«Организация проектной деятельности учащихся с использованием моделей коучинга»

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), практикующий коуч ICF,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

 ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

Многие сегодня задают вопрос: «Какие подходы, модели, инструменты, технологии позволяют обеспечить развитие личности учащихся?»  Как гармонично развить личностные результаты и сформировать универсальные учебные действия? Как организовать психолого-педагогическое сопровождение не только в рамках психолого-педагогической помощи и консультирования учащихся, но и педагогической поддержки?

Основная идея ФГОС общего образования заключается в том, что ученик учится сам урочно и внеурочно относительно не только содержания, но и возраста. Актуально, как никогда, звучат смыслы наших образовательных программ школ «…организация не только учения (что учить?), но и обучения (как ты это учишь, как ты это делаешь?).

В этой статье хочу поделиться системой своей работы по организации проектной деятельности учащихся с 5-11 класс. Опишу, как провожу совместно с учениками допроектный этап очередного проекта в рамках программы формирования УУД с использованием моделей коучинга.

В основу этой системы работы положили формулу развития, предложенную Ириной Мальцевой  (РСС ICF), доработанную «Я-образом» (идея Ярославцевой Н.А., Новосибирск):

 

ФОРМУЛА РАЗВИТИЯ

КОУЧ  - БУДЬ СОБОЙ!!! «Я – ОБРАЗ» (ИДЕНТИФИКАЦИЯ СЕБЯ)

ЭКСПЕРТ, МЕНТОР, ТРЕНЕР – БУДЬ, КАК Я!!!! ДЕЛАЙ КАК Я БЕЗ МЕНЯ!

НАСТАВНИК -  ДЕЛАЙ КАК Я!

 

Проектная деятельность - это  особый вид деятельности, который ведет за собой развитие ребенка. Признаками деятельности, которую можно классифицировать как проектную, являются следующие:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

-относительно жесткая фиксация срока достижения  результата;

 - предварительное планирование действий по достижению результата;

 - программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий ( операций),  обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий  с их одновременным мониторингом  и коррекцией.

Моя логика, учителя-коуча, при организации такой деятельности проста: зашиваю в допроектный этап те модели, которые отвечают признакам проектной деятельности. Весь допроектный этап фиксируется в «Портфолио» учащегося в части личностных результатов и УУД.

Так проектировать совместную деятельность учащегося и учителя научилась на программе «Коучинг: возможности без границ» (автор Ольга Рыбина МСС, ICF, ICP - centre). Модели «ОКО», «Гамбургер» - авторские модели Ольги Рыбиной, которые очень эффективны  в школьной практике для развития личностных результатов и формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных умений учащихся.

 

Структура допроектного этапа на основе моделей коучинга

Планирование и постановка целей проекта

Первые шаги и действия (проба)

Обратная развивающая связь на зоны РОСТА

Сверка

Модель ОКО: обзор, конкретизация, определение результата

Техника «Сильных вопросов», Модель развития логического мышления «Пирамида логических уровней»

Модель «Гамбургер»: ТриЗ, ТриО

Модель «Шкала» в экспресс формате

Обзор (модель Т):

своеобразное колесо обозрений (метафора Л. Евпловой АСС ICF), которое позволяет ученикам подняться над их планируемым проектом, просмотреть все задачи, возможные проектные идей (этап обзора записываем на ватмане «Колесо обозрений», или каждый прикрепляет свои стикеры-идей). Расширяем осознанность участников проекта через вопросы модели Т «а что еще? Еще что-то? а что важнее? еще что-то? и тогда, что здесь самого важного? приоритетного? а что больше всего вас (тебя) продвинет?

Преимущества модели Т на этапе обзора очевидны: ученики видят разные цели, разные пути, разные идеи и на расширение осознанности могут фокусироваться по приоритетам.

 

Какие варианты решения есть?

Какие есть идеи?

Как именно будет осуществлена эта идея? С кем? Когда? Где? Как?

И кто вы в этом проекте? Как распределены роли?

 Что может помешать?

Какие преимущества уже сейчас есть? Какие видите еще?

Что будет первым шагом? Когда этот первый шаг?

Что вы готовы сделать прямо сейчас?

Как вы готовы это сделать?

ТриЗ, ТриО (заметила, спросила разрешение, поделилась фактом или ощущением, задала вопрос):

 

ТриЗ: заметить факт, спросить разрешения поделиться им и задать сильный вопрос:

- разрешите поделиться теми фактами, которые слышу?

- озвучиваю факт-утверждение;

- и как вам это? И как вам эта картинка?

 

Делюсь чужими фактами.

 

ТриО: заметить свое ощущение и не скрывать его, спросить разрешения поделиться им и задать сильный вопрос:

- у меня тоже родилась идея? интересно услышать?

- озвучиваю свою идею как утверждение;

- и как вам эта идея?

Делюсь своими ощущениями (идеями, версиями, гипотезами).

Используется вопрос: насколько ты (вы) приблизился (ись) к результату?

Конкретизация

SMART (умные цели):

 

А что конкретно хотите?

Это достижимо?

А какие возможности есть?

А это реально?

Как измерять планируете? Каковы критерии, показатели?

К какому сроку? И если этот план берете, как изменится Ваша жизнь?

И что тогда с проектом?

Определение результата

МодельТ, SMART

 

Как я учитель могу быть полезен Вам? На каком этапе достижения цели?

Как видите работу со мной?

В какой срок? Насколько часто необходима обратная связь от учителя?

Соблюдаемые правила при обратной связи (автор Ольга Рыбина):

1.   КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

1. Начинать с того, что получилось.

2.Говорить, опираясь только на факты.

3.Что можно сделать по-другому.

Будьте вкладом в своих одноклассников!

КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

1.Принять.

2.Задать уточняющие вопросы – как ты понял, приведи пример.

3.Сказать спасибо.

4. Отметить в зону роста в «Портфолио».

 

Целевая значимость -  выбрана приоритетная цель проекта, критерии конечной цели проекта определены, ест план сотрудничества с учителем и другими взрослыми

Целевая значимость - поиск решений, список возможностей и этап внедрения в жизнь, первые шаги

Целевая значимость – получить обратную связь от партнёра, команды, группы, взрослого для дальнейшего развития проекта – своеобразный импульс развития по правилу: критикуешь – предлагай!

Целевая значимость – проведение сверки по достижению к результату

Очень важно учителю – коучу на этапе планирования и постановки целей проявлять следующие умения партнера:

  1. Учитель адаптирует предложенные учеником цели и помогает ученику установить внешне ясные цели, имеющие отношение к полному достижению стремлений ученика и решению обозначенных вопросов.
  2. Планы и измерения достижений должны иметь ясные цели и потенциал для продвижения ученика вперед в его размышлениях, обучении и действиях касательно обозначенных вопросов и к достижению измеримого успеха.
  3. Учитель может также предложить инструменты и структуры для того, чтобы помочь ученику, если они не навязываются ученику и имеют прямое отношение к решению обозначенных вопросов.

Необходимо помнить, что неоценимую роль в педагогической поддержке ученика в проектной деятельности играет система формирующего оценивания в таком продукте как «Портфолио ученика». Весь допроектный этап фиксируется не только на визуализированной стикерной стене обучения, но и в портфолио ученика раздел «Проекты» (все изменения заносятся учеником, включая «зоны роста», коучинговую беседу и фактические подтверждения «Кванториум жизнеспособных проектных идей»).

 

 

Добавить комментарий