Новый взгляд на привычный урок

Огромная благодарность моим вдохновителям Наталье Гульчевской,
Наталье Сусловой, Анне Лебедевой, группе № 34, моим ЧЕМПИОНАМ.

Новый взгляд на привычный урок

Автор Татьяна Владимировна Плотникова, победитель конкурса учителей МЭУК.

Это конспект я задумала некоторое время назад, еще до того, как прошла конкурс учителей на обучению коучингу по 4-х модульной программе. После «Введения в коучинг для работников образования» мне стало интересно прописать структуру занятия, чтобы посмотреть на нее со стороны, что-то скорректировать, что-то сделать по-другому, добавить, улучшить…Конечно, я отодвигала это, откладывала на потом, т.к. не считала это важным. Как говорят, всему свое время! Прошел первый модуль обучения… Поэтому сегодня с радостью делюсь своей разработкой репетиторского занятия по физике с применением коучингового подхода. Это уже некий опыт, результаты которого уже есть.
Конспект репетиторского занятия
Индивидуальное занятие с учеником (а для меня все ученики – настоящие чемпионы) строится в формате «Коучинговой стрелы». Особенно на первых порах для меня важно создать доверительные и дружеские отношения с ребенком. Ведь это — залог успешной дальнейшей работы. Я использую для этого и располагающую обстановку, и тоны голоса, и активное слушание. Как правило, знакомство наше начинается с узнавания друг друга. Я представляю себя, потом прошу разрешения задать несколько вопросов. Обычно, чемпионы с удовольствием соглашаются пообщаться. Вопросы, которые я задаю:
— Кто принял решение о дополнительных занятиях?
— Кому это надо?
— Почему это для тебя важно?
— Как ты собираешься совмещать учебу и занятия?
— Для чего эти занятия нужны тебе?
— Какие свои качества ты считаешь самыми сильными?
— Какие хотел бы развить, расширить? Для чего? Как в этом тебе может помочь физика? (Я фиксирую ответы на этот и предыдущий вопросы на листочке, для того, чтобы потом периодически возвращаться к данному запросу и сверяться, на сколько продвинулись по сравнению с началом).
— Кем ты себя видишь через 7 лет? Через 20 лет? (Обычно, эти вопросы удивляют. Ответ следует не сразу, а после паузы, может и короткой, а может и длительной…)
— Что бы ты посоветовал себе настоящему из будущего, когда ты уже сдал экзамен успешно и стал студентом именно того ВУЗа, о котором так много мечтал? Чтобы сделал(а) по-другому?
— Чем я могу помочь тебе в осуществлении твоих планов на ближайший год?
После этого переходим непосредственно к теме первого занятия. Обычно, это — исследование уровня математической подготовки учащегося на данный момент, выяснения его запроса на выполнение ЕГЭ по физике. Иными словами, мы с ним определяем тот уровень задач в ЕГЭ, которые он решает в первую очередь, т.к. наверняка с ними справится. Затем, проговариваем следующий уровень, к которому будем стремиться. В ЕГЭ по физике есть 3 уровня сложности задач. Поэтому важно, чтобы ребенок увидел зону своего комфорта и зону своего развития с точки зрения решения задач.
Следующее занятие начинаем с воспоминаний материала по конкретной теме, например, кинематике. Т. к. предполагается, что все темы чемпиону знакомы, то я предлагаю заполнить колесо баланса для данной темы: занести в каждый сектор понятия, определения, формулы, законы, на его взгляд, относящиеся к ней (теме). Волшебным образом вдохновляют чемпиона вопросы «А еще…?», «…и…?» после его слов о том, что он больше ничего не помнит. Если колесо заполняется не до конца, то я прошу чемпиона поработать с ним дома самостоятельно, чтобы вспомнить всю информацию. Обычно, мы закрываем этот вопрос на протяжении данного занятия. Опираясь на ощущения, чемпион отмечает ту точку на шкале, которая соответствует нынешнему пониманию того или иного правила, определения, закона. (это тоже входит в домашнее задание). На следующем этапе мы определяем кратко, что такое для него на 10 с точки зрения применения данного понятия.
Потом переходим к шкалированию, предварительно выяснив, чего хочет достичь чемпион за это занятие (на 10). Спрашиваю, где чемпион находится на данный момент. На сколько хотел бы продвинуться в решении задач по определенной теме или подтеме за сегодняшнее отведенное время. В чем для него будет состоять эта разница? Как правило, разница заключается в том, чтобы вспомнить методы и применить знания к решению задач. Тогда уже, удостоверившись, что что-то помнит, чемпион приступает к решению. Причем, с начала – к качественным, готовя почву для расчетных. И это уже есть продвижение вперед потому, что все начинается со слов «Я ничего не помню (не знаю)».

plot1plot2plot4plot3

 

Дальше мы продвигаемся, опираясь на положительный опыт, на то, что чемпион помнит, на те сильные качества, которые он назвал при знакомстве. Из занятия в занятие мы работаем над тем, что начинаем с обозначения темы и цели на ближайшие 1,5 часа (столько длится урок по времени), определяем, где чемпион находится на данный момент и на сколько хочет продвинутся по цели, только потом переходим к решению задач, как вспомогательному материалу для продвижения. Чтобы дать чемпиону возможность раскрыться в трудный для него момент принятия решения о способе решения задачи, очень помогают вопросы «как если бы ты знал…, как решать, то с чего бы начал?..», « …, как изобразить рисунок, то что бы изобразил в первую очередь?».
Заканчиваем всегда вопросом «Что было самым ценным сегодня?», «На сколько удалось продвинуться по шкале за занятие?». Удивительно то, что чемпион вдохновенно и оптимистично озвучивает ценность проделанного. Позитив и желание продолжать развиваться, расширять свои горизонты возможностей – это результат наших встреч.
Получается, что мы вместе создаем разницу между тем состоянием, когда чемпион приходит, и мы начинаем занятие, и тем, когда заканчиваем. Я вижу, насколько он вдохновлен: улыбка, позитивный настрой на продвижение, желание творить, что-то делать…
Вообще, я заметила, что все те домашние задания, которые чемпионы получают от меня на уроках, выполняются. За редким исключением, когда у них образовывались незапланированные мероприятия. Для меня это удивительно!!!
Ведь эти задания необязательны для выполнения! А они все равно делают!!! Почему это важно для них? (Только чемпионы знают ответ на этот вопрос…)

Обязательно благодарю чемпиона за его приверженность выбранному пути, за обязательность и уверенность в принятии решений.

Перед экзаменами я планирую поработать с ними над созданием картины «Как если бы ты уже сдал успешно физику…», включая вопросы по пирамиде логических уровней. Очень интересно, какие результаты покажут эти чемпионы на экзаменах (ОГЭ и ЕГЭ по физике). Я в них бесконечно верю и знаю, что это будет их лучший результат.

Огромная благодарность моим вдохновителям Наталье Гульчевской, Наталье Сусловой, Анне Лебедевой, группе № 34, моим ЧЕМПИОНАМ.