Обучающая структура «Равный партнер»: проведение коучингового разговора и коуч-сессии

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС, член ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это  статья из цикла  «Коучинг и образование  при обучении поколения Z»

Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

«Современная школа – это школа неопределенности: будущее в настоящем», так считает А. Г. Асмолов. В школу ребенок поколения Z приходит не только за новыми знаниями, но и собой новым…Это очевидно. 

Обучая детей из стратегии «Уникальные» дети и экстремальное детство, я, как учитель-коуч,  понимаю, что у всех нас есть свой – уникальный – стиль обучения.

Исследования давно продемонстрировали, что дети учатся по-разному, а потому система образования с девизом «один размер подходит всем» не может быть эффективной и полезной для наших учеников.

Стили обучения и их характеристика (материал Дрофа-Вентана)

Музыкальный

(Аудиалы/на слух)

 

Ребенок предпочитает использовать звуки и музыку и учится через восприятие информации на слух. Такие дети любят участвовать в дискуссиях, читают себе вслух сами и легко запоминают имена. Школьники используют песенки и стишки для запоминания информации, а также любят делать устные доклады.

Визуальный

(Пространственный)

 

Ребенок предпочитает использовать картинки и рисунки. Для него важны постоянное наблюдение и детали. Копирует все, что видит на доске, делает списки. Информацию воспринимает через графики и диаграммы.

Словесный

(Устный/лингвистический)

 

Такой ребенок любит слова как на бумаге, так и в устной речи. Ученику легко выразить себя, они любя слушать и читать. Обычно обладают отличной памятью, любя списки, игры слов, рифмы и ролевые игры при изучении нового.

 

Физический

(Кинестетика)

 

Ребенок исследует мир через прикосновения. Учится, перемещая тело и используя руки. Любит передвигаться, манипулировать предметами. Для взаимодействия с ними лучше использовать практические занятия.

Логический

(Математический)

 

Эти дети обладают навыками математического и логического мышления, с легкостью справляются с числовыми задачами. Любят классифицировать и организовывать пространство, других учеников и задачи. На уроке предпочитают рассуждать и играть в сложные игры.

Социальный

(Межличностный)

 

Учится лучше всего, находясь в группе. Обладает хорошими коммуникативными навыками, любит говорить с другими. Легко читает чужие эмоции, любит учить других тому, чему научился сам. Работает в диалоге.

Уединенный

(Внутриличностный)

 

Такой ребенок любит работать в одиночестве и тишине. Он стремится учиться самостоятельно. Отлично справляется задачами управления и контролирует время. Любит вести дневники, сам устанавливает цели, обладает хорошим воображением.

В своей статье «Коучинг окрыляет, или как видеть потенциал клиента?», Анна Овдиенко Видова, MA, PCC (ICF) пишет о том, что в индустрии развития личности термин “потенциал” постоянно фигурирует. А что это значит? Что значит раскрытие потенциала в коучинге?

«Потенциал - это владение и демонстрация всех имеющихся возможностей человека для того, чтобы стать кем-то или развить что-то в будущем. Слово потенциал исходит из слов «потенция» и «мощность» и относится ко всему тому, что можно успешно развить, при условии прорабатывания и использования своих талантов и способностей».

В  коучинге важно раскрыть потенциал клиента: «Достичь максимального потенциала - стать лучшей возможной версией себя. Не все клиенты задумываются о своем потенциале и не все его видят.  Когда человек видит свой потенциал, для него цель или задача обретают новый смысл, более глубокое значение. Осознавая свой потенциал, клиенты видят связь между решением задач и своим личностным и профессиональным развитием».

Вот я и задалась вопросом, как мне, учителю, работать с разными стилями обучения детей стратегии «Уникальные» дети, раскрывая их потенциальные возможности.

В этой статье речь пойдет об уместном использовании в обучающей структуре «Равный партнер» коучингового разговора и коуч-сессии на уроке, вне урока, дома «взрослого и ребёнка».

«Равный партнер» (PPIC) – это обучающая структура, основанная на позиции «равный партнер», на идеи партнерства и сотрудничества. Обучение происходит в момент урока и после него, структура «долгоиграющая», максимально персонифицированная, направленная на мотивацию роста, на достижение метапредметных и личностных результатов.

Коучинг в этой структуре рассматривается как метод, позволяющий научить эффективно мыслить, «умей учиться на протяжении всей жизни».

Основная идея обучающей структуры заключается в следующем:

Р (partnership) - партнерство

Р (personal) - персонификация

I (individualization) - индивидуализация

С (cooperation) – сотрудничество

Проводя урок, внеурочное занятие, классный час, осознанно задаю себе вопрос, какова моя цель общения «здесь и сейчас» с учеником, а его? Он может просто хочет получить результат в решении определенной задачи, у него нет желания на раскрытие своего потенциала. И что тогда?

И тогда, открываю портфель учителя, а там….. Подарки от Ольги Рыбиной ММС ICF c программы «Коучинг: возможности без границ»: коучинговый разговор и коуч-сессия.

Раскрывая возможности обучения нашим детям, необходимо внимательно к ним прислушаться, и если цель решить задачу, не надо «идти в глубину», задействуя его личностный потенциал.

Коучинговый разговор проводит тот, кто владеет информацией, может и ученик. Цель коучингового разговора: развить ответственность и самостоятельность в решении задач – ВОТ ПРИОРИТЕТ. В фокусе внимания – не человек, а решение задачи. Но при этом помним, разговор то коучинговый, поэтому недирективность, нейтральность, опора на факты присутствуют.

Коуч-сессия – проводит учитель – коуч. Цель раскрыть потенциал ученика. На первый план такие умения, как: недирективность, нейтральность, фактичность. Ученик и учитель одинаково понимают о чем, будет беседа партнеров. Такие вопросы, как: «какой результат сегодня ты хочешь? Как поймешь, что к концу получил результат?» - обязательны (наличие соглашения). В фокусе внимания ученик, который решает эту задачу, основной инструмент учителя – открытые вопросы, переходящие в сильные.

Проводя коучинговый разговор или коуч-сессию, часто используем при любых стилях обучения визуализацию, при этом задействуем разные каналы воприятия: ВАК (метод обратной задачи, технику «Шкала» в развернутом или экспресс-формате). При этом помним, чтобы организовать коуч-сессию или коучинговый разговор обязательны 9 вопросов исследования (включая smart – цели).

Сначала за счет вопросов про позитивность цели, ее экологичность, зону контроля, расширяем осознанность ученика, а затем начинаем вместе с ним «умничать» (smart-цели): а это реально? а что изменится? как конкретно ты это видишь? а еще? к какому сроку? и т.п.

Используя технику «ШКАЛА» в развернутом формате, также активно использую smart-цели.

Сегодня их портфеля учителя, работающего в обучающей структуре «Равный партнер», я достала только два инструмента – действия….. Мой портфель наполнен, готова делиться дальше…

Добавить комментарий