Автор
Лещук Наталия Игоревна
ОО ЧУ «Петровская школа», г. Москва,
Воспитатель ГПД начальной школы,
Коуч, студент МЭУК (победитель конкурса учителей на обучение коучингу)
Как увлечь детей проектной деятельностью? Как рассказать об основных этапах работы так, чтобы захотелось сделать? Как помочь пройти яркий и интересный путь от идеи исследования до презентации результатов? Я сделала это с помощью инструментов коучинга и хочу поделиться с Вами результатом.
Какие цели ставились?
- на практике познакомить ребят с основными принципами и этапами проектной деятельности;
- дать им максимальную самостоятельность и осознанность в решении об участии/не участии в работе, выборе тем, формы работы (групповой или индивидуальной), методов сбора и обработки информации, получении результатов;
- создать условия для максимальной вовлеченности всего класса в проектную деятельность;
- провести представление полученных итогов в классе, а затем показать лучшие проекты в других классах начальной школы. Выбрать самые интересные проекты для подготовки к участию в городском конкурсе.
Пара слов о классе. В классе обучаются 12 детей с очень разным уровнем познавательной активности и навыков самоорганизации. К третьему классу у ребят есть опыт подготовки коротких презентаций по предметам, а также опыт участия в коллективном проекте с представлением его в параллельном классе. Мы собирались представить наши выступления на школьной неделе знаний, примерно, через полтора месяца после начала работы над проектами.
Как была организована работа, и какие инструменты коучинга использовались?
Этапы совместной работы с классом строились в соответствии с основными этапами работы над проектом. По каждому этапу работы предлагался блок открытых вопросов для коллективного поиска решений и время (неделя – две) на практическую реализацию.
Для планирования работы и отслеживания движения к результату применялась шкала, она же линия времени, которая постепенно дополнялась деталями и событиями.
В процессе обсуждения мы фиксировали самое важное на плакатах (листы флипчарта и маркеры), создавая собственный опыт. По мере продвижения плакаты менялись, информация на них дополнялась, группировалась по-новому.
И конечно, вся работа, коллективная и индивидуальная, фасилитировалась из коуч-позиции, что позволило создать максимально творческую и поддерживающую среду для всех ребят.

Этап первый. Что такое проект?
Блок вопросов для общего обсуждения:
Слышали ли вы когда-нибудь слово «проект»? Как вы думаете, что такое проект? Что такое школьный проект? Чем он может отличаться от доклада, сообщения, презентации? Что может быть темой проекта? Какие могут быть у проекта цели? Связан ли результат проекта с целями? Как? Какие могут быть этапы работы над проектом?
Работа с линией времени: Когда мы сможем начать? Сколько у нас есть времени до представления результатов на неделе знаний? Если эта отметка на линии времени – неделя знаний, где мы представляем результаты, то какой будет предыдущий этап? И т.д. по технике обратного планирования.
В результате занятия появился плакат «Наши проекты» и шкала/стрела времени, на которой мы зафиксировали самые основные этапы работы по проектам. Эта стрела «прожила» с нами до самого финиша, напоминая о том, где мы сейчас находимся, обрастая новыми деталями и событиями.
Для работы в течение следующей недели я предложила ребятам анкеты с вопросами об их интересах, хобби, знаниях для того, чтобы подойти к этапу поиска и обсуждения тем. Вот эти вопросы: Что меня интересует? Чем я люблю заниматься? О чем мне интересно читать? О чем я хочу узнать больше? О чем может быть мой проект? С кем вместе я хотел(а) бы делать проект?

Этап второй. Как найти идею для моего проекта?
В начале занятия мы обсудили результаты анкетирования, и постепенно прояснились общие зоны интересов: животные, растения, новое в технике, мультфильмы. Стало понятно, у кого из детей могут быть общие проекты.
Затем мы обсудили вопросы, связанные с выбором темы:
Какая тема может быть интересна не только мне, но и другим? От чего это зависит? Что такое актуальность темы? Какие темы могут быть важными и актуальными для всех людей? Как найти важную проблему, которую можно изучить?
В ходе обсуждения начали появляться первые, самые общие темы и направления исследований. Кое-что мы сразу записали и поместили на плакат «Собираем идеи проектов!», который стал нашим настенным банком идей. В течение следующей недели темы добавлялись, многие ребята придумали сразу по несколько идей, каждую мы записывали на отдельный листок и приклеивали к плакату с именем «вдохновителя». Тем оказалось так много, что часть из них переползла с плаката на стену, а потом почему-то переселилась на окно. Почему? Не знаю)) Наверно, интересно выглядит, когда облачка идей плывут на фоне улицы.

Этап третий. Выбираем темы, объединяемся в группы и планируем работу.
На этом занятии мы довольно подробно обсудили придуманные темы, выясняя, насколько они актуальны и интересны для всех, что можно исследовать по каждой из них, начали выбирать темы для работы и создавать проектные группы. Несмотря на то, что в группе работать легче, большинство детей выбрали индивидуальную работу над собственной темой. Надо заметить, что в дальнейшем союзы распадались и перегруппировались, отдельные темы изменялись до неузнаваемости. Не все в классе выбрали тему сразу, многим надо было еще поразмыслить. Но для меня стало важным показателем живого творческого процесса.
Затем ребятам было предложено обсудить такие вопросы:
Что ты будешь узнавать по теме проекта? Какими способами ты можешь найти информацию? Где еще можно найти информацию? Какие исследования ты можешь провести? Как это сделать? Что может быть результатом твоего проекта (проектный продукт)? Кто может помочь тебе в работе над проектом? В результате у нас появился плакат: «Объединяемся в проектные группы и планируем работу» Сюда мы помещали выбранные темы и имена тех, кто по этим темам работает с короткими пояснениями по содержанию работы. А внизу записали основные подсказки:
Планируем
- Что будем узнавать?
- Какими способами? (Интернет, книги, опросы, эксперименты, мнение специалистов…)
- Где еще информация? (Музеи, выставки, поездки, фильмы…)
- Что может быть результатом? (проектный продукт)
Всем, кто уже определился с темами исследования, я выдавала «солидную» папку с файлами. В первый мы вставляли облачко – тему с пояснениями по ней, дальше помещалась короткая инструкция по работе над проектом (на половину состоящая из вопросов, см. приложение), далее следовал листок с заданием на следующее занятие:
ПРЕДСТАВЛЯЕМ СВОЮ ТЕМУ:
устный рассказ (или мини-презентация – по желанию)
Над какой темой ты работаешь?
Почему ты ее выбрал:
Почему она интересна тебе?
Почему она интересна и важна для других?
Что ты уже знал об этом раньше?
Что ты собираешься узнать?
Какие методы сбора информации ты будешь использовать в работе?
И тут закипела работа. Стихийно был создан плакат про Микки Мауса с загадками, конкурсами и специальным кармашком для шариковой ручки; проведены исследования общественного мнения в начальной школе по вопросам отношения к суевериям; проведено исследование зрительских предпочтений исторически менявшегося образа Микки Мауса; проведено интервью с учителем биологии по вопросам об образе жизни, пользе и вреде бактерий; при участии родителей состоялось интервью с экспертом в области авиастроения о разработках самолетов на электричестве, были сделаны фотоснимки домашнего формикария (муравейника), проведен опрос о компьютерных играх. Папки заполнялись распечатками статей из интернета и картинками.
Самым ценным стало то, что все это дети делали по собственной инициативе, так, как считали нужным, а я только слегка помогала происходящему. В этот период со многими мы беседовали индивидуально: как лучше организовать работу, что еще интересного можно узнать, как обобщать материал?

Этап четвертый. Представляем свой проект.
На этом занятии достаточно было интересно представить свою тему и рассказать о том, как продвигается работа над ней. После каждого сообщения класс задавал вопросы и давал обратную связь «эксперту»: что было самого интересного и ценного в прозвучавшей информации. Конечно, не все работали в одинаковом темпе, кто-то в этот момент только определился с темой. Тем не менее, после прозвучавших сообщений и обсуждений, работа стала более осознанной, ребята поняли, что еще важно прояснить и как максимально раскрыть тему. Таким образом, у нас образовался «пул экспертов», а проекты вышли на стадию завершения и создания презентаций.
Этап пятый. Вопросы от экспертов.
В первой части занятия мы коротко обсудили, какие принципы надо соблюсти, чтобы презентация была успешной и хорошо воспринималась зрителями, а также, что может быть проектным продуктом. В результате родился плакат «Готовим презентацию» с основными короткими инструкциями, впоследствии обросший яркими деталями.
Вторую часть посвятили викторине с вопросами «от экспертов». Провести викторину было важно для того, чтобы укрепить приверженность ребят работе над выбранной темой, сохранить энергию вдохновения на завершающем этапе работы.
Сделали мы так: предварительно каждый «эксперт» приготовил по 2-3 интересных вопроса по теме своего проекта и показал их мне, я подобрала иллюстрации и сделала обрамление для вопросов из дополнительных необычных и интересных фактов по теме. Заседание происходило за «круглым столом», составленным из парт. Эксперты задавали свои вопросы, комментировали ответы и давали свои, а я создавала мостики между темами, дополняла вопросы фактами и иллюстрациями, которые можно было рассматривать на столе.
Могу сказать, что ребята участвовали в викторине с огромным воодушевлением, те, кто поленился подготовить вопросы заранее, импровизировали и требовали продолжения викторины на следующем занятии. У одной проектной группы родилась идея провести свою собственную викторину (к сожалению, мы не успели ее реализовать, хотя призы уже были закуплены), т.к. один из экспертов заболел на довольно продолжительный срок. И был еще один маленький, но очень ценный момент. Мальчик, не принимающий участия в проектах по состоянию здоровья, принес свою картинку про самых больших – маленьких, тяжелых-легких животных и эта картинка удивительным образом вписалась и «легла» в нашу викторину как иллюстрация, к общему удовольствию.

Этап шестой. Время презентаций.
Наступило время результатов, время представления своих работ в классе. У 11 учеников получилось 6 индивидуальных и 2 групповых проекта разной сложности и глубины. Такую вовлеченность я оцениваю, как очень высокую. Ведь изначально проектная деятельность не была обязательной для всех, а выполнялась по желанию. Дополнительным бонусом для меня стало то, что решились заговорить «молчуны», те, кто поначалу не хотел участвовать в проектах, кто стесняется выступать перед классом, долго не мог определиться с темой. Но в итоге получились две интересные презентации, ценные самим фактом своего появления «вместе со всеми». Были осознаны и пройдены все этапы работы над проектами, и нам удалось в целом следовать первоначальному плану по стреле времени.
По каждому выступлению мы дали авторам обратную связь, а самые интересные проекты представили в других классах начальной школы во время недели знаний. Определились и кандидаты на участие в городских конкурсах следующего учебного года: эти проекты надо будет немного «отшлифовать» по форме в соответствии с конкурсными требованиями.
И уже есть новые идеи и темы для исследований в будущем году!

