Автор:
Анянова Ирина Викторовна,
коуч ICF, основатель проекта «ICF школам России»,
e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это десятая статья из цикла статей «Новые компетенции учителя в современной школе или «непластилиновые взрослые»
Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»
ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,
Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!
"Метафора - это подарок от ученика. Подарки всегда с интересом распаковываем... Не проходите мимо метафор"
В последнее время все больше статей в педагогических журналах посвящено вопросам обучения детей "цифровой эпохи" - поколения Z.
Я много работаю с детьми поколения Z и учителями, которые сегодня их обучают (поколения Х и Y). Понимания современных стандартов, программ обучения приводят меня к тому, что все чаще свои уроки, внеурочные занятия организую как уроки-исследования в формате мозгового штурма (подробно об этом писали в статье "Урока - мозговой штурм").
Основания для уроков в формате мозгового штурма очень просты и заложены в чертах поколения " Z":
- умеют отлично работать с любой информацией, информационно грамотны, но к просвещенности и обученности часто это отношение не имеет;
- быстро развиваются;
- могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки) – при этом все делаю считают важными;
- «клиповое» мышление – гипертекст, гиперссылка, включенное наблюдение – 8 секунд;
- плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети), но при этом
- одаренность и быстрое включение в интересующую их информацию;
- нацеленность на быстрый результат.
Организуя мозговые штурмы для детей этого поколения сразу договариваюсь по основным позициям урока:
- постарайся на уроке услышать от учителя и одноклассников вопрос сильный для тебя;
- прими учителя как партнера, который не даст совет и рекомендацию, а задаст открытый вопрос "для включения твоих мозгов";
- удивись как поразительно ты мыслишь, думаешь, действуешь;
- постоянно все подвергай сомнению за счет сильного вопроса, включайся в мозговой штурм с радостью;
- утверждай только то, что знаешь наверняка. Перепроверь, если сомневаешься;
- сомневаешься – собирай информацию. Изучай! Задавай вопросы! Иди в мозговой штурм! Испытай счастье от своей идеи, которая превратилась в конкретный продукт и принесла пользу.
Мозговые штурмы сегодня позволяют мне раскрыть скрытый потенциал моих учеников. Организуя мозговые штурмы на уроке часто вспоминала слова Ольги Рыбиной ММС ICF, ICP Сentre: " Мысль должна опережать действие, сначала организуйте рефлексивное исследование, а потом уже действие".
Чаще на уроках-мозговых штурмах работаю в позиции домена «запутанный мир» - стратегия учебного исследования «пробуй, ощути, реализуй" или домена «хаотичный мир» из серии «я исследую, но вопрос родится в ходе исследования: "действуй - ощути - реализуй».
Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, действия, основанные на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанные с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов.
Мозговой штурм в коучинговом формате
Запутанный мир (действия)
|
Исследование - мозговой штурм на уроке (действия) Оперативный метод исследования проблемы |
Хаотичный мир (действия) быстрый выбор, быстрое принятие решений |
Формируемая компетенция ученика |
Пробуй |
Подумать |
Действуй |
Т – компетенция ученика поколения "Z": широкий кругозор, глубинная экспертность и набор жестких и мягких навыков: контекстные (узкоспециальные), кроссконтекстные (общие) и экзистенциональные (супер мягкие, от декады до всей жизни) = EQ +IQ + LQ |
Ощути |
Почувствовать |
Ощути |
|
Реализуй |
Попробовать |
Реализуй |
|
Собственные практики |
Исследование настоящего и будущего как индивидуальной или групповой (командной) практики «качественное умножение знаний и умений» |
Новые практики |
|
Поддерживающая образовательная среда – доверие, сотрудничество, сотворчество, партнерство |
|||
учитель-партнер, ученик-партнер |
|||
Урок - исследование «мозговой штурм» |
В этой статье я опишу как работа с метафорой (аналогией) позволяет мне организовать мозговой штурм в домене «хаотичный мир» из серии «я исследую, но вопрос родится в ходе исследования: "действуй - ощути - реализуй» для детей поколения «Z».
Написать эту статью стало возможным только благодаря обучению на программе «Коучинг: возможности без границ» (автор Ольга Рыбина, МСС ICF, ICP centre).
Метафора (от греч. - "перенос", "переносное значение") - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора помогает создать емкие образы, основанные на ярких, неожиданных и глубоких ассоциациях, увидеть новые смыслы. Это поможет в дальнейшем учителю выступать в мозговом штурме не только учителем -коучем, но и толмачом (интерпретатором смыслов).
Метафора передается словом, словосочетанием, предложением, рассказом. Работа с метафорами на уроке позволяет учителю-коучу проявить следующий микс компетенций ICF:
- ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ (к.7) - способность эффективно общаться на протяжении урока и пользоваться тем языком, который производит позитивное впечатление на ученика. При этом учитель пользуется метафорами и аналогиями, чтобы проиллюстрировать важную мысль, создать словесную образную картину;
- СТИМУЛИРОВАНИЕ ОСОЗНАНИЯ (к. 8) - способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать ее таким образом, чтобы поддержать ученика в осознании происходящего и тем самым достичь новых результатов. При этом учитель-коуч помогает ученикам открывать новые для себя мысли, ощущения, эмоции, настроения, усиливающие их способность совершать активные действия и достигать того, что для них важно, полезно и ценно.
Использую разные возможности работы с метафорами: работа с метафорой ученика, работа с метафорой, которую предлагаю сама, использование проективных методов на уроке.
Работа с метафорой ученика позволяет конкретизировать учебные задачи "что значит для тебя...", соединить с решаемой задачей " как поможет тебе в достижении цели?".
Работа с метафорой учителя на уроке (метафору придумываю сама) позволяет найти сходство с ситуациями учеников, соединиться экологично с этими ситуациями, стимулировать осознанность учеников. Предлагая свою метафору на урок в формате мозгового штурма, использую модель "Гамбургер" (автор Ольга Рыбина), в качестве начинки использую свою метафору.
Часто на уроках - мозгового штурма с детьми поколения "Z" использую проективные методы в исследовании учебно-познавательных ценностей:
- метафорические вопросы: Если бы ты был... (цветок, дерево, сказочный персонаж...);
- моменты школьной жизни (что должно быть в твоем уроке, домашнем задании? счастливые моменты твоей школьной жизни, трудные моменты в твоей школьной жизни, если бы звенел последний звонок, то...)
Алгоритм техники "Растение - метафора" (составлена на основании алгоритма, предложенного на программе Ольги Рыбиной):
- Если бы ты был растением, то каким?
- Что нравится тебе в нем? (модель - Т на расширение осознания), затем фокус на важное качество, выдели качество, которое тебе нравится больше всего (подчеркиваем его).
- Что ценного (важного, полезного) для тебя в этом качестве? Опиши поподробнее.
- Как соотносится это с твое жизнью? В каких ситуациях это качество проявляется часто? Опиши эти ситуации поподробнее. как часто эти ситуации происходят в твоей жизни?
- Как можешь усилить, развить, улучшить это качество в себе? Если это качество развито в тебе, как это выглядит? Что чувствуешь при этом?
- Как это поможет тебе в достижении твоей цели (решении задачи)?
По желанию рисунки учеников развешиваются на визуализированное пространство и идет командный коучинг - конструктивная беседа партнеров о растениях: "... какие они? куда их посадить? как они будут расти вместе?"
Еще хочу поделиться техникой "Метафорическая сказка" (Ольга Рыбина, ММС ICF ICP centre). Все чаще мозговые штурмы в домене хаотичных и запутанных миров поколения "Z " провожу "метафорической сказкой".
На столах учеников лежат листы из "Портфолио" (раздел "Активная оценка"). Готовим учеников к заданию - говорим следующее:
Мы сегодня попадем в сказку! У любой сказки есть начало – Помните, как в детских сказках – Жили Были……, в некотором царстве, некотором государстве....затем основные события – что же сейчас происходит с героем, и завершение, погружение в будущее: Жили они долго и счастливо….., и я там был..."
Каждый ученик пишет на уроке - мозгового штурма свою сказку. Учитель говорит, что нужно сделать, это –начало, середина, конец и следит за временем. Пишут сразу все ученики, то есть одновременно. Затем работа идет в формате группового коучинга (техника "Сильные вопросы").
Учитель волшебным голосом начинает сказание (я использую при этом "песочные часы"):
Начало - Жили Были, 2 минуты, все что приходит в голову, не отрывая руки от листа бумаги – 2 минуты. СТОП.

Середина – Это то, что сейчас с тем же героем, 2 минуты, все что приходит в голову, не отрывая руки от листа бумаги – 2 минуты. СТОП.
Конец – Что ждет в будущем, тот же герой, 2 минуты, все что приходит в голову, не отрывая руки от листа бумаги – 2 минуты. СТОП.
У этого упражнения 3 условия: не отрывать ручку от бумаги, каждый этап по 2 минуты, один герой проходит через всю сказку.
После упражнения работа в формате группового коучинга: каждый про себя читает свою сказку, выделяет другой пастой "метафоры», учитель - коуч задает вопросы, как то, что сказано соотносится с учебным событием ученика. Все отвечают молчаливо, записывая то, что приходит в ответ на вопрос учителя.
Суть работы – помочь ученику разобраться со своими метафорами.
Примеры сильных вопросов: Кто ты в этой истории, как пересекается с твоей жизнью, учебой, сегодняшней темой урока? Как откликается в твоей жизни? Что здесь для тебя интересно? Что хочешь изменить? Что можешь сделать? Как хочешь, что бы было?
Затем ученики объединяются в группы, использую разные способы объединения: схему группировки "партнер "по лицу или по плечу, либо используем метод парковки, в 4 углах пишу метафоры, пришедшие мне как ассоциации по теме урока и дети группируются на основании похожести своих метафор. Обычно получается 4 группы (мозговой штурм - от 4- 6 человек группа). Далее на ватманах каждый участник группы выписывает свои 2 метафоры получается 12 метафор, группа выбирает 4 сильных метафоры, которые напрямую соотносятся с темой урока. Затем рисуют эти метафоры и составляют общий текст (указывая стрелочками, какой фрагмент рисунка за каким следует, иначе речь участников получится не связная, разорванная). Условие для выполнения общего группового рисунка: каждый должен приложить "свою руку", при выступлении группы ставишь ладошку на свою часть рисунка и начинаешь говорить. При написании общего текста ученикам можно использовать учебник, рабочие тетради, словари и другую дополнительную литературу.
Затем каждая группа выступает, другие группы задают уточняющие вопросы (фасилитационные). Учитель может снова задавать сильные вопросы.
После выступления, дети обычно фотографируют свой групповой ватман и в "Портфолио" помимо метафорических сказок оказываются еще и фотографии.
Вот так сегодня учу поколение «Z», делая их счастливыми в школе, помня, что метафора - это подарок учителю от ученика. Подарки всегда с интересом распаковываем... Не проходите мимо метафор: распаковывайте, уточняйте, наблюдайте, ощущайте, делитесь.
Ирина, спасибо огромное за такие информативные и емкие статьи, которые содержат массу полезной информации и практических инструментов для работы с подростками. Очень интересно и глубоко!