«Особенности применения коучинга в школах с низкими результатами»

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), практикующий коуч ICF,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это первая статья из цикла статей "Основы коучинга в школах с низкими результатами как школах роста"

Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF

и реализации программы "Основы коучинга" НИУ ВШЭ, Надежда Бысик,

Признательна УЧИТЕЛЯМ-МАСТЕРАМ!

Признательна Н. А. Ярославцевой г. Новосибирск и ее звездному коллективу!!!

Школы с низкими результатами часто определяют как школы, находящиеся в сложных социальных условиях или имеющие контингент с низкой учебной мотивацией. Благодаря программе "Основы коучинга" НИУ ВШЭ (Надежда Бысик, научный сотрудник) и славной команде г. Новосибирска, я серьезно погрузилась в решение этой проблемы.

Это первая статья в цикле статьей для школ с низкими результатами как школ роста.

Долго думала, как "зайти" в такие школы уместным коучингом, какие принципы будут работать, какие продукты обучения станут первичными и важнейшими, какие модели и инструменты коучинга предложить как рабочие, в какую конфигурацию их сложить, что внести  в структурно-содержательную схему урока?

Благодаря реализации программы НИУ ВШЭ "Основы коучинга" в г. Новосибирске открылись новые смыслы, ими и спешу с Вами поделиться.

Надежда Бысик в своем обращение к коллективам школ говорит о том, что сегодня школе важно развести позиции обучения "как учиться" и учения "что учить и осваивать".

 Впервые в стандартах помимо текущего контроля по принципу "вычитания из отметки "5", предложено формирующее оценивание - "портфолио" по принципу "суммирования". Акценты в портфолио смещены с предмета на личностные результаты и систему УУД. Основной тезис портфолио: "Без поражений не бывает побед! Ошибка - это твой новый опыт, суммируй и делай шаг вперед!"

Анализируя практику работы таких школ, я поняла, что позиция "учения" - что, предмет, отметка - не работает в полной мере для учащихся с низкой мотивацией и реальными пробелами в знаниях. Я обратила внимание на вторую позицию "обучение" - как, при помощи чего учусь, осваиваю учебный опыт.

Именно с этой позиции осуществляла "заход" в школы с низкими результатами: недирективный учитель, система формирующего оценивания с позиции не помощи ученикам, а поддержки. Основа всего - личностные результаты, определяющие мотивацию к обучению у ученика.

Сегодня в стандартах заявлена не учебная мотивация, а учебно-познавательная. Это очень важная корректировка, так как предложена связка предметных результатов и метапредметных.  Мало сообщить дату и озвучить тему урока, необходимы еще и вопросы, позволяющие организовать учебно-познавательный путь ученика на уроке.

В чем самая главная цель преподавания? В том, чтобы дети знали предмет; или в том, чтобы развивалась их самостоятельность, ответственность, порядочность; или ещё в чём-то? Можно по-разному ответить на этот вопрос, но от ответа на него будут зависеть и методы, и приёмы, и даже композиция урока.

Если вы хотите воспитать авторов своей учёбы и экспертов, исследователей разной деятельности (а это, в сущности, и есть «Личность»), то важно дать ученикам инструменты авторства и исследования: научить планировать, моделировать, реализовывать и оценивать результаты своей работы.

В этой статье выделены особенности применения коучинга в школах с низкими результатами, представлена обучающая структура «PPIC», равный партнер - "equal partner".

ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА «PPIC»

"РРIС" – это обучающая структура, основанная на позиции «равный-партнер», на идеи партнерства и сотрудничества. Обучение происходит в момент урока и после него,  структура «долгоиграющая», максимально персонифицированная, направленная на мотивацию роста, на достижение метапредметных и личностных результатов. Коучинг в этой структуре рассматривается как метод, позволяющий научиться эффективно мыслить «умей учиться на протяжении всей жизни».

Основная идея:

Основная идея обучающей структуры заключается в следующем:

Р (partnership) - партнерство

Р (personal) - персонификация

I (individualization) - индивидуализация

С (cooperation) - сотрудничество

Ученик всегда на полшага впереди учителя, но не по знаниям, а по своему саморазвитию. Учитель-партнер отказывается от вопроса к ученику: «Какой мне важно вопрос задать тебе сегодня?» и переходит к вопросу: «Какой важно тебе услышать вопрос от меня сегодня?»

Правила из серии «Служи Большому делу»:

  1. Имея план «А», имей план «Б» на случай ошибки гипотезы, и план «С» тоже может пригодиться.
  2. Утверждай только то, что знаешь наверняка. Перепроверь, если сомневаешься.
  3. Обещай только то, что сможешь сделать, и себе, и другим.
  4. Не принимай решения на основании гипотез, проверь факты.
  5. Сомневаешься – собирай информацию. Изучай!
  6. «Обляпался мороженым» – порадуйся и прими это как факт и новый опыт.
  7. Проясняй все неясности. Спрашивай, наблюдай, анализируй, завершай.
  8. Помни, мы всегда вместе, мы – партнеры!

Учитель-партнер обращается к ученику с позиции: «Ты встречаешься с трудностями и сам с ними справляешься! Ты – Мастер своей Жизни, делай! Ты знаешь, как себе помочь. Не умеешь? Не верю!».

Основные черты обучающей структуры «PPIC» или «от простого к сложному» или «про сложное просто»:

- особая ценность мотивации и рефлексии. Это важные этапы урока, на которых учителю совместно с учениками необходимо настроиться на работу. Предлагаем использовать рамку сильных вопросов: «Какой результат хочешь сегодня получить на уроке? Как поймешь, что получил результат? Почему этот результат важен для тебя? Как планируешь за 40 минут двигаться к результату? Послушайте своих детей, замените слово результат на то слов, которое им понятно (цель, ожидание, намерение и т.п.).

Ответы на вопрос фиксируются на стикерах в портфолио, в разделе «Умей учиться». Важно обратить внимание на логистику урока, запоминайте, кто сегодня вслух отвечал на эти вопросы, остальные отвечали «про себя» и записывали. На следующих уроках спрашиваю других детей. Мотивация=Рефлексии. В конце урока звучат вопросы из серии «с чем уходите?»: что важного (полезного, ценного) было на уроке для тебя, что нового узнал о себе, что уносишь в ладошке домой?»

-  ценность твоего опыта. В самом начале урока учителю важно после этапа мотивации перейти к этапу актуализации – что ты знаешь про это…? Здесь используем модель «Т» (Майлз Дауни) для расширения осознанности и фокусировки на том, что уже знаешь. Уместны вопросы: Расскажи об этом поподробнее, что-то еще? А ещё что-то? Еще что-то важное? И тогда что? И тогда как? (дивергентное и конвергентное мышление), ребенок не боится ошибок, если есть воспринимает как первичный опыт «точку отсчета»;

- интерактивность. Коучинг - это про партнёрство в индивидуальном, групповом и командном формате, то пары «равный – равный» работают постоянно на сменной основе (партнёр по лицу, партнер по плечу). Ученики пробуют коллективно добывать знания и присваивать новый опыт, делятся полученными знаниями, тем, как поняли новый материал. На таких уроках много визуализации: ватманы, стикеры, маркеры, так называемая групповая, парная и командная динамика через живой обмен «модель».

- установление прочных ассоциаций. Благодаря моделированию и применению техники «Сильные вопросы» ученикам не приходится зубрить правила, они могут сопоставить формулы и правила с объектами живого мира. А учитель всегда в поддержке: он задаст открытый вопрос, даст обратную развивающую связь с опорой на факты или собственные ощущения (модель «Гамбургер», ТриО, ТриЗ + 4 правила тренировки от Ольги Рыбиной ММС ICF);

- обязательная обратная развивающая связь от учителя в любой момент урока, где это необходимо. Учитель привык на уроке подводить итоги, делать выводы, давать оценки – все это связано с прямым текущим контролем. Обратная развивающая связь – это новый формат общения учителя и ученика на уроке, продиктованный требованиями стандарта и системой формирующего оценивания. По мнению Ольги Рыбиной, МСС ICF, в обратной связи необходимо опираться на факты и говорить о том, что вы увидели (услышали) в поведении, в ответе ученика. Обратная связь в коучинговом формате строится на позиции «Будьте вкладом друг в друга!». Помните, если Вы даете обратную связь (а это момент обучения для ученика), то начинать ее давать необходимо с того, что получилось; говорить, опираясь только на факты; что можно было сделать по-другому.

- управление ответственностью и прогрессом ученика;

- недирективный учитель. Учитель, который в преподавание смещает акценты с помощи ученику на поддержку. Так называемый мудрый учитель, который не дает советов, указаний, команд, а задает сильные (открытые) вопросы. Учитель,  работающий безоценочно, от не услышите слов: «Молодец, ужас, плохо, хорошо»; нейтрально, с опорой на факты;

- бесконфликтное общение. Так как недирективный учитель организует общение с учеником с опорой на факты, безоценочно, то повода захода «на поле конфликтов» нет.

ПРИНЦИПЫ "PPIC" НА УРОКЕ:

  1. Доверяй себе и ученику («ОК-ОК»). Не терпение, а полное принятие. Этот принцип проявляется через создание на уроке среды поддержки, безопасности и доверия.

Правила создания данной среды в коучинговом формате

(адаптированы к школе через идеи Ольги Рыбиной ММС ICF):

  1. Не поучайте ученика, а доверяйте его знаниям. Спросите себя как учителя: «Что мне нравится в этой идее, в этом способе?»
  2. Не оценивайте, а принимайте (коучинг – не про терпение и быструю отметку; он про принятие, включенное наблюдение и исследование, все фиксируется в портфолио). Часто на уроке учителю хочется воскликнуть: «Неужели это непонятно?». Говорите следующее: «Чего ты себя лишаешь, продолжая так думать (действовать)?» или «Что важного дает тебе этот способ решения (это убеждение) сейчас, в дальнейшем?»
  3. Не критикуйте, а интересуйтесь.

Задайте вопросы из серии детского любопытства: «Мне не совсем понятно, как в такие сроки ты это создашь. Расскажи об этом поподробнее?».

Затем задайте вопросы на умные цели (SMART). «А насколько важно для тебя создать ролик в этот срок? С какой скоростью тебе придется работать? А это реально? Для чего большего тебе это нужно? Как это повлияет это на твои другие планы?».

И вы заметите, что у ученика «скорость остановилась», но это не значит «закончился запал». Своими вопросами Вы продвинули его на полшага вперед, он начинает соотносить планируемые сроки со своими реальными ресурсами. Если вместо интереса вы будете критиковать идею ученика, высока вероятность, что он начнет защищаться, и вы упустите возможность помочь ему стать более осознанным и ответственным.

  1. Организуйте не шум, а тишину на уроке. Не давайте советы, а узнайте мнение и видение ученика.

Пространство «короля» (сильного вопроса) и «королевы» (паузы)

  1. Не будьте директивным. Желание использовать технику – это одно из проявлений директивности.

«Могу ли я предложить тебе (вам) технику, которая ...?»

«Могу ли я спросить/предложить/поделиться знаниями/поделиться наблюдениями?..».

Включайте в содержание урока обратную развивающую связь, с зонами роста для ученика:

Мне кажется, ты проделал большую работу.

Что ты сам думаешь об этом?

Чему ты научился сегодня?

Насколько ты удовлетворен результатом? И тогда как? И тогда что?

Каким ты видишь свое движение после урока в домашней работе?

Как ты хочешь проявить себя в долгосрочном домашнем задании? Я заметила, как быстро ты сегодня сформулировал цель. Как тебе это удалось?

Без чего это было бы невозможно?

Сегодня я услышала больше уверенности в твоем голосе, когда ты рассказывал об … Что произошло?

Помните, что безопасность - это состояние защищенности от угроз достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию, мироощущению и самоотношению; поддержка – это процесс, который помогает ученику поверить в себя и свои возможности, сосредоточиться на позитивной стороне неудач и ошибок, научиться самому решать возникающие трудности (это зафиксировано в Программах формирования УУД, в программах воспитания и социализации через «позитивную социализацию»).

Безопасность и поддержка – это основа уважения, доверия и развития ребенка, да и самого учителя на уроке.

Среда поддержки, доверия и безопасности, вводит нам с учениками в новую модель поведения «взрослый-взрослый». Все это позволяет эффективно создавать доверительные отношения в позиции «учитель – взрослый, ученик – взрослый» (не включать постоянно «заботливого родителя (наставник, контролер, тренер, эксперт), а ученику постоянно не находиться в позиции «вопрошающего ребенка» - «скажите, как, и я выполню максимально точно, как вам нужно?». Часто слышим в адрес ученика от взрослых: «Пора взрослеть! И когда же ты уже станешь взрослым?». Начинайте организовывать пространство, в котором ученик может быть взрослым (адекватно своему возрастному периоду).

Включайте в содержание урока обратную развивающую связь, с зонами роста для ученика. Например, возможны такие вопросы для проведения обратной развивающей связи на уроке (в соотнесении с этапом урока – этап рефлексии): «Мне кажется, ты проделал большую работу. Что ты сам думаешь об этом? Чему ты научился сегодня? Насколько ты удовлетворен результатом? И тогда как? И тогда что? Каким ты видишь свое движение после урока в домашней работе? Как ты хочешь проявить себя в долгосрочном домашнем задании? Я заметила, как быстро ты сегодня сформулировал цель. Как тебе это удалось? Без чего это было бы невозможно? Сегодня я услышала больше уверенности в твоем голосе, когда ты рассказывал об … Что произошло?»

Основа создания доверительных отношений – ИНТЕРЕС к ученику. Я опираюсь на следующие техники создания доверительных отношений:

- создание похожести (язык, телодвижения, темп, тембр, интонация речи, использование слов собеседника);

- называние цели вопроса, техники или инструмента;

- проявление вежливости (могу ли я спросить? могу ли поделиться своими наблюдениями, ощущениями?);

- приглашение к сотрудничеству в позиции «взрослый – взрослый» (как ты хочешь двигаться? как ты считаешь? как ты думаешь? какой вопрос ты хотел услышать от меня?);

- возврат фактов (о поведении ученика, о темпе речи, интонации, невербальных проявлениях, о словах).

         Наталья Долина, бизнес-коуч, к.эк.н., пришла к выводу, что в среде поддержки, доверия и безопасности важны не только техники и инструменты, но и импульс вдохновения, так называемый эмоциональный интеллект. Ценное и редкое отношение к ученику с позиции «я тебя принимаю, ты мне интересен, какой ты есть, я тебя не осуждаю, не оцениваю». «Вроде бы банальные фразы, но они становятся плацдармом для борьбы с собственными страхами неудач, ошибок. И в этом потоке рождается ощущение, что возможно все или многое. Такая среда – это не только плацдарм, но и аэродром прекрасного коучингового полета».

Самые ценные вещи, которые я учитель могут подарить детям, если установила доверительные отношения в среде поддержки, доверия и безопасности:

- быть взрослым уже «здесь» и «сейчас», через максимально проявленный интерес к ученику, через способы и техники поддержки;

- иметь в своей учебной жизни уроки с чистого листа с различными версионными развертками – новыми моделями поведения;

- сотрудничать соВМЕСТНо с учителем во вкусном уроке, можно съесть много гамбургеров с разной начинкой (эмоции, речь, слово, жесты);

- возможность учиться в тишине максимально знакомясь с самим собой, в королевской тишине, учитель – хранитель тишины на уроке.

  1. Опора на факты при проведении урока, обратной связи. Безоценочность, нейтральность

 Мы много говорим о бесконфликтном общении на уроке. Помните, чтобы общение было бесконфликтным, опирайтесь на факты, которые слышите и видите, не включайте эмоциональные суждения, оценки.

Бесконфликтное общение на уроке проявляется через нейтральность, безоценочность и недирективность.

Нейтральность - это организованное мною пространство тишины для ученика, с паузами, когда идет исследование учеником своих ресурсов, ситуации, своих убеждений и ценностей, самого себя, то есть мозговой штурм. На уроке, особенно, на этапе исследования (освоения нового опыта) эмоциональная нейтральность учителя важна. Она связана с позицией расслабленности. Долго путала расслабленность у учеников и расслабленность учителя в коуч-позиции (не умничать, принять "таблетку глупости", от таких усилий идет напряжение, страх).

А вот ученику наоборот не стоит расслабляться, как только он расслаблен, его мозг настроен на советы, прямо осознанно их "просит", а у нас мозговой штурм-исследование партнеров, а не совет наставничества. Эмоциональная нейтральность в моем понимании, это тогда, когда мы не выдаем своих волнений, переживаний, страхов, которые могут передаться ученику (это не безучастность и лицо в маске).

Например, учитель волнуется (привычная история открытых уроков), и детям его волнение передается. Ученики пытаются поддержать учителя и начинают думать, чтобы сделать, чтобы учитель не волновался: «…надо отвечать лучше, думать больше, поумнее, поднять побольше рук». Тогда закономерен вопрос к учителю: не передает ли он автоматически свои обязанности учителя «организовывать пространство урока для ученика как 80 % его продуктивной деятельности (по требованиям СанПиН)». В этой ситуации разве учитель - партнер? Происходит выход из нейтральности, и возникают другие позиции-роли: «наставник», «контролер», «консультант». Для учеников это тоже не полезно, так как они начинают испытывать эмоции учителя, вместо того, чтобы исследовать себя, начинает исследовать учителя.

Нейтральность также связана с тем, что вы не даете советов ученику, а возвращаете его факты. Это позволяет Вам сохранить на уроке формулу развития ученика: «Учись сам! Будь собой!».

Безоценочность - включенное наблюдение через фактическое мышление (термин Ольги Рыбиной МСС, ICF). Если учитель видит и слышит факты, у него не включается оценка и интерпретация, нет захода на поле конфликтов (недопонимания, недоговоренности) с учеником. Это позволяет выйти в «прямую коммуникацию».

В своей практике безоценочного учителя «наращиваю уши» и тренирую память, так как для меня сила учителя-партнера, «безоценочность», проявляется в умении слышать и запоминать. Это умение в новой компетенции слушать и видеть по факту помогло мне быстрее понять систему  формирующего оценивания, в основе которой мозговой штурм и возможность, накопив кучу ошибок как проб, выйти победителем (волшебная магия принципа – «суммирования»).

Что умеет делать ученик и учитель в среде бесконфликтного общения:

- ученик осознанно совершает учебные действия, он понимает, что он делает и зачем делает, какова важная полезность для себя и других;

- учитель на уроке организует не только среду познания, но и поддерживающую среду, когда помогает ребенку понимать, что он делает, почему он это делает;

- учитель помогает понять, что хочет ученик в данный момент и каков образ желаемого результата, как ученик может достигнуть этого результата, насколько это необходимо сейчас и потом, насколько это реально, важно, актуально, экологично (такая SMART – поддержка; «Модель Т» (Майлза Дауни используем для  расширения осознанности, персонализации результата и выделения приоритетов).

Благодаря такой поддерживающей среде и позиции учителя «партнер» ученик начинает понимать больше  о себе, о своей школьной жизни, начинает соотносить и осознанно работать в зоне актуального «настоящее» и ближайшего «будущее» развития. Не боится «мозгового штурма» на уроке (не от действия «штурмить мозгами»), а от действия «исследовать – подумать, почувствовать, попробовать». Тогда мозговой штурм – это исследовательское поле, на котором возможны успехи и поражения, ошибки и достижения безопасное для ученика.

                  3. Недирективность. Работа в поле «сильных (открытых) вопросов»

Умный учитель дает советы, мудрый учитель задает вопросы. Не директивность как отсутствие команд, советов, указаний, приказов. Тогда закономерен вопрос, если не совет, то что…, если не указание, то что…., ответ прост … открытый вопрос. «Умный учитель дает советы, мудрый учитель задает вопросы».

Учитель, работающий с детьми с низкой мотивацией к обучению, несомненно, мудрый, в арсенале которого целый кейс «сильных вопросов» (см. рисунок).

Сравнение закрытых и сильных (открытых) вопросов

Закрытые

Открытые

Предполагают однозначный ответ «Да – Нет»

1. Ответы уже известны

2. Выводы фиксированы

3. Делаются выводы о прошлом в отношении настоящего

4. Подводят к ответу

Всегда начинаются с вопросительного слова

1. Подразумевают множественные ответы

2. Помогают людям думать шире и глубже, идти дальше

3. Направлены в будущее

4. Не наталкивают на суждения

Критерии сильных вопросов (по материалам Дж. Стар):

  1. Простые.
  2. Их цель – расширить осознанность ученика.
  3. Недирективные (мало глаголов как действий).
  4. Учитель осознает намерение вопроса.

Какие вопросы задает мудрый учитель, приведем примеры.

Например: «Маша, ты выполнила домашнее задание?», «Маша, когда ты выполнишь домашнее задание?» - явно директивные, закрытые вопросы из стратегии обучения «кнута и пряника».

Вопрос в более мягкой форме, но с внушающим эффектом,  может звучать так: «Маша, что ты решила с домашним заданием?»

В своей практике учителя-партнера на начальном этапе включала директивность «на мягких лапках», так называемый внушающий эффект. Благодаря обучение на программе Ольге Рыбиной поняла, что это такое,  и как избежать «кошачьей мягкости» учителю (рецепт для меня был прост: по максимуму разгружаю вопрос, было пять слов в вопросе оставляю - три, лучше - два, а эффект сильнее - вот и сила вопроса; это помогло мне понять сильные вопросы как долгоиграющие, персонифицированные).

И тогда вопрос к Маше звучит следующим образом:

«Маша, что с домашним заданием?» Вопрос сильный, потому что с открытым концом, личный, актуальный, невинный, четкий, в котором треугольник осознанности Тимоти Голви раскрыт по всем позициям (осознанность – выбор – ответственность).

Будьте внимательны с вопросом «Почему?», вопрос из прошлого, работающий с переживаниями – проблемой. Коучинг – это про опыт. Как только чувствуете, что хотите задать вопрос «Почему ты это не сделал?», переформулируйте – замените «почему?» на «как?». «Как ты это сделаешь?» (вопрос из будущего). Помните, если вопрос сильный, то после «Почему… идут слова «важно, полезно, актуально».

Соблюдение этих принципов позволяет мне находиться в позиции «учитель – партнер», быть недирективной, нейтральной, безоценочной; не интерпретировать через призму собственных очков, постоянно не оценивать, включать фактичное мышление (автор Ольга Рыбина).

Помните – личностные результаты не оцениваются, они наблюдаются и фиксируются в портфолио ученика.

Примерная композиция урока в обучающей структуре «PPIC»:

Этапы урока:

  1. Мотивационный.
  2. Этап актуализации знаний.
  3. Этап исследования (освоения нового опыта): Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания.  Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений.
  4. Этап сверки относительно достижения цели.
  5. Рефлексия
  6. Управление прогрессом и ответственностью (домашнее задание).

Примерные сильные вопросы на каждом этапе урока (адаптировано по материалам вебинаров Ольги Рыбиной):

 Мотивационный этап:

Как твои дела? Что в отношении взятых обязательств? Ты хотел… удалось ли? Что удалось хорошо, не очень хорошо, что можно улучшить? Какие выводы сделал? (это проверка домашнего задания)

Мотивационная установка: Что ты хочешь? Как поймешь, что достигнешь? Почему важно?

  1. Этап обзора реальности (актуализация знаний):

Что сейчас не нравится? А что уже есть? УСЛОВИЕ – ОТКРЫТЫЙ УЧЕБНИК и ЦОР на интерактивной доске

  1. Этап исследования. Этап поиска решений, Список возможностей:

Какие варианты решения есть у тебя? Какие есть идеи? (Использование техник, направленных на поиск решений).  Что выбираешь?

Этап внедрения в жизнь:

  1. Как именно будет осуществлена эта идея? С Кем? Когда? Где? Как?
  2. Что будет первым шагом?
  3. Сверка. Насколько ты приблизился к результату? И как дальше планируешь двигаться? Как сделанное продвигает тебя к результатам, которые ты запланировал? Что выбираешь?
  4. Рефлексия:

С чем уходишь: что важного, что полезного, что ценного? Что полезного было на уроке? Чему научился?

  1. Управление прогрессом и ответственностью ученика. Домашнее задание:

И что домой? Что берешь с урока? Что готовы сделать прямо сейчас? В какой срок? Что уже хочется сделать? И твой первый шаг? Как ты можешь поддержать себя? Что может помешать тебе? Насколько я могу быть тебе полезна? Что планируешь сделать? Каков твой первый шаг? Что хочется сделать?

Небольшие пояснения по проведению этапов:

Мотивационный этап – 7 минут на уроке (цель мотивации – фокус на результат, в том числе личностный и регулятивный).

На мотивационном этапе задаю 4 вопроса ученикам или ученики задают эти вопросы друг другу в парах, группах, командах либо самому себе. Послушайте, какие слова говорят Ваши ученики. Кто-то говорит о результатах, кто-то о цели, кто-то об ожиданиях. Слушайте внимательно, и задавайте вопросы, используя язык ученика.

Сильные вопросы мотивационного этапа, позволяющие формировать

 регулятивные умения и развивать личностные результаты

- Какой результат хочешь на этом уроке?

- Как поймешь, что достиг результата?

- Почему этот результат так важен для тебя сейчас?
- Как можешь достичь этот результат за 40 минут?

- С каким ожиданием сегодня на урок?

- Как поймешь, что ожидание достигнуто?

- Почему это ожидание так важно для тебя сейчас?

- Как можешь достичь этого ожидания  за 40 минут?

- С какой целью на урок?

- Как поймешь, что достиг результата?

-Почему эта цель так важна для тебя сейчас?

-Как придешь к этой цели за 40 минут?

- Как можешь улучшить результат? (не обязательный вопрос)

Эти вопросы мотивационного этапа мы задаем ежедневно, на каждом уроке, на внеурочном занятии, на классном часу. Родители эти вопросы задают ребенку дома при выполнении домашнего задания (мои родители не задают вопрос «как сделать, чтобы ребенок учился?» Звучит иной вопрос «Как поддержать своего ребенка в учебе?»). В итоге ученики привыкают рассуждать о себе, о своих целях, результатах. Ставить цели, достигать их и нести ответственность.

Эти вопросы мы не записываем в тетрадь, они у учеников записаны в портфолио. С помощью портфолио мы учимся, поэтому каждый свой шаг, свое продвижение фиксируем, обсуждаем. Я использую визуализацию информации, поэтому эти вопросы постоянно находятся в классе на плакатах, которые интерактивны, то есть позволяют ребенку продуктивно учиться. Помните, что при этом учебник должен быть открыт, тема максимально предъявлена, на интерактивной доске открыты ЦОР или ЭОР, вся теоретическая картинка урока известна.

Помните, если Вы учитель-партнер, то задавая такие мотивационные вопросы ученикам, не забудьте сами на них ответить. Вы с чем пришли на урок, каковы Ваши ожидания, как Вы их достигнете и т.п.

Следующие вопросы помогают нам организовать этап актуализации знаний – первичного опыта освоения темы. Я использую 2 вопроса: «И что уже для этого у тебя есть? И как планируешь действовать? И с чем? И с кем? И где?».

Далее начинаем работать на уроке: кто-то с учителем и его объяснением, кто-то с интерактивной доской, кто-то самостоятельно. Интерактивных пространств в классе достаточно.

Приближаемся к сверке. Сверка – это обратная связь, она максимально близка к рефлексии. Чаще всего провожу моделью «Гамбургер» - ТриО, ТриЗ (автор Ольга Рыбина, МСС ICF).

МОДЕЛЬ «ГАМБУРГЕР» (прямая коммуникация)

Учитель замечает

ВОПРОС на разрешение поделиться (???? на разрешение)

Ученик разрешает поделиться

Могу поделиться своим ощущениями?

Учитель возвращает

!!!!! УТВЕРЖДЕНИЕ (наблюдение, чувства, интуицию, комментарии)

Ученик слушает

Уже прошло 30 минут, и у меня ощущение, что ты выполняешь задание, не торопясь.

Учитель задает вопрос на осознанность и продвижение

???????? ПРОДВИГАЮЩИЙ ВОПРОС

Ученик отклик осознанности и продвижения

Как тебе мои ощущения?

И как тогда двигаешься дальше?

Это реально в оставшееся время? Что важнее сейчас для тебя выполнить?

Модель ТриЗ – возвращаем факты- слова, поведение, жесты, мимика

Модель ТриО – делимся своими ощущениями

Возможные утверждения и перечень вопросов были представлены ранее в статьях из этой серии

Иногда для сверки использую технику «Шкала» (принцип – ешьте слона по кусочкам!) Технология, которая помогает сверять уровень продвижения к цели, к результату. Помогает построить шаги по достижению цели и корректировке результата, поддерживает ученика от изменения мышления «или-или» к опыту «и». Использую формат экспресс шкалы. Задаю вопрос «Насколько ты сейчас приблизился к результату?», «Насколько все, что ты уже сделал, приближает тебя к цели?» (так как эти вопросы зафиксированы на ватмане и в портфолио, ученики и сами могут провести сверку индивидуально, в паре, группе, команде – 7 минут). Тем самым автоматически отрабатываются регулятивные умения, развивается осознанный выбор, приводящий к ответственности - «личностные результаты».

Приближаемся к этапу рефлексии (определенному подведению итогов). Рефлексия по содержанию максимально похожа на мотивацию. Какие вопросы задаем на этапе «мотивации» - «С чем пришел на урок?», в итоге - «рефлексия» …«С чем уходишь с урока? Что берешь на домашнее задание? Сверься с портфолио, как тебе эта картинка?» Задаем сильные вопросы: «Что нового для тебя было на уроке? Что ценного было на уроке для тебя? Что полезного было сегодня для тебя?». И первые шаги к домашнему заданию «И что берешь домой? И тогда дома что? И тогда сколько домой? А это реально для тебя? Почему так важно именно столько? В какое время? И с кем? И что? И когда? И где? – 5 минут». В конце урока на этапе рефлексии очень важна обратная развивающая связь учителя как зона роста ученика.

Возможны такие сильные вопросы на регулятивные умения и личностные результаты:

  • Мне кажется, ты проделал большую работу.
  • Что ты сам думаешь об этом?
  • Чему ты научился сегодня?
  • Насколько ты удовлетворен результатом? И, тогда как? И тогда что?
  • Каким ты видишь свое движение после урока в домашней работе?
  • Как ты хочешь проявить себя в долгосрочном домашнем задании? Я заметила, как быстро ты сегодня сформулировал цель. Как тебе это удалось?
  • Без чего это было бы невозможно?
  • Сегодня я услышала больше уверенности в твоем голосе, когда ты рассказывал об … Что произошло?

Помните Вы учитель-партнер, не забудьте поделиться: «Вы с чем уходите? Что важного было для Вас учителя на уроке? Что ценного? И что домой? И с чего следующий урок?»

Если посчитать сильные вопросы, то от мотивации до рефлексии через сверку не так уж много получается – 7 вопросов (если с корректировкой в сверке, то 9). И не надо тратить время на шарады и музыку, потратьте время на ученика, на его развитие и обучение.

В следующих статьях мы подробно распишем систему формирующего оценивания в коучинговом формате «Портфолио», поделимся наработками в применении сингапурской методики в коучинговом формате, рассмотрим конкретные модели и инструменты в обучающей структуре «Коучинг на уроке», приведем инструкции раздела «Умей учиться» портфолио.

Добавить комментарий