Новые компетенции учителя: стимулирование осознанности или осознанность ученика как система целей, действий, мотивации и личных стратегий обучения

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), практикующий коуч ICF,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это шестая статья из цикла статей «Новые компетенции учителя в современной школе или

«непластилиновые взрослые»

Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

 В век быстрой информации система образования должна быть не только пересмотрена, но и перестроена. 

          В VUGA - мире, мире сложных и хаотичных систем, менять систему образования необходимо для всех, ведь большую часть системы составляют дети и молодые специалисты - поколение миллениалов.

Вопросы осознанности, мотивации, выбора личных стратегий исходя из логического мышления звучат особенно актуально не только в логике стандартов, но и самой жизни.

Как пишет Татьяна Черниговская: "Теперь человека должны учить учиться, работать с огромными потоками информации, развивать память и внимание и при этом делать так, чтобы он адекватно воспринимал жизнь в новом мире и чувствовал себя его системачастью. 
Мы дошли до той точки, где не важно, есть информация или нет — просто потому, что ее слишком много, и мы не можем усвоить такое количество знаний и воспользоваться ими. Это значит, что нам нужен ход, который позволит иначе устроить процесс обучения"

Прежде, чем найти ход к осознанности обучения ученика через систему целей, действий, мотивации и стратегий обучения, давайте посмотрим кто находится в этой системе сегодня. Мне очень нравятся метафоры А.А. Вахрушева, который говорит, что в школе ежедневно встречаются люди с двумя видами опыта:

- "шкурный опыт" - это учителя-стажисты, которые окружающий мир воспринимали через призму собственного опыта (читали "от корки до корки" книгу, чтобы постичь истину, долго слушали учителя, закрепляли знания через множество упражнений, проходил целый урок и только тогда ты получал правильный ответ);

- "мусорный опыт" - это молодое поколение, которое уже в первом классе в своей ладошке держит целую мировую коробочку знаний - интернет, и одним кликом за секунду получают ответ, при чем "живой" со звуком, пространством..."  Поколение "мусорного опыта" воспринимают окружающий мир через призму чужого опыта.

Проблема в одном, как разобраться ребенку с этим потоком интересного, полезного, а иногда и просто лишнего.

Свою задачу учителя- партнера вижу в том, чтобы вместе с учеником прибраться в этом потоке, систематизировать, классифицировать, обобщить, интерпретировать смыслы, то есть простимулировать осознанность ученика. Прибраться возможно только через формирование универсальных учебных действий и развитие личностных результатов, которые напоминаю, не оцениваются, а педагогически наблюдаются.

  И тогда стоит понять, ученик - системачасть чего, какой системы? Обратим внимание на современную школу: на смену процесса, пришли участники - партнёры в сотрудничестве; на смену классу пришел поток, в потоке ты уже не встретишь наставников, а встречаешь команду через распределенное лидерство в проектной и учебно-исследовательской деятельности урочно и внеурочно.

В этом потоке очень важно, чтобы ученик как системачасть, понимал в какой поточной системе находится и что или кто может помочь ему раскрыться?

Мне учителю-партнеру для стимулирования осознанности ученика на уроке необходима компетенция "Стимулирование осознанности" (компетенция 8 ICF), когда учитель поддерживает ученика в выборе новых стратегий обучения, развивает его логическое мышление, помогает осознать мотивацию к обучению и росту, поддерживает в поиске смыслов обучения?

 

Учитель-партнер помогает осознать ученику

Уровень "Кто", что внутри тебя

Уровень "Что", что вовне тебя

Уровень "Что в будущем"

желания, ценности, качества, принципы, сильные стороны, роли, предназначение

Какова реальность вокруг тебя, каковы реальные ситуации, что и кто окружает тебя, каковы твои действия

Твое видение, цели

 

Поиск нового видения, новых стратегий, пересмотр взглядов, определение ценностей, такая "пересборка" тебя самого. Помните, ученик приходит на урок не только за новыми знаниями, но и за собой новым. учитель приглашает ученика в такие места, где он никогда не был, а если и был, то редко.

И мы дарим возможность ученику узнать себя с новой стороны, удивиться - повышение осознанности. Ученик понимает, что то, что осознаю могу контролировать, то, что не осознаю, контролирует меня.

Часто использую для стимулирования осознанности модель "Гамбургер", в качестве начинки может быть факт или видение учителя (модель "ТриЗ" или "ТриО") - автор Ольга Рыбина, МСС ICF

 

Итак, как учитель может стимулировать осознанность ученика на уроке?

Компетенция 8 «Стимулирование осознанности» у учителя-партнера проявляется через способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать их таким образом, чтобы поддержать ученика в осознании происходящего и тем самым достичь запланированных или ожидаемых результатов.

Что знает и умеет учитель-партнер в рамках этой компетенции:

 - умеет выходить за рамки сказанного учеником, не позволяет себе раствориться в описании (зачастую полной абстракции из серии "что вижу, то пою"), данном учеником;

- умеет выделять привычные для ученика способы восприятия себя и окружающего мира;

- умеет раскрывать перед учеником более широкие перспективы, поддерживает и мотивирует на их смену и нахождение новых возможностей для учебных действий;

- умеет определить наиболее сильные стороны и сферы (области) обучения и роста, а также, на что стоит обратить внимание во время урока;

- поддерживает ученика в открытии новых идей, мыслей, ощущений, эмоций, настроения.

Существует несколько способов усиления осознанности обучения у ученика: прямая коммуникация, обратная развивающая связь, сильные вопросы, метафоры, аналогии.

Действия учителя в стимулировании осознанности

Что говорит учитель ученику

Учитель приглашает ученика делиться или исследовать то, что он узнал на уроке о ситуации (учебной и жизненной - предметные результаты).

 

Учитель приглашает ученика делиться или исследовать то, что он узнал на уроке о себе (личностные результаты и УУД).

 

Учитель делится что он заметил относительно ученика, его ситуации, приглашает к исследованию.

 

 

Учитель приглашает ученика рассмотреть, как ученик будет использовать новое знание, полученное на уроке или в домашней работе.

 

 

 

Вопросы учителя, интуиция и наблюдения несут потенциал создания нового знания, формирования новых умений для ученика (особенно в части УУД и личностных результатов)

 Что ты узнал о своей ситуации?

 

 

 

Что ты узнал о себе?

 

 

 

Когда ты говоришь о своем домашнем задании, ты глубоко вздыхаешь, о чем это?

 

Как ты используешь полученные знания и умения на уроке? в домашней работе? Что готов сделать? Как готов сделать? С кем? В какой срок?

Мне кажется ты одухотворен. Что скажешь?

У меня ощущение, что загружен информацией? У тебя как? И тогда перезагрузка или разгрузка? Что рациональнее для тебя?

 

Понять глубже эту компетенцию и начать ее постоянно проявлять мне помогло понимание 3 уровней осознанности и их стимулирование через технику «сильные вопросы» и технику активного слушания «пауза» (Збигнев Киерас, МСС ICF, Польша).

 

 

3 уровня осознанности:

III

 

СИСТЕМА

Слушание между строк и контекста, здесь можно увидеть отношения между учителем и учеником (часто называют «ресурсное состояние», «поток»

II

 

ЛИЧНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ + МОТИВАЦИЯ

Эмпатия и восприятие, когда уровень «Я» учителя исчезает, он слышит ушами учениками, видит глазами ученика и ощущает чувствами ученика

I

 

ЦЕЛИ И ДЕЙСТВИЯ

Уровень слушания учителем – уровень «Я»: наблюдает и делится тем, что воспроизводит его собственную перспективу. Возможно 3 версии: больше (я даже больше себе могу это представить…), меньше (я даже не могу себе это представить…), также (я понимаю, что для тебя это значит…)

 

Проявление осознанности на уровне «Цели и действие» через технику «Сильные вопросы»

 

Уровень I

«ЦЕЛИ И ДЕЙСТВИЯ» (УРОВЕНЬ ЧТО?)

Что хочет ученик?

Что есть у ученика сейчас?

Что сделать ученику, чтобы получить это?

Что еще можно сделать?

Что знает ученик и чего не знает? Чего он лишает себя, не зная этого? Что ценного есть в его незнании?

В чем заключается план В? А возможен ли план С? И что тогда с планом А?

Что запланировано?

Каков результат?

Что ученик хочет сделать по-другому?

Что ученик хочет сделать также?

 

Проявление осознанности на уровне «Личные стратегии обучения и мотивация» через технику «Сильные вопросы»

На этом уровне можно использовать сочетание сильных вопросов, зашитых в разные модели, работающие с полем «ЧТО? и КАК? и НАСКОЛЬКО ВАЖНО?»: модель GROY, SMART, SWAT, SCORE, OSCAR, COACH, STEER, CIGAR. Также используется модель «Шкала», возможно в экспресс-формате.

 

 

 

Модель GROY

G - Цели

R- Реальность

O - Выбор

Y - Желание

 

Модель OSCAR

O- Результат

S - Ситуация

C- Выбор-последствия

A - Действия

R- Пересмотр

Модель COACH

O - Результат

S - Ситуация

C - Выбор-последствия

A - Действия

R-  Пересмотр

 

 

 

 

 

 

Уровень II

«ЛИЧНЫЕ СТРАТЕГИИ И МОТИВАЦИЯ» (УРОВЕНЬ ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕНИКА «ПОЧЕМУ И КАК? ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?)

Почему цель важна?

Каковы твои ценности?

Что похожее срабатывало и почему?

Какие есть параллели?

Каковы второстепенные приобретения и потери?

Как я научился? Как я хочу?

Кем я хочу стать при этом?

На какие мои другие роли это повлияет?

Зная, что я не могу потерять, с чем я буду бороться?

Основное правило для учителя – партнера на этом уровне для стимулирования осознанности ученика – сохранять тишину, организовывать паузы. На этом уровне все вопросы для ученика требуют пространства свободного места, учитель не заполняет это пространство своим «Я». Такое простое правило, дает мозгу ученика время на обработку информации, время на «подумать».

Если хотите задать вопросы, задавайте вопросы из модели Т (М. Дауни): «А что еще? Еще что-то? И что еще? И…».  Или вопросы на глубину: «Что там глубже есть? Как ты себя чувствуешь, когда у тебя есть это ощущение? Для чего можно использовать эти эмоции?»

 

Уровень III

«СИСТЕМА» (УРОВЕНЬ ОСОЗНАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ)

Вопросы, приглашающие к исследованию себя самого и ситуации.

Модель «Гамбургер» (ТриЗ, ТриО), «Рефрейминг».

 

 

На программе «Коучинг: возможности без границ» (Ольга Рыбина, ICP Centre) я познакомилась с моделью для развития логического мышления (систематизацию информации и выбор решения) «Пирамида логических уровней (Роберт Дилтс).

«Пирамиду логических уровней» применяю часто для формирования логического мышления учащихся, особенно при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Открывая стандарты и примерные ООП, читаем следующее в начальной школе:

К логическим универсальным действиям относятся:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно­следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Пирамида логических уровней позволяет внести свой вклад в формирование логического мышления (см. рисунок).

Философия этой модели заключена в словах А. Эншейтна «Проблемы, которые стоят перед нами сегодня, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда создавали их» и на Концепции нейролингвистических уровней Г. Бейтсона и Р. Дилтса.

Правила работы с Пирамидой просты.

Учитель может:

- задавать вопросы последовательно снизу-вверх,

- …последовательно сверху-вниз;

- … вопросы последовательно с нижнего уровня до верхнего и обратно;

- начать задавать вопросы с более высокого уровня, чем тот, на котором сейчас находится проблема ученика.

Помните, каждый следующий вопрос задавайте с уровня выше.

 Упражнение (тренируйте активное слушание – с какого уровня запрос ученика?):

  1. Хочу понять, как стать уверенным (уровень способностей, 3 уровень, начинаем вопрос задавать с 4 уровня).
  2. Хочу понять, зачем мне это проект? (уровень, ценности, задаем вопрос с 5 уровня).
  3. Хочу понять и осознать свою роль в этом проекте? (уровень роли, описываем роль и спускаемся вниз последовательно).

Возможное применение Пирамиды на этапе исследования и мозгового штурма на уроке в следующем варианте:

1 этап - иметь цель, что мы хотим на этом этапе исследования?

2 этап чтобы, что-то иметь, надо что-то делать. Что делать для достижения цели?

3 этап – знать, что тебе нужно знать, чтобы делать?

4 этап – взаимоотношения, с кем необходимо вступить в отношения (в паре, группе, команде, чтобы ЭТО было?

5 этап – быть, кем ты будешь? Кто ты? Какова твоя роль?

И тогда цепочка урока-сессии в части мозгового штурма может быть такова: иметь цель - делать – знать – взаимоотношения – быть.

Соблюдение компетенции 8 ICF «Стимулирование осознанности» позволяет мне не только быть не директивным учителем, но и развивать в себе способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации «мусорный опыт» и интерпретировать их таким образом, чтобы поддержать ученика в осознании его системы обучения через цели, действия, личные стратегии и мотивацию.

 

 

Добавить комментарий