Автор:
Анянова Ирина Викторовна,
коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,
e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina
Это статья из цикла «Коучинг и образование при обучении поколения Z»
Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»
ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,
Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРАУ!
Многозадачность — главный навык, который стоит развивать, чтобы быть востребованным в будущем специалистом, считает Александр Асмолов, профессор и заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Один из ключевых навыков нового поколения профессионалов — это умение вести переговоры. Помимо квалифицированных переговорщиков все больше будут востребованы визионеры, то есть люди, способные прогнозировать будущее, анализировать, выстраивать стратегии.
В данной статье мы продолжаем разговор о современном родителе – «осознанном переговорщике», который в партнерстве со своим ребенком может не только визуализировать многозадачность, но и помочь ребенку стать визионером своего будущего уже сейчас.
Я поделюсь своим опытом в работе с родителями в этом направлении и опишу модель «ОКО» не только как коучинговую для определения обзора, конкретизации и перспектив, но и как модель, развивающую навык многозадачности в сотрудничестве, коммуникации, критическом мышлении и визуализации.
Стратегия «Современный родитель» опирается на такие основные принципы позитивного родительства:
- максимальная включенность в жизнь своего ребенка из позиции «взрослый родитель»;
- опора на факты при выстраивании коучингового разговора или беседы со своим ребенком;
- сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты жизни) и партнерство «равный – равному»;
- любовь, доверие и поддержка своему ребенку в любой ситуации;
- способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение всей жизни в роли «родителя» - актуальность родителя.
Что значит истинная забота осознанного родителя о своем ребенке
Из какой роли забота |
Цель |
Возможные проявления |
||
Контролирующий родитель | Я управляю |
Управление = зависимость от взрослого |
||
Я знаю как | Я говорю тебе | Ты следуешь указаниям | ||
Заботливый родитель | Я помогаю |
Меньшее управление = доверие, но с элементами направления и советов |
||
Предложение вариантов | Выслушивание | Соглашение | ||
Взрослый родитель | Я передаю ответственность |
Самоуправление = доверие, поддержка, возможности |
||
Ты знаешь как | Я спрашиваю у тебя | Ты принимаешь решение |
Современный родитель – это родитель, которому присущи все три роли: «контролирующий родитель», «заботливый родитель», «взрослый родитель». Позиция «Взрослый родитель» (из серии «позитивного родительства») идентифицирует сотрудничество и партнерство взрослого и ребенка.
Именно эта позиция «Взрослого родителя» (осознанного) очень актуальна сегодня в воспитании детей поколения Z (от 6 до 18 лет). Поколение, которое предельно максимально ориентировано на себя:
- обладает более свободным и независимым поведением;
- абсолютизация индивидуальных ценностей детей,
- падение доверия к традиционным источникам знаний,
- плохо воспринимают общие цели образования, не имеющие реальной связи с их повседневной жизнью;
- мотивация с позиции «понимаю – умею делать – получаю удовольствие»;
- не воспринимающие много советов и контроля, любящие похвалу и неожиданные задачи с открытым концом.
Новый формат общения родителя и ребенка может иметь разные варианты, не противоречащие логике стратегии развития воспитания и включенности родителя в разные аспекты жизни своего ребенка.
Актуальный коучинговый формат общения взрослого - переговорщика и ребенка в стратегии «Современный родитель»
Фокусы внимания в области педагогических практик в коучинговом формате:
- стимулирование собственной деятельности ребенка,
- особая ценность мотивации и рефлексии через создание обучающей тишины и пауз;
- ценность детского опыта;
- интерактивность;
- договоренности;
- обратная развивающая связь от родителя, переходящая в прямую коммуникацию с выходом из зоны комфорта и видением иных перспектив;
- простор для исследования через серию открытых вопросов в коучинговом разговоре;
- использование коучинговых моделей, ориентированных на раскрытие учебного и личностного потенциала ребенка.
Коучинговый разговор проводит родитель (он чаще всего владеет информацией). Цель коучингового разговора: развить ответственность и самостоятельность в решении задач – ВОТ ПРИОРИТЕТ. В фокусе внимания – не только человек, а конкретное решение задачи. Но при этом помним, разговор коучинговый, поэтому недирективность, нейтральность, опора на факты присутствуют обязательно.
Самые ценные вещи, которые современный родитель может подарить своему ребенку:
- дать возможным быть взрослым уже «здесь» и «сейчас», через максимально проявленный интерес к ребенку, через способы и техники поддержки;
- сотрудничать соВМЕСТНо со взрослым, поддерживая мнения и идеи каждого, замечая, речь, слово, жесты;
- возможность подумать в тишине максимально знакомясь с самим собой, в домашней тишине, родитель – хранитель этой обучающей тишины;
- уверенность в себе и доверие к самому себе;
- поддержка родителя – переговорщика в партнерстве (не директивного, безоценочного, не дающего советы, не раздающего указания, а задающего открытые вопросы);
- свободу выбора, самостоятельность, осознанность.
И вот начало учебного года. Вы – родитель. У Вас как минимум несколько продуктивных идей для своего ребенка:
- выстроить доверительные отношения;
- выявить новые интересы своего ребенка
- узнать об его планах на учебный год;
- рассказать о своих высоких ожиданиях как родителя от будущих планируемых результатов ребенка;
- и просто улыбнуться своей может быть «несбыточной» мечте.
Мечты сбываются у осознанного родителя-переговорщика. Я часто с родителями применяю модель «ОКО», модель на обзор, конкретизацию и определение результатов на целый период. Модель «ОКО» очень эффективна в практике родителя-переговорщика, так как помогает определить не только результаты и совместные действия, но и дать ребенку осознанно выговориться.
Коучинговая модель «ОКО» для осознанного родителя – переговорщика
(адаптирована по материалам вебинара Ольги Рыбиной МСС ICF, ICP centre)