Осознанный «родитель – переговорщик» или всевидящее «ОКО» будущего своего «ребенка – визионера»

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это  статья из цикла  «Коучинг и образование  при обучении поколения Z»

Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРАУ!

Многозадачность — главный навык, который стоит развивать, чтобы быть востребованным в будущем специалистом, считает Александр Асмолов, профессор и заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Один из ключевых навыков нового поколения профессионалов — это умение вести переговоры. Помимо квалифицированных переговорщиков все больше будут востребованы визионеры, то есть люди, способные прогнозировать будущее, анализировать, выстраивать стратегии.

В данной статье мы продолжаем разговор о современном родителе – «осознанном переговорщике», который в партнерстве со своим ребенком может не только визуализировать многозадачность, но и помочь ребенку стать визионером своего будущего уже сейчас.

Я поделюсь своим опытом в работе с родителями в этом направлении и опишу модель «ОКО» не только как коучинговую для определения обзора, конкретизации и перспектив, но и как модель, развивающую навык многозадачности в сотрудничестве, коммуникации, критическом мышлении и визуализации.

Стратегия «Современный родитель» опирается на такие основные принципы позитивного родительства:

- максимальная включенность в жизнь своего ребенка из позиции «взрослый родитель»;

- опора на факты при выстраивании коучингового разговора или беседы со своим ребенком;

- сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты жизни) и партнерство «равный – равному»;

- любовь, доверие и поддержка своему ребенку в любой ситуации;

- способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение всей жизни в роли «родителя» - актуальность родителя.

Что значит истинная забота осознанного родителя о своем ребенке

Из какой роли забота

Цель

Возможные проявления

Контролирующий родитель Я управляю

Управление = зависимость от взрослого

Я знаю как Я говорю тебе Ты следуешь указаниям
Заботливый родитель Я помогаю

Меньшее управление = доверие, но с элементами направления и советов

Предложение вариантов Выслушивание Соглашение
Взрослый родитель Я передаю ответственность

Самоуправление = доверие, поддержка, возможности

Ты знаешь как Я спрашиваю у тебя Ты принимаешь решение

 

Современный родитель – это родитель, которому присущи все три роли: «контролирующий родитель», «заботливый родитель», «взрослый родитель». Позиция «Взрослый родитель» (из серии «позитивного родительства») идентифицирует сотрудничество и партнерство взрослого и ребенка.

Именно эта позиция «Взрослого родителя» (осознанного) очень актуальна сегодня в воспитании детей поколения Z (от 6 до 18 лет). Поколение, которое предельно  максимально ориентировано на себя:

- обладает более свободным и независимым поведением;

- абсолютизация индивидуальных ценностей детей,

- падение доверия к традиционным источникам знаний,

- плохо воспринимают общие цели образования, не имеющие реальной связи с их повседневной жизнью;

- мотивация с позиции «понимаю – умею делать – получаю удовольствие»;

- не воспринимающие много советов и контроля, любящие похвалу и неожиданные задачи с открытым концом.

Новый формат общения родителя и ребенка может иметь разные варианты, не противоречащие логике стратегии развития воспитания и включенности родителя в разные аспекты жизни своего ребенка.

Актуальный коучинговый формат общения взрослого - переговорщика и ребенка в стратегии «Современный родитель»  

Фокусы внимания в области педагогических практик в коучинговом формате:

- стимулирование собственной деятельности ребенка,

- особая ценность мотивации и рефлексии через создание обучающей тишины и пауз;

- ценность детского опыта;

- интерактивность;

- договоренности;

- обратная развивающая связь от родителя, переходящая в прямую коммуникацию с выходом из зоны комфорта и видением иных перспектив;

- простор для исследования через серию открытых вопросов в коучинговом разговоре;

-  использование  коучинговых моделей, ориентированных на раскрытие учебного и личностного потенциала  ребенка.

Коучинговый разговор проводит родитель (он чаще всего владеет информацией). Цель коучингового разговора: развить ответственность и самостоятельность в решении задач – ВОТ ПРИОРИТЕТ. В фокусе внимания – не только человек, а конкретное решение задачи. Но при этом помним, разговор коучинговый, поэтому недирективность, нейтральность, опора на факты присутствуют обязательно.

Самые ценные вещи, которые современный родитель  может  подарить своему ребенку:

- дать возможным быть взрослым уже «здесь» и «сейчас», через максимально проявленный интерес к ребенку, через способы и техники поддержки;

- сотрудничать соВМЕСТНо со взрослым, поддерживая мнения и идеи каждого, замечая, речь, слово, жесты;

- возможность подумать в тишине максимально знакомясь с самим собой, в домашней тишине, родитель – хранитель этой обучающей тишины;

- уверенность в себе и доверие к самому себе;

- поддержка родителя – переговорщика в партнерстве (не директивного, безоценочного, не дающего советы, не раздающего указания, а задающего открытые вопросы);

- свободу выбора, самостоятельность, осознанность.

И вот начало учебного года. Вы – родитель. У Вас как минимум несколько продуктивных идей для своего ребенка:

- выстроить доверительные отношения;

- выявить новые интересы своего ребенка

- узнать об его планах на учебный год;

- рассказать о своих высоких ожиданиях как родителя от будущих планируемых результатов ребенка;

- и просто улыбнуться своей может быть «несбыточной» мечте.

Мечты сбываются у осознанного родителя-переговорщика. Я часто с родителями применяю модель «ОКО», модель на обзор, конкретизацию и определение результатов на целый период.  Модель «ОКО» очень эффективна в практике родителя-переговорщика, так как помогает определить не только результаты и совместные действия, но и дать ребенку осознанно выговориться.

Коучинговая модель «ОКО» для осознанного родителя – переговорщика

(адаптирована по материалам вебинара Ольги Рыбиной МСС ICF, ICP centre)

 

Итак рождается план сотрудничества родителя и ребенка.

Вот такая простая премудрость для всевидящего ОКО осознанного родителя от учителя-коуча.

Добавить комментарий