, это импровизация с фокусом на раскрытие личностного и учебного потенциала и достижением личностных результатов в совокупности с метапредметными.

Смыслы уместого коучинга в школе:

- коучинг не дает эффективных навыков кроме одного - эффективно мыслить;

- коуч не знает, как, коуч помогает учителю разобраться, что происходит и может происходить;

-  мы не сможем передать Вам опыт, это не менторинг и не наставничество;

- мы не придем к Вам на урок и не разберем с советами и рекомендациями его «проблемные места», это не экспертиза и не супервизия;

- мы не предложим готовую модель и не поможем пройти по ней, это не психология и не консалтинг;

- мы предлагаем новую модель обучения взрослых и детей как конструктивную беседу партнеров, когда обучения происходит в момент контакта и после него;

- мы не проведем за Вас урок, но с нами Вы можете понять, что поможет Вам провести урок;

- мы предлагаем Вам партнёрскую развивающую практику – общение партнеров в сотрудничестве «с чистого листа», «без масок»;

- мы верим в Вашу уникальность, в Ваш потенциал;

- мы предлагаем в среде поддержки, доверия и безопасности встретиться с Вашими сложными профессиональными задачами и решить их простым путем, экологичным для Вас.

Основные подходы внедрения коучинга в школе - с наименьшими затратами:

  • коучинговый (инструменты, техники, алгоритмы);
  • компетентностный (компетентность = знания + опыт: компетенция взрослого (учителя, родителя – базовые и прикладные умения через soft skills); основа обучения - гибкие модели как персонифицированные программы обучения и воспитания).

Именно компетентностный подход лежит в основе «уместного коучинга» в школе.

Принципы уместного коучинга в школе:

  • Без советов, указаний и команд – обучающая тишина, паузы как основа технологии смыслового чтения и продуктивной деятельности учащихся.
  • Безоценочно (хорошо, плохо).
  • Нейтрально (по факту, без интерпретации).
  • Доверие к себе и ученику (портфолио «суммирование», - без поражений не бывает успехов).
  • Сила в вопросе с фокусом на ребенка (МЫСЛИ – ЧУВСТВА - ПОВЕДЕНИЕ).
  • Ошибка – это опыт УУД и личностных результатов.

Ролевая модель недирективный взрослый: родитель, учитель, классный руководитель, директор

  • Активное слушание
  • Сильные вопросы
  • Прямая коммуникация
  • Проектирование и планирование действий
  • Управление прогрессом и ответственностью.

ОСНОВА – ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Правила применения  уместного коучинга из серии «Служи Большому делу»

  1. Имея план «А», имей план «Б» на случай ошибки гипотезы, и план «С» тоже может пригодиться.
  2. Утверждай только то, что знаешь наверняка. Перепроверь, если сомневаешься.
  3. Обещай только то, что сможешь сделать, и себе, и другим.
  4. Не принимай решения на основании гипотез, проверь факты.
  5. Сомневаешься – собирай информацию. Изучай! Задавай вопросы! Иди в мозговой штурм! Испытай счастье от своей идеи, которая превратилась в конкретный продукт и принесла пользу.
  6. «Обляпался мороженым» – порадуйся и прими это как факт и новый опыт. Ошибка – это новый опыт, делай вывод, улучшай, не повторяя.
  7. Проясняй все неясности. Спрашивай, наблюдай, анализируй, завершай.
  8. На уроке не только спрашивай, но и задавай вопрос учителю: «Какой важно тебе услышать вопрос от меня сегодня?».
  9. Постоянно все подвергай сомнению за счет сильного вопроса, включайся в мозговой штурм с радостью.
  10. Только доверие без советов и прямых указаний с паузами рождает партнерство!
  11. Помни, мы всегда вместе, мы – партнеры!

На этой основе базируются те инновационные методики обучения, которые сегодня мы внедряем в школу.

Вот такой «уместный коучинг» сегодня мы продвигаем в школьную практику в рамках проекта «ICF школам России: уместный коучинг в школе и дома». Коучинг, который не разрушает систему, а позволяет системе развиваться холистически.

Добавить комментарий