Открытые вопросы на уроках в начальной школе — мощный инструмент в обучении

Автор

Евгения Долгорук

г.Краснодар, МАОУ СОШ №71, Учитель начальных классов

Победитель Конкурса учителей на обучение коучингу, Коучинг-Центр Юг, г.Краснодар (МЭУК)

Блог http://coachinginschool.blogspot.ru/

Как известно, существует три типа вопросов: закрытые, открытые и альтернативные. Все они по-своему и в своих условиях хороши. Закрытые вопросы позволяют уточнить информацию, например: "Правильно ли я Вас услышал...?" или просто получить один из быстрых готовых ответов: "Да" или "Нет", третьего не дано. Альтернативные вопросы предлагают варианты ответов и очерчивают некие рамки, например: "Как Вы считаете, герой поступил достойно или его действия -  проявление трусости?". Открытые же вопросы дают неограниченное пространство мысли, а значит и большое количество вариантов ответов. Именно эти вопросам я и хочу уделить пристальное внимание.

Уметь задавать сильные открытые вопросы - это навык, которому можно учиться. И это настоящее искусство. Согласитесь, есть разница между вопросами: "Как ты провел лето?" и "Какие самые запоминающиеся события произошли с тобой за три месяца лета?". Вроде, и первый вопрос открытый, но как ответят на него большинство ребят? "Хорошо..." Вот и все сочинение в первых числах сентября. Давайте же посмотрим, какие приемы в постановке вопросов позволяют расшевелить в детях желание ёмко и развернуто отвечать на разных уроках.

  1. 1. Мой самый любимый способ делать любой вопрос более открытым, это с завидным упорством и настойчивостью спрашивать: "А еще?"Например, урок русского языка. Тема "Падежи". Спрашиваю ребят перед тем, как дать домашнее задание: "Что позволит вам быстро и легко запомнить новую тему?" Как правило, сначала получаю стандартные ответы: учить, повторить 10 раз вслух, выписать вопросы в тетрадь для правил, потренироваться на разных существительных... "А еще?". Когда я впервые задала этот вопрос, встретила недоумение в глазах детей. Они сидели и думали...что же они забыли. Но когда поняли, что можно придумать самим, и что самый удачный вариант у каждого будет свой, идеи посыпались одна другой краше:

- написать карточки с вопросами и карточки с падежами, перемешать их и предложить однокласснику сопоставить;

- попробовать говорить дома без использования падежных окончаний, как иностранцы;

- придумать для каждого падежа свой цвет;

- использовать для каждого падежа свой жест; здесь мне на помощь пришла коллега - учитель начальных классов, коуч Мария Некрасова, предложившая  визуально-аудиально-кинестетический (сокращенно ВАК) подход в изучении падежей - https://youtu.be/z3vIJpo12lA;

- готовясь к другим урокам (математика, окружающий мир, литературное чтение) обращать внимание на существительные и их падеж;

- и т.д.

Самое ценное в этих ответах - их авторство. Когда ребенок сам придумывает, как ему подойти к изучению материала, он с большей вероятностью сделает это добросовестно.

  1. Еще один мой излюбленный прием - добавить в вопрос слово "наилучший". Например, при подготовке к контрольной работе по математике я задала такой вопрос: "Как наилучшим образомвы можете подготовиться к контрольной работе?", или его можно задать так: "Как наилучшим образом я могу вам помочь в подготовке к контрольной работе?" Порой детям нужны совсем другие способы и инструменты, нежели предлагаем им мы, учителя, в учебном процессе. Однажды после такого вопроса дети предложили позволить им сесть группами и совместно проработать сложные моменты, которые обнаружатся именно в этой группе. Мне предложили не вмешиваться :) Это был интересный опыт, в котором сильные ученики имели возможность помочь своим одноклассникам, ученики послабее могли свободно задать свои вопросы, ведь, согласитесь, подойти к учителю и сказать о том, что что-то непонятно, многим детям дается непросто. К тому же, между собой они общаются совсем иначе, и иногда могут быстрее и проще объяснить друг другу сложные темы.

Самым главным в этой ситуации для меня было полностью отдать детям урок, "отпустить" их и позволить даже оценить друг друга, понимая, что оценка будет завышена. Для них это было проявлением уважения и доверия. 

  1. В классе всегда есть дети, которые выполняют задания молниеносно, а есть дети, которые "буксуют", долго пробираются сквозь дебри вопросов и неизвестностей. Чтобы как-то уравновесить эту систему, я люблю задавать такой вопрос: "Сколько временивам потребуется на выполнение задания?" Конечно, вы услышите и 1 секунду и 10 минут, и еще много вариантов. Из услышанных ответов я предпочитаю взять среднее арифметическое и отдать это время детям на выполнение задания, даже если в плане урока я рассчитывала дать меньше. Поверьте, эта жертва будет оправдана. "Шустрые" дети немного больше внимания уделят заданию, тщательнее его выполнят (возможно, снизится количество помарок), "черепашки" постараются уложиться в отведенное время, чтобы не отстать от одноклассников. И, опять же, у детей укрепится чувство справедливости и внимания к их потребностям.

Этот же прием я использую на уроках литературного чтения, когда задание связано с выразительностью. Вопрос в такой случае звучит так: "Сколько раз потребуется тебе прочитать дома произведение, чтобы получить высшую оценку?" Такой вопрос задается индивидуально, так как кому-то потребуется один раз, кому-то пять... Забавный случай был у меня после такого вопроса. Вот какой диалог состоялся у меня с одним из учеников 3 класса:

- Сколько раз тебе нужно прочитать произведение, чтобы получить "5" за выразительность?

- Раз 100! - со смехом отвечает ученик.

- Немало. А ты готов это сделать?

- Да (по прежнему смеется)

- Ну хорошо, я предлагаю тебе немного упростить задачу. Все-таки, 100 раз за один вечер это довольно много. Возьми отдельный лист бумаги и после первого прочтения нарисуй на нем одну звездочку. После второго - две, после третьего - три и так далее, пока на листе не окажется 100 звездочек. Я приму этот листик как работу на "отлично".

К слову сказать, ученик выполнил задание: прочитав произведение 14 раз, он принес мне листик со 105 звездочками. Я тоже сдержала обещание, выставила "отлично" без проверки техники чтения. Так уж у нас заведено - мы работаем на доверии и честности.

 

Это далеко не все примеры использования открытых вопросов. Они хорошо работают не только в образовательном процессе, но и в воспитательном, например, на классных часах. 

Добавить комментарий