Автор Анна Мирцало
Аннотация к статье:
В статье раскрыта роль мотивационного компонента в структуре занятия, обобщены приемы и способы повышения учебной мотивации учащихся на различных этапах занятия на примере занятия с элементами тренинга и использованием коучинговых техник «Коммуникации в менеджменте», а также приведены примеры полезных и работающих мотивационных техник.
Мотивационный компонент занятия связан с этапом постановки целей занятия и традиционно состоит в демонстрации того, как достижение цели (усвоение знаний, формирование умений и навыков) позволит в будущем решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью.
Мотивационный компонент призван «наполнить паруса» и задать темп тем 45 или 80 минутам совместного плавания, когда за штурвалом корабля стоит преподаватель и задает направление его движения, но от ресурсов и возможностей его участников зависит сила и скорость движения судна. И здесь важно помнить, что любая из целей, как личностная, так и учебная достигается когда все участники учебно-воспитательного процесса находятся в открытой позиции по отношению к цели, а это проявляется в интересе, желании исследовать и принимать участие, как в индивидуальной, так и групповых формах работы, готовности брать ответственность за результаты своей работы в овладении навыками и умениями. Во многом профессиональное мастерство преподавателя определяется тем, насколько радостным, увлекательным и одновременно познавательным будет создаваемое им пространство вокруг учебной деятельности.
Основой формирования учебной мотивации выступают три составляющие:
- Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний — «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
- Ощущение свободы выбора — «Мы не марионетки кукольного театра!»
- Ощущение «я могу» — ощущение успешности (компетентности).
Для повышения учебной мотивации используются ряд приемов, таких как:
- Планирование оценки за аттестационный период, семестр, год и т.п. может достигаться при выполнении упражнения «Декларация учебных целей на месяц (семестр)» с использованием техники SMART, через применение шкал.
- Использование метафор — притч, афоризмов, цитат и историй-зарисовок из жизни известных деятелей в данной или смежной области научного знания, образов и картин для погружения в проблему.
- Ситуации проблемного характера с системой интересных вопросов: со столкновением противоречий; с выявлением причинно-следственных связей; установлением сходства и различий; использованием головоломок, ребусов, загадок [1];
- Создание и проектирование ситуации успеха;
- Действия в условиях свободного выбора (возможность комбинировать самостоятельно различные виды деятельности, формы работы; осуществлять выбор задач различной степени сложности или партнеров по взаимодействию);
- Предоставление обратной связи (взаимные опросы, диалоги с преподавателем);
- Подведение итогов (рефлексия урока);
- Юмор.
При составлении плана занятия преподаватель может прописать, как будет достигаться мотивация учащихся на каждом его этапе. Проиллюстрирую сказанное на примере занятия с элементами тренинга и использованием коучинговых техник на тему «Коммуникации в менеджменте» (подробное описание хода работы на занятии можно найти на сайте «Коучинг в образовании»: http://coachingineducation.ru/, [2]). Целями занятия являются:
- развитие навыков межличностного общения;
- развитие навыков активного слушания;
- развитие эмпатии и способности сопереживать;
- развитие навыков предоставления обратной связи.
На этапе постановки целей преподаватель может обратиться к учащимся с предложением ранжировать эти цели с тем, чтобы выделить наиболее важную из них (выбрать 1 или 2). К примеру, после расстановки приоритетов, учащимися наиболее важной выбрана цель, связанная с формированием навыков активного слушания (эти цели могут и должны разниться у разных учащихся). Используя одноименную шкалу, можно предложить учащимся поисследовать эту цель: выделить критерии ее достижения, когда навык максимально проявлен в общении (на 10 балов); оценить уровень развития навыка до начала его тренировки (в начале занятия) и ту позицию на шкале, где хочет оказаться учащийся после выполнения упражнения (или на этапе подведения итогов занятия).
Используя метод незавершенных предложений, предложите учащимся ответить на следующие (все или выборочно) вопросы в отношении выбранной главной цели:
- Я обязательно сделаю…
- Я буду контролировать…
- Я постоянно буду узнавать …
- Я допускаю, что…
- Я запрещаю себе…
- Я разрешаю себе на пути к цели…
- Я обещаю, что…
- Я обещаю другим (членам семьи, значимым близким, экспертам), что…
- Я развиваю в себе…
- Я становлюсь…
Процесс достижения цели – это жесткий процесс, требующий самодисциплины и готовности преодолевать, прежде всего, свои страхи, сомнения и неудачи, сопротивление лимбической системы. Побудить учащихся выйти из зоны комфорта помогает метафора: «Наши цели находятся по ту сторону страха. Преодолевая страх, мы топим те ледники, которые дают нам живительную силу для ее достижения».
На этапе старта и в критичные моменты движения к цели, когда опускаются руки и возникает чувство безнадежности, важно читать автобиографии любых успешных людей (математиков, химиков, писателей и других известных деятелей науки и искусства), ведь их жизненный путь – это путь преодоления [3]. Это правило можно взять на заметку и внедрить отдельным мотивирующим элементом занятия!
Такая работа на этапе постановке целей усиливает осознанность учащихся и подогревает интерес к теоретическому блоку информации, в качестве которого может быть предложена как самостоятельная работа с информацией (самостоятельный поиск знаний), так и мини-лекция (7-10 минут) и др. Развитие навыков активного слушания достигается через выполнение различных заданий творческого характера. Например, для развития навыка резюмировать – составление и презентация краткого мини-рассказа, иллюстрирующего содержание какой-либо пословицы, с последующим обобщением его другими участниками, для развития способности к перефразированию – подбор каждой группой слов-синонимов или схожих фраз для замены слов в предложенных ведущим четверостишиях, задачей же других групп выступает отгадывание стихотворение, которое было выбрано изначально.
После завершения работы студентам можно предложить составить лист (таблицу) наблюдений за действиями 2-3 участников и предоставить им позитивную и конструктивную обратную связь по результатам работы, используя формулу обратной связи [2]. Данное упражнение носит название «Наблюдение и позитив» и может использоваться, как для проведения промежуточных итогов во время занятия, так и на этапе его завершения.
Упражнение «Наблюдение и позитив» служит мотивационной техникой и одновременно направлено на формирование навыков предоставления обратной связи, позволяет прочувствовать на собственном опыте ее значимость и ценность. Упражнение состоит из 2-х этапов. Первый этап состоит в сборе и фиксации позитивных черт характера и действий участников группы (2-3 человек по выбору) в специальной таблице (таблица 1), например, при выполнении заданий по формированию навыков активного слушания (парафраз, уточнение, резюмирование) или других элементов занятия. Задача второго этапа — предоставление «наблюдателем» позитивной обратной связи с опорой на записи с использованием формулы обратной связи.
Таблица 1. Бланк наблюдений для предоставления обратной связи
Имена участников группы | Позитивные черты характера, действия участников |
1.
2. 3. |
|
1.
2. 3. |
|
1.
2. 3. |
Осознание успешности учащимися достигается и через этап подведения итогов, когда преподаватель резюмируем все то ценное, полезное и новое, чем была наполнена работа студентов на занятии. И в этот момент он (преподаватель) подтверждает и собственную успешность, заявляя о том, насколько те цели, которые были заявлены в начале занятия, были достигнуты и как факт обобщены на этапе его завершения.
И здесь важно вернуть внимание участников к шкале с просьбой оценить то, насколько им удалось достичь желаемого результата – попасть в ту точку на шкале, которая была обозначена ими в качестве цели. Также, обращаясь к студентам, можно задать вопросы: «С чем вы сегодня уходите?», «Что было для вас сегодня полезным, ценным, интересным?». Здесь можно использовать «метод незавершенных предложений» и такие вопросы, как:
- Во время занятия я понял, что…
- Самым полезным для меня было…
- Я не смог быть более откровенным, так как…
- На занятии мне удалось…
- На занятии у меня не получилось…
- На следующем занятии я хотел бы…
- На месте ведущего я…
И в качестве одного из домашних заданий или исследовательской работы во время занятия учащимся можно предложить упражнение «Мои достижения и победы». Упражнение «Мои достижения и победы» укрепляет самооценку, веру в свои силы и способности, обращает внимание на тот путь, который уже пройден человеком в его способности к созиданию и включает такой алгоритм:
- Напишите 10 дел, которые вы умеете делать очень хорошо.
- Напишите имена 5 человек, которые точно могут охарактеризовать вас положительно с любой стороны, например, надежный друг, отличный студент, любящий сын.
- Напишите 7 навыков в рамках выбранной профессии, которыми вы владеете в высокой степени (лучше, чем другие).
- Напишите 5 вещей, которые принципиально отличают вас от другого студента.
- Напишите 25 самых крупных своих достижений в жизни.
- Напишите 3 позиции, которые вас очень радуют в вашей внешности.
- Напишите 3-5 человек, которым вы помогали в осуществлении их мечты.
В статье представлен взгляд на мотивационный компонент занятия и опыт использования мотивационных техник в рамках дисциплины «Менеджмент» при подготовке специалистов среднего звена экономического профиля. И в завершение не могу не упомянуть о таком важном навыке, который учитель может передать учащимся — в ситуации неудачи, когда внутри что-то треснуло на пути движения к цели, важно бережно к себе отнестись в этот момент. А для того, чтобы не засосала трясина самоедства в этот момент важно взять легкую и простую микроцель и выполнить ее, например, прочитать 3 страницы книги, приготовить ужин брату (сестре), позвонить родственнику [3]. А какие легкие и простые микроцели реализуете вы в рамках своего занятия как инструмент поддержки? Наши учащиеся чувствуют, когда мы верим в их силы, и эта наша вера мотивирует их к движению вперед!
Литература:
- Мирцало А.Р. Активные методы обучения: метод интерактивной игры и мозкового штурма в преподавании дисциплин экономического цикла // Подготовка будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях инновационного образовательного пространства: конф. — Донецк, 2011. – с.37-41.
- Мирцало А.Р. Коммуникации в менеджменте — развивающее занятие с элементами тренинга и использованием коучинговых техник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://coachingineducation.ru/kommunikacii-v-menedzhmente-razvivayushhee-zanyatie-s-elementami-treninga-i-ispolzovaniem-kouchingovyx-texnik/
- Тарарина Е.В. 10 способов борьбы с ленью методами арт-коучинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=cbLD3DafX7E
Автор материала: Мирцало Анна Романовна, преподаватель менеджмента высшей категории, практический психолог ГПОУ «ДТХТФ» (Донецк, Украина). E-mail : annam 78@ ukr.net