Организация коллективных форм проведения проектов и исследований

Автор: Пьянникова Евгения Геннадьевна, преподаватель правовых дисциплин

Место работы: ГАПОУ «Орский технический техникум им. А.И. Стеценко»

В современном мире специалисту любой отрасли необходимо соответствовать современным тенденциям. Есть прекрасное выражение: «Чтобы стоять на месте, необходимо очень быстро бежать». Действительно, даже если у лица нет желания что-то кардинально менять в своей жизни, но при этом не остаться за бортом, он должен постоянно развиваться, чтобы уже завтра стать лучшей версией себя.

Конечно, это жизненная аксиома в полной мере относится и к деятельности преподавателя. Я учитель по первому образованию и, как выяснилось через 15 лет моей юридической деятельности, и по зову сердца. Если у людей действительно есть миссия на этой земле, то я свято верю, что моя миссия – это делиться своим опытом с молодым поколением. Но я всегда говорю своим студентам, я не могу гарантировать, того, что каждый из них станет хорошим юристом, но я искренне верю, что каждый станет хорошим человеком: добрым, целеустремленным и справедливым!

В связи с этим своим предназначением я организовала на базе учебного заведения, в котором работаю (ГАПОУ «Орский технический техникум имени А.И. Стеценко») студенческое добровольческое движение «Росток», девиз которого: Растим ДОБРО вместе! С нашим проектом мы принимали участие во Всероссийском конкурсе «Добровольцы России». Для меня лично данный проект стал также тренировочной площадкой для опробирования коучинговых инструментов в качестве современных педагогических технологий для реализации требований ФГОС (Сертификат повышения квалификации по данной теме прилагается).

Я поняла, что для получения результата самое главное – это правильный настрой, поэтому я выбираю коучинг. Коуч – это не наставник, я не говорю своим студентам «Делай как я», а говорю «Делай вместе со мной и своими друзьями». То есть, чтобы из песчаной россыпи сделать горящий факел необходимо «зажечь» совместной деятельностью и вдохновляющей целью. Цель деятельности любого волонтера – сделать этот мир лучше. А мы добавляем – сделаем это вместе!

На данном этапе я использую такой инструмент  коучинга как колесо. Расскажу, как это работает. Мы рисуем круг, каждый желающий называет сферу, в которой людям необходима помощь. Таким образом, определяем круг проблем. Далее в соответствии с теорией Уолта Диснея я делю класс на 3 группы (удобно по рядам) у каждой из которых своя роль:

- мечтатели

- критики

- реалисты

Работа первых заключается в том, чтобы предлагать все самые на их взгляд возможные и даже нелепые варианты помощи людям. Их задача ответить на вопрос: Чем мы можем сделать этот мир лучше?

Для этого я предлагаю им поработать в таблице:

- Для кого эта помощь? (предложение)

- Что именно мы будем делать? (ценность)

- С помощью чего? (ресурс)

Далее их наработки пересматривают критики, убирают абсолютно нереальное, и затем реалиста прорабатывают механизм реализации идей.

Отмечу сразу, что состав этих групп не является фиксированным. Ребята в течение работы в проекте успевают на разных этапах побывать в разных ролях, или примерить на себя разные шляпы.

В итоге после групповой работы у нас получилась база для творчества, с выделенной целевой аудиторией, видами помощи и примерными ресурсами.

Далее необходимо визуализировать наш проект, поэтому следующим этапом становится Доска задач. Мы определяем, что делаем, в какие сроки, и разделяем зоны ответственности за реализацию шагов. В итоге у нас получается план деятельности в виде рисунка/графика/таблицы с прописанными этапами (шагами, спринтами) – мероприятиями и сроками их реализации.

В настоящее время мы занимаемся с ребятами коллективной проектной деятельностью с использованием Эджайл технологий, т.е. реализуя этапы, продолжаем совершенствовать весь проект. После каждого выполненного этапа мы проводим анализ спринта, отвечая на следующие вопросы:

- что получилось хорошо?

- что можно улучшить?

- что прекратить делать?

- какие действия выполнить в следующем спринте?

Таким образом, мы работаем по схеме:

Планируем – действуем – проверяем – меняем

И в процессе своей работы постоянно совершенствуемся.

Спринты – это мероприятия, направленные на помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также просветительская работа с молодежью. Свою деятельность мы осуществляем совместно с ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Орска Оренбургской области.

На каждом этапе работает своя группа студентов, которые перед реализацией проводят презентацию для всех членов команды. Т.е. на каждом этапе ребята развивают логическое мышление, учатся доказывать свою точку зрения, учатся работать в коллективе, слушать и слышать, а также уметь представлять результаты своего труда. Данные знания и умения пригодятся не только в учебе, но и в дальнейшей трудовой деятельности молодежи. Таким образом, через коллективную проектную деятельность я развиваю в своих студентах и общие и профессиональные компетенции.

В такой модели взаимодействия я выполняю роль вдохновителя, а ученики на разных этапах сами становятся коучами друг для друга. Для меня инструменты коучинга – это неиссякаемый ресурс, который я применяю ежедневно во всех сферах взаимодействия!

 

 

 

 

Добавить комментарий