Педагогические зарисовки Елены Ремневой

Автор

Елена Ремнева,

победитель конкурса учителей, студент  Санкт-Петербург, GV coaching (программа iCP Centre)

«Мотивирующее колесо»

Во-первых, хотелось бы поделиться анализом опыта применения колеса баланса для мотивации студентов, отслеживания обратной связи, а также самоконтроля. Я преподаю большой профессиональный модуль, состоящий из трех междисциплинарных курсов, где студенты, помимо теоретических знаний, осваивают практические умения, формируя навыки, и самое главное, учатся применять полученные знания и навыки в профессиональной деятельности.

При первом знакомстве с профессиональным модулем, а точнее составляющими его междисциплинарными курсами я рисую на доске колесо баланса, как один целостный курс. Каждой теме курса соответствует один сектор. Студенты перерисовывают его на первую страницу дневника практики. И после того, как я знакомлю их с лестницей компетенций, находят, где они сейчас по шкале от 1 до 10, скорее всего это будет 1, ставят отметку.

 Я увидела, что ребята с большим интересом это делают, отмечают некоторую загадочность происходящего, ведь раньше никогда им не приходилось сталкиваться с таким началом занятий.

В дальнейшем, по мере изучения, студенты продвигаются вперед по шкале. Изучив один раздел, после проведения контроля знаний по теме студенты отмечают, на каком уровне по шкале, по их мнению, они находятся. И так по каждой теме. В итоге с одной из студенток нам легко было определиться, в чем у нее сложности, и мы быстро наметили шаги, как с ними справиться. Мы рассмотрели каждый из сегментов, она тезисно прошла по темам, и выяснилось, что, по ее выражению, «каша в голове» у нее только по одному из сегментов. Мы разложили его на составные, проанализировали, студентка сама определила, в чем конкретно ее трудности. Я прокомментировала несколько моментов. В последствии зачет был сдан на «отлично».

Также хотелось бы отметить, не претендуя на статистическую достоверность, некоторые отмеченные мной закономерности относительно мотивации и успешности усвоения курса. В этом семестре я провела практический курс у трех групп студентов. Не специально, по объективным причинам, у одной из групп на вводном занятии я не применила колесо баланса, а просто проговорила информацию о курсе, что его составляет. В итоге, в этой группе усвоение материала, мотивация на успех, а самое главное, успеваемость была намного ниже, чем в других. Возможно, это просто совпадение, провожу эксперимент дальше.

«Факт или интерпретация»

Часто ли мы задумываемся, на сколько объективно оцениваем учащихся?

 Оценка – некоторые количественный показатель качества результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Но в чем конкретно измеряется это качество? Тестирование, скажите вы.  Да, отличный измерительный инструмент качества теоретических знаний, мы точно избавляемся от субъективности, но есть свои минусы, этот метод не во всех ситуациях уместен и хорош. Данный вопрос остро встает при оценивании устного ответа, демонстрации умения. Всегда ли при измерении уровня знаний, умений мы обращаем внимание на наше субъективное отношение к студенту? Наше личное отношение к нему, сформированное на основании полученного жизненного, педагогического опыта, опыта общения с этим студентом, наших стереотипов восприятия, иногда даже предрассудков. Как же подойти к вопросу оценивания объективно?

Есть идея. Все гениальное просто – фактическое мышление. Фактическое мышление – это мышление, основанное на фактах (определение Ольги Рыбиной). Факты – упрямая вещь, с ними уже не поспоришь. Чтобы избавиться от собственных интерпретаций при оценивании студентов, необходимо четко фиксировать факты в его словах или действиях. Для этого можно использовать чек-листы, где уже отражены те или иные критерии оценивания, как знаний, так и умений. Учащийся отвечает, педагог фиксирует. Это уже отлично работает при оценивании практических умений студентов-медиков.

Но можно молча зафиксировать факты, подсчитать набранные баллы и поставить оценку. А можно вернуть неправильный факт по «правилу Гамбургера»: булочка-начинка-булочка (авторская модель Ольги Рыбиной).

  1. Спросить разрешения (верхняя булочка)
  2. Поделиться фактом (начинка)
  3. Задать открытый вопрос (нижняя булочка)

Вернуть, все равно что проявить педагогическую поддержку учащемуся. Вернуть его туда, чтобы он задумался, заострил на данном факте внимание, и велика вероятность, что он сам себя и исправит, если он знает, но забыл, оговорился, не подумал, например, в силу переживаемых эмоций от ситуации зачета или экзамена.

Расскажу о собственном опыте применения этой методики. Студентка отвечала на вопрос, начала хорошо, но затем стала говорить не то, и в итоге результат получился неправильный. Я, предварительно предупредив, что хочу уточнить у нее некоторые моменты, вернула ей, как факт, ее фразу, с которой и начался неправильный ответ. А потом я задала вопрос: на чем она основывалась? Студентка задумалась, начала объяснять, рассуждать и сама же в процессе рассуждения пришла к тому, что совершила ошибку, исправилась и пришла к правильному ответу. Наводящих вопросов с моей стороны не было, ровно то, что сказала студентка. А могла бы просто сказать, садись – два, ищи, в чем не права, в следующий раз пересдашь, как метод поиска допущенной ошибки и ее коррекции. Но какова цена? Неуверенность, страх новой ошибки и т.п.

 «Волшебные вопросы»

Волшебный вопрос «А еще?» помогает помочь студенту выйти на более высокий уровень ответа. Использование модели «Т» при опросе студентов теперь у меня взято за правило, когда студент сказал не все и молчит, как бы дает понять мне: «ну вот, я все сказал». И тут я ему: «А еще?». Мозг опять включается, начинается перебор того, что есть в голове, но не смог найти до этого знания путь сразу, и вот оно, эврика… И всего лишь два слова: союз да частица.

Добавить комментарий