Первый коучинговый опыт или создание «Небумажного методического объединения классных руководителей»

Маркова Лидия Михайловна

Педагог-психолог МБОУ гимназии № 40 города Краснодара

Победитель Конкурса на обучение коучингу в МЭУК Краснодар, Коучинг- Центр ЮГ

Эссе «Первый коучинговый опыт  или создание  «Небумажного методического объединения классных руководителей»

Уважаемые коллеги, вот и прошел первый обучающий модуль с 9 по 12 февраля  «Вдохновение. Основные инструмента коучинга».

Полетели своей чередой рабочие школьные дни. Огромное воодушевление испытываешь, заряжаясь позитивной энергией и полученными знаниями. Хочется творить и воплощать в жизнь полученные знания, пробовать на практике коучинговые инструменты.

Так, моим первым коучинговым крещением стало 14 февраля  -  первый лекционный день в Институте Развития Образования Краснодарского края, где проходило обучение заместителей руководителя по воспитательной работе. Кажется, когда на курсы повышения приезжают специалисты из края – они знают фактически все и руководителям Штаба Воспитательной работы нужны новые инструменты, которые помогут им на месте таким образом организовать работу на месте, чтобы она была еще эффективнее и плодотворнее. А это непростая задача в групповом формате дать специалисту такой инструмент, чтобы он действенно применил его на практике и был ему полезен.

Практикам всегда нужны конкретные инструменты, чтобы приехав в свои школы можно было применить полученный опыт на практике, да еще и в деятельностном подходе.

Мы начали овладевать новой необычной для специалистов коучинговой лексикой, которая достаточно просто и быстро осваивалась, в процессе групповой работы. Соответственно, коучинг у меня был в  групповом формате,  и овладевали мы инструментами коучинга по микрогруппам.

 Каков же был запрос на работу? А это наболевшие и известные всем школьные вопросы: как сделать так, чтобы доверие родителей к образовательной организации повысился, чтобы дети хотели ходить в школу с удовольствием, чтобы рейтинг образовательной организации стал высоким, чтобы классные руководители работали со своими классными коллективами, как  можно было бы  овладеть таким инструментарием, чтобы можно было отследить эффективность  воспитательного процесса здесь и сейчас, чтобы школьники с удовольствием принимали участие в коллективных делах, чтобы не было формализма, ведь здесь категория детства.

Вопросов было много, все наболевшие и болезненные, а самым главным вопросом был: а каким же образом организовать деятельность классных руководителей, чтобы их методическое объединение не было «бумажным», а работающим, чтобы эффективность работы была настолько высока, чтобы дети могли с интересом вовлекаться в воспитательный процесс, а не в опасную медиа-среду, чтобы не резали себя, чтобы не стремились к суицидальному поведению.

Причем, самое удивительное, что коучинговыми инструментами мы стали овладевать сразу с первых минут, поскольку определили по шкале, где мы находимся сейчас, в начале нашей работы и куда бы мы хотели продвинуться, определив, те действия,  которые нам необходимо сделать, чтобы сделать этот первый шаг. Посредством, такого простого резюмирования как ПЛЯПправильно ли я понимаю, была определена тема нашего общения и обучения. С помощью ранжирования,  мы из всех тем, определили  для себя то, что прямо сейчас для нас представляется актуальным, а именно: создание модели, работающего «небумажного методического объединения классных руководителей», поскольку штаб воспитательной работы (ШВР) это не только 3 кадровые единицы, включающие себя завуча, педагога-психолога и социального педагога, да и это в нынешнее время большая роскошь, а весь педагогический корпус образовательной организации.

Соответственно, в ходе работы мы определили, что нашим маленьким, но чрезвычайно глобальным шагом по шкале вверх станет понимание того, как классные руководители могут взять в свои руки …свой функционал. Оказалось, что безынициативность классных руководителей, формальное проведение воспитательных мероприятий было основано на том, что эти мероприятия спускались сверху, без принятия коллективного решения всем методическим объединением, а далее МО. Оказывается, что в  творческой среде педагогов, где нет места для творческого самовыражения со своим классным коллективом, нет места и  классной воспитательной работе.

Такой чудный инструмент как «позитивное намерение» давал нам возможность, таким образом перестроить восприятие школьной действительности, что там появилась энергия для реального воплощения в жизнь задуманных воспитательных планов, а не саботаж, из серии….плохо всё, а раз плохо, то зачем и делать, проще ведь отнестись к этому формально!

Затем мы подошли к квадранту с его четырьмя вопросами:

  • Чего ты хочешь от работающего МО классных руководителей?
  • Как ты можешь этого достичь?
  • Почему это важно?
  • Как ты узнаешь, что достиг результата?

Эффективность нашей работы в коучинговом формате усиливалась тем, что у нас были сформированы микрогруппы, коллеги делились своим опытом, анализировали то, что сделали они, сопоставляли свой результат, с работами своих коллег, ведь нет ничего ценнее и благодатнее того, когда специалисты из разных школ делятся своим непосредственным опытом и каждый может привнести в свой квадрант, что-то свое, да и любое воспитательное мероприятие хорошо «ложится» в эти четыре вопроса, ответив на которые можно уже получить для себя ясное видение того, что же делать дальше с воспитательной системой образовательной организации.

Затем коллеги презентовали, свой опыт и оценивали по шкале, куда же они продвинулись, и каков же их шаг вперед. Самое удивительное то, что коллеги  сами отмечали насколько прост и универсален этот инструмент, который можно применять во всех областях, работая в группе и индивидуально.

И важным были их ответы на вопрос, а что же ценного было для них в этой работе, где они фактически в коротком временном формате курсов повышения квалификации уже творили новую работающую модель МО классных руководителей. Все отмечали, что в этой работе важна систематичность проведения подобных мероприятий с классными руководителями, пришли к выводу, что коллеги сами могут простраивать воспитательную систему школы, включаясь в нее и тем самым, понижая уровень сопротивления на месте, отдав инициативу и получив при этом не формальный результат, а задуманное мероприятие.

Самым ценным было для меня, то что коллеги говорили о том, что предстоящий педсовет, они будут полностью перестраивать, вовлекая коллег в осознанность, работая в квадранте, радуясь тому, что контрольно- измерительные диагностические материалы не нужны, чтобы измерить эффективность проведения воспитательных мероприятий, а лишь используя шкалу, уже имеешь представление о том,  куда двигаться в каждом шаге.

Спасибо, уважаемы коллеги,  конечно я еще учусь, но я знаю каков он мой первый маленький шаг на пути к профессиональному коучингу в образовании!

Добавить комментарий