Подготовиться к экзаменам? Миссия выполнима

Автор

Личкова Жанна Леонидовна

Педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1», г.Воронеж
Победитель конкурса учителей на обучение коучингу, студент МЭУК, Воронеж. Центр Системного Развития

 

Каждый из нас хоть раз в жизни сдавал экзамены и знает, что такое экзаменационный стресс. Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, нарушения режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.

Мне, как психологу, приходится проводить занятия с выпускниками по психологической подготовке к экзаменам. Доказано, что школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов. На этих занятиях я много внимания уделяю тому, как справиться с волнением, привести себя в рабочее состояние, настроить себя на победу, мобилизовать свои силы и возможности на экзаменах, уменьшить тревожность и беспокойство в стрессовых ситуациях.

Чтобы снизить тревожность, можно работать по разным направлениям. Одно из них – научить организовывать и планировать свою работу по подготовке к экзамену. Ведь если работа четко распределена на отдельные задачи и распланирована по времени, появляется уверенность, что все выполнимо. Это как в тайм-менеджменте – «есть слона по кусочкам».

Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя, т.е. планомерно организовывать свою работу, помогает снизить тревожность. И этому навыку, как выясняется, ребят никто не учит. Даются какие-то общие рекомендации, которые непонятно как выполнять. К тому же, одно дело, когда мы просто рассказываем, что и как надо делать. И совсем другое дело, когда дети проживают пусть небольшой, но собственный опыт. И здесь очень подходят инструменты коучинга.

 

На одном из занятий по психологической подготовке к экзаменам мы с ребятами занимались планированием с использованием шкалы оценки результата. Я попросила ребят выбрать из тех предметов, которые они будут сдавать, тот, который вызывает больше всего тревоги. Далее на шкале от 1 до 10 ребята написали, что будет 10 по этому предмету. Причем эту цель ребята старались сформулировать в формате конечного результата.

Затем я спросила, а где вы сейчас находитесь на этой шкале? Оцените по шкале от 1 до 10 уровень своей готовности к этому экзамену. Опишите подробно.

Следующий вопрос: А что, если сдвинуться на 1 балл выше? В чем будет разница? Что будет по-другому? И так далее до тех пор, пока не дойдем до 10.

Таким образом, у каждого был записан пошаговый план достижения своей цели (10 по шкале), опираясь на текущую ситуацию.

 

 

Пошаговый план – это уже очень хорошо, но мы пошли дальше и использовали еще линию времени. На линии времени ребята поставили две даты: сегодня и дату экзамена. Затем еще раз сформулировали каждый свою цель. Я попросила представить себя в этом будущем, когда цель уже реализована, экзамен сдан, и описать яркую подробную картину этого будущего. После этого мы из будущего обратились назад и проставили даты выполнения каждого пункта плана из шкалы.  Вопросы для ребят были такие: когда это происходило? Сколько по времени занимала каждая задача (пункт плана)? Как эти задачи были взаимосвязаны?

И после этого я попросила ребят записать самые первые, легкие шаги, чтобы начать двигаться к результату.

Мне было интересно услышать обратную связь от ребят. Поэтому я запустила лист с вопросом «Что было для тебя самым ценным, важным в этой работе?», чтобы у каждого была возможность высказаться. И ответы ребят меня убедили в том, что это действительно нужная работа, и такому пошаговому планированию с определением конкретных задач и дат их выполнения необходимо специально обучать.

 

P.S.: Все ребята, кто приходил на мои занятия, успешно сдали экзамены!

Добавить комментарий