Персонифицированная модель профессионального развития педагога: коучинговые инструменты

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

(ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF)

Вебинара Натальи Гульчевской АСС ICF

Вебинара Галины Вдовичено PCC ICF

Признательна  УЧИТЕЛЯМ - МАСТЕРАМ!

Систему национального учительского роста обсуждают очень широко в нашей стране…много сторонников, много критиков. Система явно модернизирует систему учительского роста за счет такого нововведения как карьера учителя – вертикальная и горизонтальная. Мнения полярные. Меня поражают отзывы молодых специалистов: «у нас все хорошо, нам не надо этой системы»; стажисты же выступают за внедрение этой системы.

Модель НСУР включает следующие шаги:

- модернизация педагогического образования;

- внедрение новой модели аттестации;

- разработка механизмов оценки профессиональной компетенции учителя;

- совершенствование системы повышения квалификации;

- анализ ситуации по повышению престижа учительской профессии.

Главный принцип национальной системы учительского роста (НСУР) – это ДОВЕРИЕ (к профессии, профессионалу (к учителю), к государству самого профессионала). Важно общее понимание абитуриента, студента, учителя их будущего и перспективы роста в нем. Важно, чтобы каждый мог осознавать, анализировать, а что есть в настоящем уже сейчас для такой карьеры?

В профстандарте педагога зафиксированы его новые возможности роста и развития, включая квалификационные уровни и обобщенные трудовые функции. Место хватит всем: выпускник СПО, бакалавр, магистр, учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Сегодня каждый учитель, в том числе и в межаттестационный период, и в период проектирования своей карьеры ставит следующие цели оценки своей профессиональной деятельности:

- обеспечение качества преподавания;

- выявление профессиональных дефицитов;

- самооценка профессиональных компетенций (предметной, методической, психолого-педагогической, информационно-коммуникативной).

В своей школе мы используем при проектировании профессионального развития педагога «Персонифицированную модель профессионального развития педагога» в коучинговом сопровождении: техника сильные вопросы, прямая коммуникация, активное слушание, коуч-позиция. Модель адаптирована на основе персональной бизнес модели (вебинар Натальи Гульчевской).

Мы отмечаем, что техника, которая формирует навык коммуникации в модели профессионального развития – универсальна, так как позволяет объединить разные коучинговые инструменты, техники и модели: в этом перечне вопросов и «SMART», и «Пирамида логических уровней», и «Шкала» и можно их дополнять еще.

Очень значимой для меня, руководителя-коуча, после обучения на программе «Коучинг: возможности без границ» (автор Ольга Рыбина, МСС ICF ICP Centre) стала компетенция «прямая коммуникация». Сопровождая персонифицированную модель профессионального развития педагога, использую авторскую модель Ольги Рыбиной «Гамбургер», которая позволяет организовать не только конструктивную обратную связь для педагога, но и прямую коммуникацию с ним. Иногда это приводит к выходу педагога из "зоны комфорта», за счет наблюдений, ощущений, видения, которыми в прямой коммуникации в модели "Гамбургер" делится руководитель-коуч.

Всегда помню слова Ольги Рыбиной: «Коучинг - не про решение задач, а про человека, который решает эти задачи».

  Данное сопровождение персонифицированной модели профессионального развития педагога  выстроено с учетом принципов коучинга:

- опора на факты;

- нейтрально, не директивно, безоценочно;

- доверие к себе и педагогу, в том числе через обратную связь и прямую коммуникацию;

- основной инструмент - открытый вопрос не только информационный, но и исследовательский, мотивационно-рефлексивные модели, развивающие беседы партнеров;

- ошибка – это новый опыт, позволяющий выйти из зоны комфорта и значительно улучшить ситуацию и себя в ней.

Такая персонифицированная модель в коучинговом сопровождении позволяет педагогу исследовать не только сложившуюся систему своей работы, но и выходить на новые горизонты развития. НСУР – это о доверии к себе, профессии и государству.

Добавить комментарий